Халин К.Е. - Шпаргалка по истории политических и правовых учений, страница 6
Описание файла
PDF-файл из архива "Халин К.Е. - Шпаргалка по истории политических и правовых учений", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политология" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "политология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Он рисует образ общества безчастной собственности. Здесь каждый работает в соответствии со своими природными задатками, трудтакже в почете. Забота по воспитанию и образованию в городе солнца связаны с производительнымтрудом. Все это организуется и регулируется государством.Город солнца - совершенное государство. В немгосподствуют философы-священники во главе с Метафизиком.
Это - подчеркнуто социально однородноеобщество. Оно исповедует простую и рационализированную религию и ведет общинный образ жизни. В немотсутствуют частная собственность и семья. Детейвоспитывает государство. Всеобщий обязательныйчетырехчасовой труд гарантирует изобилие.Хозяйственной единицей в городе солнца являетсяне семья, а мастерская или бригада. Кампанелла возражает против применения рабского труда.Но жизнь в городе солнца еще более регламентирована, чем в Утопии.Все носят одинаковую одежду, одинаково питаются, одновременно начинают и завершают работуи т. д.народа и аристократии.
Первый не хочет, чтобы егоугнетали. Вторая желает, чтобы ей подчинялись. В зависимости от числа правящих лиц Макиавелливыделяет:1)единовластие, правление немногих;2)правление всего народа.В зависимости от целей государства и качества их достижения он вычленяет следующиетипы:1) монархию;2) олигархию;3) демократию.Все три относятся к так называемым неправильнымформам.
Они приводят к попранию законов, пренебрежению интересам и государства.Макиавелли вырисовывает идеал из синтеза существующих форм государственности. Республика должнаявиться результатом согласования всех трех государственных форм. Интересы правителя и народа должнынаходиться в согласии. Тогда можно вести речь о благегосударства. Большую роль в этом играет закон.
Законсвязывает обязательствами и государя, и народ. Законзащищает государство и от произвола толпы, и от несдержанности правителя. Мудрость народа сосредоточена в законе.Сущность республиканского строя лежит в компромиссе между народом и знатью. Аристократия необходима, так как из нее выдвигаются государственныедеятели, военачальники, чиновники. Народ выступает своего рода гарантом неподкупности и соблюдения закона.Каждое государство время от времени захватываютсмуты. В этих случаях Макиавелли допускает введение диктатуры.16. ПОЛИТИКА И ПРАВОЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ17. И. КАНТ И Г. ГЕГЕЛЬО ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕВольтер (Франсуа Аруэ) (1694-1778) - французИммануил Кант (1724-1804) - родоначальникклассической немецкой философии. Основные раский мыслитель и писатель.боты - «Критика чистого разума», «Критика практиЕго политико-правовые взгляды были сосредоточеческого разума», «Критика способности суждения».ны не только в трактатах, но и художественных произПолитико-правовые взгляды отражены в «Метафизиведениях.
Он критиковал сословное устройство феоке нравов» и «Идее всеобщей истории во всемирнодальных монархий, обосновывал принципы гуманизма,гражданскомплане».веротерпимости и свободы.Главный законом существования людей - категоПо его мнению, источником социальных бедствийрический императив. Закон ценен сам по себе, а неявляются суеверия, предрассудки и невежество, наиз соображений выгоды. Разум берет свое начало несаждаемые католической церкови, которые можнов индивиде, а в человеческом роде. Источник нравпреодолеть только с помощью разума. Вольтер нественности и прав - в практическом разуме, свободатеист, а антиклерикал.ной воле людей. Личность может считаться нравВольтер обращался к концепции естественного праственной, если поднимается до осознания своейва.
Свобода - свобода личности (свобода слова, соответственности перед родом.вести, печати). Подлинная свобода возникает тогда,Право как нечто менее совершенное опирается накогда люди не зависят друг от друга (отсутствие сословпринуждение, силу и на законодательную базу. В сфеной зависимости). Вольтер выступал за автономизациюре правовых отношений реализация прав одниминдивида.
Из всех зависимостей Вольтер признавалсубъектом влечет за собой ущемление прав других.только зависимость от закона. Равенство - это равенЛюди руководствуются не долгом, а своими интерество всех граждан перед законом.сами. Если право господствует над моралью, общеВольтер предлагал ликвидировать сословность,ство антагонистично.аристократию заменить чиновно-бюрократическимИзначально человеку присущи не свобода личноаппаратом, изменить систему судопроизводства. Вольсти, а свобода морального выбора.
До возникновениятер - сторонник просвещенной монархии. Идеальныйгосударства индивид приобретает субъективные есправитель - монарх-философ. Последний правиттественные права. Только при поддержке государстваони преобразуются в публичные.согласно принципам нравственности и разума.Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - еще одинГосударство - соединение людей в рамках законов.Главный признак государственности - верховенствовидный представитель французского Просвещения,закона. Всякое государство должно базироваться наюрист и политический мыслитель.принципах правопорядка и народного суверенитета.Монтескье выступал с позиций детерминизма: в люГеорг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) такбом обществе действуют объективные общие факторыморального и физического характера, которые опре- ^ ж е рассматривает теоретические проблемы полити-18.
КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙВ конце XVIII - начале XIX вв. многие крупные мыслители выступили с критическим анализом Французскойреволюции. Некоторые из них составили консервативное направление политико-правовой мысли. Это Жозеф де Местр, Луи де Бональд, Карл Людвиг Галлер,ЭдмундБеркидр.Жоэеф де Местр (1753-1821) был яростным критиком не только Французской революции, но и Просвещения. По Местру, некогда Франция являласьобразцом нравственности и религиозности. Но затемв массах стали распространяться вредные идеи против религии и собственности.
Сам человек не можетизменить общество к лучшему. На это существует воляБога. И Бог дал человеку волю перестроить общество. Как результат - революция, хаос, террор, извращение самой сути закона и государства. Властьзахватили тираны и злодеи. Де Местр делает вывод:сколь бы ни была плоха монархия, революция - кудаболее страшное зло.Конституция - дело практики, причем практики многовековой.
Законы - результат не разума, а истории.На этом утверждении основывается и его политическая программа. Человек по природе - греховное существо. Поэтому в его же интересах.находиться поддавлением со стороны государства. Только монархияявляется богоугодной формой государственности.Монарх должен опираться на духовную власть. Только так можно противостоять разрушительной силеинакомыслия.Луи де Бональд (1754-1840) тоже видит в революции следствие ослабления веры в Бога. Революция - этонаивысшая стадия разложения общества.
Законы чело-века должны согласовываться с божественными законами. Задача общества - защита личности и имущества.Идеал государственности - в монархии. Ее фундамент семья.Де Бональд отрицал необходимость в обществезаконодательной ветви власти.
Источником законадолжна быть природа вещей, а не группа лиц или отдельное лицо. Все необходимые институты и нормысложились исторически, и нет смыла их менять.Карл Людвиг Галлер (1768-1854) стал символомреставрационных настроений общественности XIX в. Онполагал, что естественный закон имеет божественноепроисхождение. Его суть: сильный должен властвовать,а слабый - подчиняться. Социальное неравенство естьследствие неравенства природного и установлено свыше.
Теорию общественного договора Галлер называлсимволом произвола взамен божественному установлению. Отличие государства от общества - наличие верховной власти в лице монарха.Галлер фактически проводит идею ненужности закона и судопроизводства. Суды есть лишь проявление милости монарха.Английский политический деятель и публицист Эдмунд Берк (1729-1797) опровергает учения ведущих деятелей революции.Берк исходит из ошибочности теории общественногодоговора. Человек никогда не находился вне общества.Он - существо коллективное, с самого рождения связанное узами совместного бытия. Он отвергает правонарода на верховную власть.Берк полагает: возможны только конституции, опирающиеся на традиции. Иной путь - путь порока и безнравственности.ческого и правового устройства общества («Философия права»).Государство и право Гегель делает предметом философии духа. По Гегелю, в развитии общества и егоинститутов существует объективная закономерность.Законы всегда позитивны.
Поэтому естественное право оказывается неким постоянным установлением.Отправным пунктом гегелевской идеи права является тезис о всеобщей свободе, которой наделен человек. В сфере права господствует не индивидуальнаяволя, а коллективная, всеобщая.