Халин К.Е. - Шпаргалка по истории политических и правовых учений, страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Халин К.Е. - Шпаргалка по истории политических и правовых учений", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политология" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "политология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
В новых исторических условиях понадобилисьновые нормы. Они должны были выражать волю господствующих социальных групп.Правила и обычаи постепенно приобретают характер правовых норм. Активно развивается правотворческая деятельность государственных органов.Источником правообразования служили многие судебные решения. Им придавалось значение общих правил. По мере укрепления центральной власти эти актыстановились все более авторитетным источникомправа. Создававшиеся государством юридическиезаконы были направлены на урегулирование отношений частной собственности и других групп общественных отношений.ствах. Носителем власти было все общество в целом: все вопросы разрешались собранием взрослыхчленов общины. Оно выбирало старейшин, военачальников. Последние не имели материальной заинтересованности в своих должностях и могли бытьсмещены собранием.Авторитет власти собрания был непререкаем.С укрупнением родов на собрания выдвигаются уполномоченные лица, пользующиеся уважением.
Постепенно у них появляются привилегии и расширяется кругобязанностей. Они принимают участие в организациитруда и распределении результатов производства.В первобытном обществе существовала развитаясистема запретов - табу. Одним из первых был запрет на убийство соплеменника.
Нарушение табу строго каралось. Большинство запретов базировалось нарелигиозной нравственности.Усложнение социальных связей внутри родов породило разделение труда. Культурные и производственные навыки открыли дорогу новым отраслямхозяйства (скотоводству, ремеслу и т. д.).Постоянный рост производства привел к накоплению излишков.
Последний поначалу распределялсяпо принципу равенства между членами рода. Затемон стал переходить в сферу межобщинных связей,превратился в товар.Обмен скота со временем концентрировал большоеколичество прибавочного продукта в руках отдельныхсемей родоплеменной знати - жрецов, военачальников, старейшин. Скот стал предметом обмена - деньгами первобытно-общинных обществ. Все это вытесняло коллективные формы собственности. Возникали:1) частное хозяйство;2) частная собственность на средства производства.3) политико-правовая программа, касающаяся желательного устройства анализируемых сфер общества, - отражаются видение целей и задач государства и праваи интересы социальных групп общества.
Теоретическая часть политических и правовых учений наиболееобширна. Это обусловлено потребностью тщательного обоснования значимости определенных проблеми их теоретического анализа.Существенная черта любого политико-правового учения - зависимость от структуры конкретного государства, от специфики его правовой системы.Трансформация последних порождает и концептуальные изменения в учениях о политике и праве.Политико-правовые доктрины являются продуктом сознательной интеллектуальной деятельности. Они - результат определенных мировоззренческих установок того или иного мыслителя, живущегов конкретных исторических условиях.Политико-правовые учения выполняют оченьважные социальные функции. Они способствуют идеологической самоидентификации социальных групп,осознанию ими своих интересов и механизмов ихреализации, реально влияют на трансформацию политических и правовых институтов в обществе.Политико-правовые учения представляют историючеловеческой мысли, попытки людей преобразоватьсуществующие социальные институты.
История политических и правовых учений не просто череда определенных идей, концептов или ученых трудов. Это преемственное и последовательное развитие теоретическихпредставлений.4. ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕИ ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ5. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯДРЕВНЕЙ ИНДИИНаиболее ранние политические и правовые ученияВI тысячелетии до н. э. в Индии возникли брахмасложились именно на Древнем Востоке (в Египте,низм и буддизм.
Это был религиозный фундаментМесопотамии, Индии, Китае). Здесь впервые складыдля развития представлений о политике и праве. Обавается самый ранний тип общества, пришедшего нарелигиозных учения уходят корнями к Ведам (отсмену первобытному. В экономической сфере посанскр. veda - «знание», «ведение»). Веды - канондобный строй характеризуется:священных книг ариев. В них содержатся религиоз1) господством патриархального натурального хозяйные представления и описание ритуалов. Согласноства;Ведам все люди произошли из тела космического ве2) статичностью государственных форм собственноликана Пуруши. Поэтому они делятся на четырести на землю и общинного землевладения;Варны (сословия, касты):3) очень медленным развитием индивидуальной част1)брахманы - священнослужители;ной собственности.2) кшатрии - правители и воины;Возникновение государства в Египте происхо3)вайшья - земледельцы, ремесленники, торговцы;дит примерно в V в.
до н. э. В результате разложения4) шудры - лица физического труда, слуги.родового строя происходит выделение родовой знати:Верхушку социальной иерархии составляли брахвозникает рабство, усиливается роль вождей и стаманы и кшатрии. Первые сосредоточили в своихрейшин. После кровопролитных войн возникает (IV тыруках духовную власть, вторые - светскую. Религиозсячелетие до н.
э.) единое государство.но-философская система, основанная на Ведах, былаВо главе Египта стоял фараон. Он считался богомвыработана брахманами. Она получила название брахи его власть передавалась по наследству. Ему подманизма (по имени верховного бога Брахмы).чинялся глава правительства. Основные функции:Основой брахманизма был тезис о перевоплощении1)ведение казной;душ.
Душа человека после смерти может блуждать по2) отправление правосудия в высшей инстанции и др.телам людей более низкого статуса, животных и растеОсновными занятиями древних египтян былиний. Если человек вел праведную жизнь, он возродитсяземледелие и скотоводство.в человеке более высокого социального положения.Верхушку египетского общества составляли жреПоведение человека и его судьба выражена в понятиицы, чиновники и военная знать. Первые разделядхармы. Дхарма - это кодекс поведения человека, колись на группы соответственно различным культам,торый определяется его социальным статусом. Принадсуществовавшим в Древнем Египте. Жрецы занималилежность человека к сословию определялась его рожвидное положение в государстве; многие из них занидением и сохранялась за ним всю жизнь.мали должности и в административной системе.Государственная власть описывается в брахманиБольшим влиянием в обществе пользовалась и аристократия.
Ее составляли как потомки родоплемен- ^ с т с к о м каноне как единоличное правление государя.6. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ КИТАЯВ VI—III вв. до н. э. Китай характеризуется бурным расцветом социально-политических концепций. К этомупривели коренные изменения в экономической и политической сферах китайского общества. Это вызвано:1) появлением частной собственности на землю;2)усилением имущественной дифференциации;3) возвышением наиболее зажиточных членов общин;4) ослаблением внутриродовых связей;5) обострением социальных конфликтов.Даосизм основал мудрец Лао-Цзы (IV-III вв. до н. э.),который был автором трактата «Дао дэ цзин». В центреего учения - понятие «дао» - путь.
Оно отражает путьчеловека или целого народа и общества согласно волебогов. В даосской интерпретации дао предстает как некое мировое начало. Над ним не может быть ни воли земного владыки, ни воли народа. Это круговорот существующих в непрерывном потоке изменений вещей, явлений.Перед всепоглощающей мощью дао человек способенлишь продлить свою жизнь. Конфликты и социальныебедствия вытекают из утраты людьми первоначальнойсвязи с дао.
В своих суетных желаниях и страстях ониотдалились от него. Лао-Цзы говорит о возможности передела имущества богатых в пользу более бедных общинников. Образ идеального правителя описываетсячерез призму принципа недеяния. Правитель не долженактивно вмешиваться в дела общества.Более влиятельным, чем даосизм, было конфуцианство. Его родоначальником был Кун-Цзы (европеизированное - Конфуций; 551-479 гг.
до н. э.). Он изложилсвое учение в трактате «Лунь юй» («Беседы и суждения»).Центральные темы - описание благородного мужа, правила человеколюбия и ритуалов.Государством должны управлять мудрецы, ученыемужи под началом государя. Люди разделяются навысших и низших не по знатности, а по этическимкачествам и знаниям. Благородство - это следование нормам морали. Только благородный человекможет управлять государством. Вместо имущественной дифференциации он вводит принцип моральныхзаслуг и ума, который являлся критерием принадлежности к той или иной ступени иерархии. Власть государя носит патриархальный характер.
Правитель должен выполнять роль отца для своих подданных.Воспитывать подданных следует, увлекая собственным примером. Народ должен почитать правителя какотца и повиноваться ему.Основатель школы моистов - Мо-цзы (ок. 479-400 гг.до н. э.) - изложил основы своей политико-правовой концепции в трактате «Мо-цзы». Приверженцы этой школыотрицали назначение на государственные должности породовому признаку. Мо-цзы считал необходимым назначать на государственные посты мудрых людей. Наследная аристократия не должна принимать участие в управлении государством. Под мудростью понималась некнижная наука, а практические знания.Интересы чиновников и имущественной аристократии отражал легизм (Шан Ян; 390-338 гг.
до н. э.).Легизм преследовал чисто прагматические цели. Точный расчет в политике легизм противопоставляет морализаторству Конфуция. Легисты отрицали возможность возврата к архаическим традициям.Легисты выступали за:1) централизацию власти в руках правителя;2) ограничение произвола наместников путем бюрократизации их власти.Он - важнейший элемент государства.