3 (Зрительные иллюзии - психологические механизмы и модели)

PDF-файл 3 (Зрительные иллюзии - психологические механизмы и модели) Психология (29178): Диссертация - Аспирантура и докторантура3 (Зрительные иллюзии - психологические механизмы и модели) - PDF (29178) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "3" внутри архива находится в следующих папках: Зрительные иллюзии - психологические механизмы и модели, отзывы. PDF-файл из архива "Зрительные иллюзии - психологические механизмы и модели", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА доктора психологических наук, заведующего редакционно-издательским отделом Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт психологии Российской академии наук Белопольского Виктора Исаевича на диссертацию Меньшиковой Галины Яковлевны «Зрительные иллюзии: психологические механизмы н модели», представленной на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.02 — Психофизиология (психологические науки) Тема иллюзий восприятия отнюдь не нова, напротив, ее родословную можно проследить от древних философов и натуралистов, задававшихся вопросом об истинности наших чувственных впечатлений и степени соответствия нх окружающей реальности. В рамках физиологических исследований органов чувств, а затем и психологических исследований процессов восприятия было создано немало оригинальных изображений и описано ситуаций, демонстрировавших противоречивость, неполноту или неточность, а иногда и ошибочность возникающих перцептивных образов.

В силу той роли, которую зрение играег в построении образа мира, зрительным «ошибкам восприятия», или иллюзиям, уделялось и по сей день уделяется, пожалуй, наибольшее внимание исследователей. Можно сказать, что создание и изучение иллюзий является одним из самых эффективных методов исследования обычно скрытых от прямого наблюдения, редуцированных, очень быстро протекающих перцептивных процессов.

Любая теория, любой новый подход к зрительному восприятию должны предложить свои объяснительные принципы и механизмы возникновения иллюзорных образов. Таких механизмов н принципов накопилось в науке немало и задача их систематизации, упорядочивания и обобщения стоит очень остро, На решение этой очень непростой задачи как раз н направлено рецензируемое диссертационное исследование. Его актуальность еще более возрастает в свете все возрастающего насыщения среды жизнедеятельности людей электронно-оптическими средствами создания изображений, качество которых все больше и больше приблюкается к изображения реальных предметов или сред. Необходимость проанализировать психологические критерии иллюзорности и реальности предстает уже нс только как теоретическая, сугубо научная, но и как насущная прикладная проблема.

Автор диссертационного исследования — Г.Я.Меньшикова — приступает к нему не нуля, а имея за плечами многолетний багюк экспериментатора и теоретика, высококвалифицированного, судя по многочисленным журнальным и монографическим публикациям, специалиста, известного и в России, и за рубежом. Этот багаж дает ей право поставить перед собой задачу исследования феномена зрительных иллюзий и определяющих его психологических и психофизиологических механизмов.

Первые 3 главы диссертации посвящены обзору и анализу всего того, что известно в науке о зрительных иллюзиях на сегодняшний день. Это касается критериев выделения данного класса феноменов, причин возникновения иллюзий, классификации типов иллюзий и тех подходов к восприятию зрительных иллюзий, которые предлагают наиболее влиятельные научные направления. Сразу хочу отметить, что такого уровня глубины и охвата теоретический анализ проблемы зрительных иллюзий отсутствует в российской психологии и психофизиологии, да и в зарубежной литературе представлен единичными работами (Р.Грегори, С.Корен). Что же не устраивает автора у его предшественников и современников и что предлагается взамен? Во-первых, сам феномен зрительной иллюзии не был определен достаточно четко. Автор сразу оговаривается, что предметом его рассмотрения являются только те зрительные иллюзии, которые возникают при рассматривании изображений и для которых характерны 1) двумерность, 2) небольшие угловые размеры и 3) простота составляющих их элементов — линии, контуры, пятна различной яркости и цвета (стр.

29 диссертации), От себя добавлю еще такие неявно выраженные ограничения, как неподвижный наблюдатель и ограниченное время наблюдения. С учетом этих ограничений выглядит вполне логичным и достаточно полным то определение зрительных иллюзий, которое формулирует в своей диссертации Г.Я.Меньшикова: это «значимые, устойчивые и осознаваемые феномены восприятия, для которых характерно искаженное отражение свойств объектов, возникающее в результате особой пространственной и временной организации стимуляции» (стр.31), Во-вторых, автор считает непродуктивным подход, когда каждой конкретной иллюзии ставится в соответствие какой-то специфический механизм ес порождения.

В диссертации четко проводится линия на интеграцию и многоуровневость задействованных в формировании зрительных иллюзий механизмов, причем рассматриваются не только восходящие, но и нисходящие связи между выделенными в работе тремя уровнями: нижним, среднем и высшим. Еще одной сильной стороной предлагаемого подхода является гетерархичность работы задействованных зрительных механизмов, когда все уровни функционируют не последовательно, а одновременно.

1-1аконец, в-третьих, принимается принципиально важное допущение, что «процессы формирования иллюзорного образа не отличаются от процессов формирования лишенного иллюзорных искажений образа. Из этого следует, что при формировании ЗИ задействованы механизмы, работающие как в процессах искаженного, так и не искаженного восприятия» (стр. 130). Итогом проведенного теоретического анализа стала модель формирования зрительных иллюзий, описанная в главе 4. Эту модель отличают две особенности: 1) описание разделения уровней формирования иллюзии проводится на языке зрительных признаков, присутствующих в паттерне иллюзии, и 2) средний и высший уровни играют доминирующую роль в процессе формирования иллюзий (стр.

69). Нижний уровень отвечает за переработку локальных светлотных и цветовых контрастов, средний — за их двумерную пространственную организацию и группировку, а высший — за переработку зрительных паттернов с учетом восстановленного измерения глубины. Такое фундаментальное обоснование основного вывода диссертационного исследования, представленного в описании структурных и функциональных свойств модели, в описании закономерностей межуровневых переходов и весовых характеристиках каждого уровня, позволяет рассматривать данное исследование как новое решение классической проблемы зрительных иллюзий. Это решения находится на стыке двух наук — психологии и психофизиологии зрения.

Хотя языком описания представленной модели являются зрительные признаки, автор очень аккуратно и подробно показывает те физиологические механизмы, которые стоят за переработкой этих признаков в зрительной системе. Достоверность зафиксированных в модели принципов и механизмов подтверждают данные эмпирических исследований, описанные в главах 5-7.

Надо подчеркнуть, что в изложенных в этих главах экспериментах применялась новая технология предъявления стимульных изображений, так называемая виртуальная реальность, которая позволяет поднять исследование зрительных иллюзий на качественно новый уровень. Г.Я.Меньшикова одной из первых российских психологов освоила эту сложную технологию и получила с ее помощью впечатляющие результаты. Были проведены исследования влияния геометрии линий на выраженность иллюзий Вазарели и одновременного светлотного контраста (глава б), а также эффектов артикуляции в трехмерных зрительных иллюзиях (глава 7). Доказано, что ишпозии Вазарели н одновременного светлотного контраста неправомерно относить к разряду сенсорных иллюзий, они определяются преимущественно механизмами среднего уровня.

Что касается изменения выраженности трехмерных зрительных иллюзий светлоты, .то она объясняется включением в процесс формирования иллюзии когнитивного правила, которое описывается перцептивным уравнением константности светлоты Таким образом, полученные в этих экспериментах результаты хорошо укладываются в постулируемые моделью принципы формирования зрительных иллюзий. Суммируя вышесказанное, следует отметить, что Г.ЯМеньшикова представила на защиту законченное исследование, в котором предложила новое решение классической проблемы механизмов формирования зрительных иллюзий. Исследование выполнено на стыке двух дисциплин — физиологии и психологии зрительного восприятия, его выводы обоснованы как историко-теоретическим анализом существующих в науке подходов и решений, так и результатами проведенных автором экспериментов. Предложенная модель обладает эвристическими свойствами и позволяет объяснить широкий круг известных науке иллюзий.

Автором созданы также методические приемы, позволяющие генерировать и изучать ранее неизвестные иллюзии. Как и всякая попытка предложить новое решение для классической научной проблемы, диссертация Г.Я.Меньшиковой вызывает желание дискутировать, задавать уточняющие вопросы. Ограничусь тремя такими вопросами: 1) Одно из основных допущений автора состоит в том, что механизм формирования иллюзий не обладает какими-то отличительными особенностями, по сравнению механизмами порождение реалистичного образа. В таком случае, не стоит ли пересмотреть само название авторской модели? 2) Уровням авторской модели соответствуют уровни зрительных признаков.

Если для высшего уровня термин «признаки удаленности» общепринят, то для среднего (правила организации) и низшего 1локальные контрасты) термин «признаки», на мой взгляд, он не совсем адекватен. 3) В самой диссертации упоминается немало разновидностей зрительных иллюзий, условия появления которые выходят за рамки заданных автором ограничений. Приводится даже эксперимент, когда неточности восприятия вызывались изменениями положения глаз в схеме тела в условиях двигательной активности наблюдателя.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее