Ответы: Ответы на госы
Описание
1) Политическая мысль древней Греции.Аристотель
2) Политическая мысль эпохи Возрождения. Н. Макиавелли.
3) Французская полит мысль XVIII в. и ее влияние на идеологию великой французской революции.
4) . Политическая мысль Древней Руси.
5) Английский либерализм 19 века, его методологические принципы.
6) Консервативная политическая мысль России 19 века, ее черты.
7) Русский либерализм XIX в.: основные направления и особенности.
8) Развитие соц идей в России 19в. Роль и место социализма в рус полит мысли.
9) Теории элит.
10) .Политическая философия веховцев («Вех»).
11) Исследования тоталитаризма(Т) в XX веке.
12) Политическая власть(ПВ): понятие, подходы, функции, принципы.
13) Разделение властей: сущность и содержание.
14) Политическая система: понятие, структура, функции.
15) Партия(П) как полит институт,тенденции её развития
16) ФЗ «О пол. партиях в РФ»: основные положения и значение.
17) Общественно-политические движения(ОПД) как субъекты политики
18) Методологические подходы в сравнительной политологии
19) Виды сравнительного анализа в политической науке
20) Методические проблемы сравнения в политической науке
21) Теории демократии в сравнительной политологии
22) Политическое знание: основные парадигмы и специфика.
23) Философия войны и мира.
24) Идеология(И): современные подходы к пониманию, природа, свойства и закономерности.
25) Политический человек.Человеческая детерминанта в политике
26) Идеология(И): современные подходы к пониманию, природа, свойства и закономерности.
27) Традиционные идеологии в контексте отечественной модернизации.
28) . Политический человек.Человеческая детерминанта в политике
29) Политико-психологический портрет личности: общая характеристика и основные компоненты структуры. Образ мира лидера.
30) Лидер и руководитель: социальные функции, роли и политико-психологические требования (сравнение). «Парадокс лидера»
31) Информационно-психологическая безопасность человека и общества в политических отношениях.
32) Стереотипы в политике, их влияние на сознание и поведение. Механизм функционирования стереотипа
33) Соотношение понятий международные отношения, международная политика и мировая политика
34) Агитационно-пропагандисткий этап избирательной кампании: содержание, стратегии, приемы и средства осуществления.
35)
1. Политическая мысль Древней Греции. Аристотель
3 пер: ранний (13/8-6 вв. до н.э.), расцвет (5-сер.4 в. до н.э.), эллинизм (к4 – 2 в до н.э.).
Ранний: возникновение и становление гос-ти. В 13 в греки жили в условиях родоплеменных отношений во главе с вождями. Им уже тогда не принадлежала вся полнота власти, сущ-ли народные собрания и народный совет. После реформ Тесея эти отношения были сломаны, об-во было разделено на слои в зав-ти от имущественного достатка и появилась публичная власть. Греция не представл собой единого г-ва. Складывается своеобразная гос-ть в форме полисов (город+сельская местность). Народное собрание – высший орган гос власти, 2 функции: зак и судеб. Членами были все достигшие совершеннолетия.
3 формы правления в полисах: монархия , аристократия, демократия.
Представители: Тесей, Гомер, Гесиод (мифология); переход к рациональной мысли - 7 мудрецов (Солон, Питтак, , Фалес,); пифагорейцы, Гераклит. Первоначально полит. представления развивались внутри мифологического сознания. Первые полит. знания фиксировались в понятиях-образах (монарх-Зевс). Гомер в Илиаде и Одиссее объединил эти представления. Гесиод: люди и боги живут в одном сообществе. 6 в: перелом, из мифологич сознания выделилась философия, п. мысль, появилось абстрактное мышление, на смену понятиям-образам - понятия-категории. Нравственные полит ценности закрепляются в политологических категориях. Мораль и пол-ка нераздельны, единое целое. Переход от мифа к теоретическому познанию осуществляют 7 мудрецов (происходит разрыв с мистикой и обращение к рационализму), они первые начинают пользоваться п. категориями. Пифагорейцы пытаются применить принципы математики к анализу пол-ки; отчасти возвращаются к элементам мифического познания, соединяя рационализм 7 мудрецов с мистикой, они мистифицируют число. Миф в целом сохраняет свою познавательную функцию, но он играет теперь вспомогательную роль по отношению к рациональному. Гераклит систематизирует натуральную философскую концепцию политики и п жизни, объяснения полит. явл-й нужно искать в природе.
Расцвет(классика): Демокрит, софисты (Протагор, Горий, Гиппий), Сократ, Платон, Аристотель. Период расцвета полисной организации. Сущ-ло множество форм орг-ции г-в, что потом стало богатым эмпирическим материалом для исследований. П наука рассматривается высшей формой научного знания. У Аристотеля она занимает гл. роль. Дается четкое представление о п. науке, ее предмете, методах исследования. Разработаны 2 основные парадигмы: нормативистский подход и прагматический подход. В этот период создаются осн. п категории, кот-ми политология пользуется до сих пор и формулируются осн. проблемы пол. науки (наилучшее устройство гос-ва, власть, ее природа и сущность, особенности пол. деят-ти, пол. этика, свобода, права человека). Софисты: разделяли личный и гос-й интерес, т.е. высший есть общий интерес => П. это сфера всеобщего интереса, а первая обязанность это защищать гос-во, а вторая обязанность - участвовать в народном собрании. Свободен тот, кто управляет государством. Демокрит определял политику. как искусство. Именно с Аристотеля П.мысль становится теорией.
Эллинизм: полисная государственность исчерпала свои возможности и пришла к гибели. Древнегреч-й полис сменяет империя А. Македонского. Греческая гос-ть оказалась бессильной перед Римской гос-тью и деспотическими гос-ми. Характеризуется иным П.сознанием, сменой старых ценностей на новые, т.е. главный не общественный интерес, а ориентация на индивидуальную замкнутость и отчужденность. Исчезла полисная жизнь, ощущение участия во власти. Пред лицом имперской власти человек ничтожество. Возникает новое П.сознание, П.психология, и идеология отчуждения человека от гос-ва. Раньше счастье понималось как участие в гос. делах, то сейчас как внутреннее духовное состояние человека. Теперь целью жизни стало наслаждение, кот-ое дают дружба и знание. Появился аполитичный чел-к. Сущ-ло 2 течения: эпикурейцы и их продолжатель Лукреций Кар, стоики. Ранние стоики уже обслуживали римский мир, они озвучивали будущее. Полибий закладывает основания ист. метода исследования, приходит к выводу, что смена форм гос-в не имеет конца. Он описал новый тип гос-ва – республику, ее отличие в том, что в ней разделение властей. Появляется новая проблема: индивида и гос-во, человека свободного от гос-ва.
Аристотель (384-322 г.до.н.э.). произведения : Никомахова этика, Большая этика, Этика.Он систематизировал накопленные знания греков о п науке.
А. рассматривает политику как науку, однако, он не дает ее определения, а идет через способы познания реальности:
-1.Наука – вид знаний существует само по себе, достоверно и с необходимостью, это знание по своему содержанию объективны. Человек к нему ничего приставить не может. Научное знание может быть получено с помощью индукции и дедукции.
-2.Мудрость – способ научного постижения основанного на опыте по своему характеру; философия постижения истины. Это способ познания конечных, первичных причин. При помощи морали познается благо как высшая цель государства.
-3.Искусство – творение чего-либо нового. В отличие от Науки и Мудрости имеет дело с возникновением нового из вещей, которые могут быть и нет. И творит не произвольно, а в соответствии с законом.
-4.Рассудительность – базируется в отличие от первых трех на чувствах человека. Целью Рассудительности является польза, она не может быть не Наука, не Искусство. Результатом Рассудительности является поступок. Выделяют 2 вида Рассудительности: -Личная (поступки, преследующие личную пользу), -Гос-я (деятельность по управлению гос-ом, чиновничья деят-ть).
-5.Ум – позволяет человеческому разуму охватить весь мир как единое целое. Ум дает синтетическое знание о П.
А. вошел в историю как создатель прагматического метода исследования. Начало всякого познания начинается с изучения действительности. Здесь мышление опирается на индукцию. Этот метод означает, что исследователь не должен навязывать идеи о совершенном гос. устройстве, а должен среди существующих выбрать лучшее и получить пользу. Также он вошел в истории как создатель сравнительного метода. Аристотель сознательно использует этот метод, что отличает его от предшественников.
Гос-во-продукт естественного развития.Частная собственность-в природе человека.Правильные формы:монархия,аристократия и полития.Неправильные:тирания,олигархия и демократия. Прблема рабства.Правление закона,а не людей.
Методология Аристотеля: он прагматик, считает, что началом П. сознания является опыт, ученый должен обращаться к эмпирике, получать чувственное знание об окр.мире.=> сознание начинается с анализа и расчленения объекта на части, а затем идет обобщение и получается знание всеобщего. Он материалист, в отличие от Платона он не ставит задачу о разработке идеального гос-го, П.устройства. Считает, что лучшее устройство следует искать в действительности, причем, определив какое лучшее, не значит, что все другие надо преобразовывать. Он ставит задачу как из существующих форм государства получить пользу для людей.
Этика и политика: он их не разделяет, этика есть часть П., а конечном счете основания есть благо. Полезное должно быть нравственным, а это возможно когда человек подчиняет свою жизнь общественным интересам.
Эстетика и политика: для греков эстетическое отношение к политическому, гос-му, власти как прекрасному. Высшая ценность жить в гос-ве, управлять в гос-ве. Платон: Гво,Зны.Пка-наука и искусство.Нормативистский м-д:сущ абсолютн истина.Пка д познать эту истину и в рез-те-преобраз-ть сущ-ую соц-под действительность. Мир идей::в многообразии идеалов существует идеальн модель гос устройст-ва. Мир материи:мертвое начало. Космос:идея+материя.Чел-часть этого мира,кот несовершенен. Для изучени-я не нужно обращаться к практике.Знания об идеале-в душе чела.Норма-моральн п/пы устр-ва. Цель п науки – изуч-е справ-ти-высшей цели чел-го бытия и гва. Пп- каждому свое: соц-проф разделение,п/п мат равенст-ва.Пка-часть морали.Все сущ-ие гва-неправильн.Правят не те,кто надо,трудятся и воюют тоже не те.Идеал-аристократи-я.Тимократия_Олигархия_Демокр-я_Тирания.В идеальн гве:разум_воля_чувства.Частн и общ-ая сть.Средний достаток.Демографическая проблема-а:численнос-ть гва д регулир-ся.
Характеристики ответов (шпаргалок)
Список файлов
- ответы на госы.docx 217,24 Kb