Вопросы/задания: Билеты. Методика преподавания литературы. Дорожкина
Описание
Оглавление
1.Методика преподавания литературы как научная дисциплина. 1
2. Литература как учебный предмет. 4
3. Проблемно-тематический путь анализа и его реализация при изучении художественного произведения. 5
4. Учитель литературы и современные требования к нему. 7
5. Основные принципы изучения литературы в школе. 8
6. Приемы и методы обучения литературе в школе. 9
13. Метод эвристической беседы в работе учителя-словесника. 20
14. Развитие устной речи учащихся на уроках литературы. 21
15. Изучение драматических произведений в школе. 25
16. Развитие письменной речи учащихся на уроках литературы. 27
17. Исследовательский метод в работе учителя-словесника. 30
18. Внеклассная работа по литературе в школе. 31
19. Изучение лирических произведений. 33
21. Репродуктивный метод в работе учителя-словесника. 36
22. Средства наглядности на уроках литературы. 37
23. Структура урока литературы. 38
24. Урок литературы в современной школе. 39
25. Развитие речи учащихся на уроках литературы. 41
26. Изучение литературно-критических статей. 46
29. Теория литературы и ее значение в школьном литературном образовании. 52
30. Специфика календарно-тематического планирования. 54
31. Организация внеклассного чтения учащихся. 55
32. Подготовка к анализу художественного произведения в школе. 57
33. История методики преподавания литературы в ХIХ веке. 58
34. История методики преподавания литературы в ХХ веке. 60
35. Виды и формы внеклассной работы учащихся по литературе. 64
36. Методика обучения литературе на современном этапе. 66
37. Федеральный государственный образовательный стандарт. 68
38. Изучение жизни и творчества писателя/поэта. 70
39. Школьный курс предмета «Литература», его содержание и структура. 72
Формат ответов примерно следующий:
В методике преподавания русского языка речевое развитие понимается как «движение вперед в овладении связной речью, в овладении умением создавать определенные тексты, определенные речевые произведения» (Ладыженская Т.А)
Речевая скованность приводит к прямолинейности оценки героев и ситуаций художественного текста, не позволяя читателю почувствовать многие оттенки авторской мысли. Поэтому учителя и методисты стремятся соединить анализ произведения и развитие речи. Просто общение с книгой без системы тренировок не может привести к преображению речи читателя. В. Я. Коровина предлагает систему уроков развития речи при повторном обращении к художественному тексту. Сдвигами в речевом развитии обычно завершается этап закрепления новых мыслей, чувств, отношений в сознании учеников.
Работы А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Н.С.Лейтеса, Л.И.Божович, А.Валлона позволяют наметить общую схему психического развития школьника:
1) V-е классы - как читатели наделены признаками «наивного реализма », характеризуется эмоциональной экспрессивностью речи, сохранением в письменной речи разговорных интонаций и структуры диалога, тяготением к антиномии в употреблении эпитетов.
2) VI-е классы при нормальном развитии завершают стадию «наивного реализма». Здесь характерна четкая связность повествования. Как правило, это пересказ с элементами рассуждения, причем во многих случаях стиль изложения интуитивно приближен к авторской манере. Дети этого возраста захвачены действием, и предпочитают прямые глагольные конструкции. Здесь заметна тенденция к объективности восприятия и выражения авторской мысли, но без анализа произведения, без вопросов, вовлекающих в раздумья. Эпитет сохраняет права первенства, сравнение изредка встречается при передаче наиболее драматических моментов действия. Смесь бытовой и книжной речи, жаргона и высокой лексики в ответах шестиклассников отражает довольно сложную по содержанию мысль, которая еще не находит достойного словесного оформления.
3) VIII класс - значительно выросшая культура слога, мышления, чувств, особенно раскованность и активность работы читательского воображения, тонкое внимание к отдельным художественным деталям. Работы восьмиклассников, как правило, написаны как единый монолог. При этом усиление рефлексии читательского восприятия ведет учеников не только к использованию вводных выражений («по-моему», «кажется» и т.п.), но к попытке воспроизвести сам процесс обдумывания произведения. Раскрытие читательских чувств у восьмиклассников усиливает экспрессию эмоциональных эпитетов. Герои окружены оценочными эпитетами («неприятен», «симпатичен», «вызывает восхищение», «живя ярко и прекрасно»). Категоричность нравственной оценки героев и ситуаций произведения при понимании сложности явлений.
4) IX класс - новым здесь является использование оксюморонов. Логическая законченность речи, свобода цитирования текста, сложноподчиненные синтаксические конструкции с частым употреблением придаточных уступительных (причины, цели).
Устная и письменная речь, объективирующая процессы сознания, меняется вместе с общим движением ученика как читателя, как личности. Однако речевое развитие школьника далеко не всегда реализует успехи и новые возрастные возможности читательской деятельности.
Компоненты речевой способности:
1) Речевой магнетизм, проявляющийся в желании слышать речь и способности эмоционально реагировать на нее, в тяготении к яркой, содержательной, интонационно богатой речи.
2) Речевая память, возможность быстро запоминать выражения и длительно сохранять их в речевом общении.
3) Слуховая и смысловая ассоциативность при восприятии и творении речи, ощущение многозначности слова и потребности видеть его этимологию, «гнездование» слов по звучанию и содержанию.
4) Творение речи в соответствии с ее содержанием и со слушателем, к которому она обращена.
В 20-е годы Н.А.Рыбников в статье «Методы изучения речевых реакций ребенка» предложил критерии оценки речи ученика.
Критерии речевого развития:
• Объем словаря (активного и пассивного) и осознанное его употребление в речи
• Практическое владение нормами литературного языка и осознание законов языка.
• Оценка речевых высказываний собеседника и художественного текста.
• Овладение различными стилями речи и жанрами речевых высказываний.
• Соответствие плана содержания и плана выражения в речи.
• Обращенность речи, соотнесение ее с характером аудитории.
• Индивидуальный характер, личностность речи (словарь, интонация, образность).
• Соотношение устной и письменной речи.
В методике преподавания литературы в работе по развитию речи определяют три подхода:
I. Психолингвистический. Базируется на теории речевой деятельности. Речевая деятельность определяется основными навыками:
- выразительное чтение;
- словесное рисование;
- пересказы;
- отзывы;
- устные ответы: доклады, сообщения.
Это наиболее эффективный метод в методике литературы.
II. Лингводидактический – исследование закономерностей обучения родному языку.
III. Методико-литературный учит возможности развивать теории ораторского искусства. Проблемой развития устной речи занимались Голубков (определялась связь теории с практикой ораторского искусства), Рыбникова (большое внимание уделялось межпредметным связям, взаимосвязь литературы с русским языком, внимание к словарям. Современность: Колокольцев и Коровина (словарные работы, пересказывание, словесное рисование.)
Характеристики вопросов/заданий
Список файлов
- dorozhkina.docx 244,58 Kb