Халин К.Е. - Шпаргалка по истории политических и правовых учений, страница 7
Описание файла
PDF-файл из архива "Халин К.Е. - Шпаргалка по истории политических и правовых учений", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политология" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "политология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Она требует от индивида соотносить свои поступки с долгом гражданина. Так индивидуальная свобода согласуется с необходимостью.Право есть царство осуществленной свободы.Идея права проходит три этапа:1)абстрактное право - сфера имущественных отношений и преступлений против личности. Оно имеетформальный характер;2) мораль, придающая предписаниям формальногоправа позитивное содержание. Человек начинаетосознавать свои поступки. Свобода в морали сосредоточена в способности осмысливать свои поступки;3) нравственность: люди суммируют свои действия в соответствии с общими целями. Возникает сначаласемья, затем гражданское общество и затем государство.Гражданское общество - результат отношенийчастной собственности. В рамках гражданскогообщества существуют три сословия (в зависимости от рода занятий):^землевладельческое (крестьяне, помещики);2)промышленное (рабочие, владельцы фабрик);3)всеобщее (чиновники).деляют формы государственного устройства и нормыФундаментальной ценностью государства Монтескьеутверждал политическую свободу.
Залог ее - правильноорганизованная правовая система, согласная с «духомнарода». Законы Монтескье делил на естественные и человеческие. Парадоксальность человека - в постоянном нарушении людьми как естественных законов, таки человеческих. Согласно естественным законам человек жил в догосударственном состоянии. Он стремилсяк миру и добыванию пищи (в пору коллективной жизни).Постепенно равенство исчезает, возникают конфликты,войны.
Это порождает возникновение норм, регулирующих отношения:1)между нациями (международное право);2) между властвующими и подчиняющимися (политические законы);3) между самими гражданами (гражданское законодательство).Образование государства Монтескье выводил изналичия в обществе гражданского состояния.Человеческий закон у Монтескье неразрывно связан с объективным пониманием справедливости. Онане создается законом. Это закон возникает как следствие наличия в обществе понятия о справедливости. Закон разумен в силу того, что создается людьми.Он должен отражать не индивидуальное, а всеобщее,«дух народа».
Дух народа и дух законов соответствуютгеографическим условиям проживания народа - климату, почве, размерам территории.Монтескье выделял три формы государственногоустройства - республику, монархию и деспотию. Монархию от деспотии отличает приверженность правителя четко установленным законам.Республики Монтескье делил на два вида:1 Демократия, когда власть сосредоточена в рукахнарода;2)аристократия, когда власть сосредоточена в рукахузкого круга лиц.19.
ЛИБЕРАЛИЗМ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.УТИЛИТАРИЗМ И. БЕНТАМА20. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ,КОММУНИСТИЧЕСКИЕИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИГОСУДАРСТВА И ПРАВАXIX В.2 1 . ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕК.МАРКСАКарл Маркс (1818-1883) - немецкий философ, социоНаиболее ярким представителем либерализма волог, экономист. Его основные произведения - «К критике20-30 гг. XIX в. во Франции были временем активногегелевской философии права», «Экономическо-филоФранции был Бенжамен Констан (1767-1830). В свософские рукописи 1844 г.», «Манифест коммунистическойго развития политико-правовой мысли социалистичеих сочинениях он ставит перед собой задачу обосновапартии» и др.ского и коммунистического направления.
Основныминия свободы личности и экономических свобод. Сампредставителями этого периода являются Клод АнриКонстан делит свободу на два вида - личную и политиВ изучении общества Маркс видел необходимостьдеСен-Симон(1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837),ческую.выработки объективной и научной картины социальв Англии - Роберт Оуэн (1771-1858). Для теорийПод политической свободой он понимает участиеного развития.
Этот путь должен лежать через анализсоциалистов характерны резкая критика капиталистив осуществлении политической власти - судебной,экономической сферы общества.ческого общества и попытки разработать альтернативисполнительной, законодательной. Данный вид своОсновой марксизма является учение о соотношенииные социальные проекты.боды был характерен для Древней Греции и респуббазиса и надстройки. В роли первого выступает экономиСен-Симон убедился, что революция не ведет ни к чему,ликанского Рима.
Свобода политическая не означаческая система общества. Это совокупность не зависякроме хаоса и анархии. Чтобы предотвратить катаклизмы,ла свободы личности. Государство предписывалощих от воли людей производственных отношений. В еенеобходимо преобразовать общество. Оно должно учинормы частной жизни, исповедание определеннойоснове лежит определенная форма собственности натывать интересы широких масс, наиболее обездоленных.религии и т. д.
В современных государствах граждасредства производства. Производственные отношенияОн выделял три стадии развития общества:не уже в силу объективных причин не могут непоопределяются уровнем развития производительных сил.1)«теологическую», которая заключается в переходесредственно принимать участие в политике. Но этоНадстройка включает правовые и политические инстикомпенсируется свободой в сфере частной жизнитуты и соответствующие формы общественного сознания.от первобытного идолопоклонства к политеизму;и коммерческой деятельности.
Новой ценностью явГосударственные и правовые институты призваны выраданной стадии соответствует рабовладельческийляется личная свобода, означающая равенствожать волю и интересы экономически господствующегострой;граждан перед законом, свободу слова, вероиспокласса. Буржуазные производственные отношения - по2) «метафизическую», основанную на единобожии и феоведания и т. д. В сфере экономики Констан выступаследняя антагонистическая форма общественного продальном способе ведения хозяйства;ет за свободную конкуренцию.
Государство, вмешиизводства. Одна общественно-экономическая формация3) «позитивную», при которой веру в Бога заменит наваясь в экономику, проигрывает. Бюрократизациясменяется другой в результате борьбы классов. Постояучное мировоззрение, обществом будут управлятьрынка ведет к его неэффективности.нно развивающиеся производительные силы приходятученые.Констан активно отстаивает интересы наемных рав противоречие с устаревшей системой производственПереход к позитивной стадии Сен-Симон считаетбочих.
Он против законодательного ограничения зараных отношений (базисом общества). После социальнойнеизбежным. Промышленное общество основываетботной платы. Констан критикует теории народногореволюции происходит переворот во всей громаднойся на всеобщей занятости и бурном развитии произсуверенитета. Он видит в народовластии опасностьнадстройке.водительных сил.индивидуальной свободе. Гаранты против чрезмерноМаркс представляет историю обществ как историюРоберт Оуэн отмечал, что индустриализация в еврого усиления роли государства - общественное мнеборьбы одних социальных групп с другими. Государпейских странах позволит создать новое общество поние, разделение властей, выборные институты власти.
^ п р и н ц и п у коммун. Он осознавал всю утопичность ^£ ство и политическая власть представляют собой орга-низованную систему господства одного класса наддругим путем насилия и принуждения. Разрешить историческую несправедливость должен сам ход развития общества. Социальные конфликты индустриального общества невозможно устранить без ликвидацииинститута частной собственности. Последняя ликвидируется посредством классовой борьбы. Ее кульминацией и результатом должно явиться коммунистическое общество.
Он считал, что капитализм уженаходится в глубоком кризисе. Пролетариат непременно превратится путем революции из подчиненного класса в господствующий. Он уничтожит старыепроизводственные отношения. В результате должнообразоваться бесклассовое коммунистическое общество. Коммунизм основывается на уничтожении частной собственности и на общественном управлениисредствами производства и капитала. Это автоматически влечет за собой ликвидацию наемного труда основы капиталистического общества.Маркс руководствовался в анализе государства и права их классовой сущностью.
Государство есть результат раскола общества на классы. Последние преследуют антагонистичные экономические интересы. Самогосударство - орудие и собственность господствующего класса.В результате пролетарской революции, считал Маркс,класс трудящихся насильственно ниспровергает буржуазию: весь капитал, средства производства оказываются в его руках - тогда производительным силам уже непрепятствуют устаревшие капиталистические производственные отношения, выраженные в институтах государства и права.предлагаемых проектов, поэтому стремился не воплотить их в жизнь, а повлиять на общественное мнение.Шарль Фурье считал, что в обществе существует фундаментальное противостояние капитала и труда. Поэтому общество должно исключить возможность подобныхпротиворечий. Фурье видел возможность участия капитала в создании так называемых фаланг (производственно-потребительских объединений).
На данной стадиираспределение материальных благ в обществе будетпроисходить по следующему принципу: 4/12 - капиталу,5/12 - труду, 3/12 - таланту. Конечным результатомразвития общества будет уничтожение государственныхи правовых институтов, ведь в идеальном обществеотсутствует необходимость в насилии и принуждении.Эигьеи Кабе (1788-1856 гг.) не представлял коммунизма без наличия развитой демократии. Дорогу к равенству граждан открывает всеобщее избирательноеправо. Переход к коммунистическому обществу лежитчерез диктатуру временного правительства. Оно должно быть образовано и одобрено народом.Французский социалист Луи Блан (1811-1882)считал возможным построение справедливого государства путем введения всеобщего избирательногоправа.