Для студентов МГУ им. Ломоносова по предмету История зарубежной литературыОтветы к зачету Зарубежная литература Эпоха романтизмаОтветы к зачету Зарубежная литература Эпоха романтизма
2021-10-192021-10-19СтудИзба
Ответы: Ответы к зачету Зарубежная литература Эпоха романтизма
Описание
Полные билеты (пример первого вопроса)
Общая характеристика. Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря », вооруженного «народной мудростью » и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствах.
Исторические предпосылки. Последнее десятилетие XVIII – начало XIX века – время больших социальных и исторических потрясений, а вместе с этим – перемен во всех сферах жизни. Три главных события этого периода – Великая французская революция 1789 года, наполеоновские войны, подъем национально-освободительного движения в Европе.
Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения и была тем внешним толчком, который привел к возникновению сначала теории романтизма и который вызвал разочарование в деятельности философов-рационалистов ХVIII ст. Декарт, Локк, Дидро, Руссо, Даламбер утверждали: человек является феноменом умным, его интеллект способен подчинить природу, построить справедливое общество. Попытка построить такое общество произошла во Франции. Началась Великая революция красиво: тысячи людей в едином стихийном порыве разрушили самую страшную тюрьму Франции Бастилию, символ средневековья и жестокого насилия со стороны государства и церкви. На улицах Парижа зазвучал красивый лозунг: «Свобода! Равенство! Братство!». А потом к власти пришли якобинцы во главе с Робеспьером и начали массовые расправы с аристократами. Аристократов и несогласных было много, и врач Ж. Гильотен изобрел машину для отрубания голов, которая по имени своего изобретателя получила название «гильотина» и приобрела значение символа Великой Французской революции в ее извращенном смысле.
«И это есть справедливое, умное общество, которое обещали просветители? « - спрашивали мыслящие люди во всем мире и пришли к выводу - «философы» ошиблись.
Наступила пора разочарования в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом чего явились новые контрасты, противоречия, духовное опустошение личности.
В философии и искусстве начала XIX века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить её вызвали появление новой мировоззренческой системы – РОМАНТИЗМА.
(Впервые этот термин был использован немецкими писателями и поэтами в 1798 году.)
Сформировавшись в рамках литературного течения на рубеже XVIII – XIX вв. в Германии, романтизм получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик развития приходится на первую четверть XIX века.
Само слово “романтизм” (франц. romantisme) происходит от испанского romance. Так в средние века называли рыцарский роман. В XVIII в. оно означало “странное”, “фантастическое”, “живописное”. Это значение как нельзя лучше обозначило суть эпохи. Разница между идеалами и реальностью была очевидна для всех. В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же замыкались в себе, уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего романтического движения. (Главной задачей романтизма стало изображение внутреннего мира человека, его душевной жизни.
Разочаровавшись в настоящей, реальной жизни, романтики искали духовную опору в прошлом, тем самым, открыв принцип историзма в искусстве. В результате появляется интерес к национальной культуре, народной жизни, увлечение народными сказаниями и песнями.)
Философскую основу романтизма создали в первую очередь в Германии. И здесь неопровержимой является заслуга Фридриха Шеллинга. « Искусство предоставляет возможность целостному человеку достичь высот познания », - утверждал он в «Философии искусства ». Т. е. рациональная наука является «иглой, которую толкнули в океан ». Ученому-рационалисту кажется, что он познает природу, и что это можно делать только силами рационального эксперимента, опираясь на человеческий ум. Вся теория романтизма противоречит этому. По Шеллингу, познать Вселенную можно только соединив ум и интуицию. Художник как носитель гениального духа, в момент напряжения всех духовных сил объединяется со Вселенной (тождественность субъекта и объекта). Высказать то, что он ощутил, можно только силами искусства, да и то частично, так как человеческий язык является еще довольно примитивным инструментом. Мысли Шеллинга были поддержаны литературоведами Августом и Фридрихом Шлегелями (потом к ним присоединится англичанин С. Кольридж). Так возникнет утверждение: произведение искусства - явление естественное, оно зависит от сознания автора лишь частично, а вообще существует независимо - рождается, приобретает развитие, изменяется согласно требованиям отдельных эпох, и продолжает жизнь тогда, когда человек, который помог ему появиться, давно уже покинул мир. Само такое искусство было целью романтиков.
С первых шагов развития романтизма в центре его мировосприятия стояла личность художника, которая способна постигнуть, что является неуловимым для рационального анализа.
Философ И. Фихте провозгласил творческую личность носителем позаличностного самореализующего себя «Я», которое существует «на материале» смертного человека, а, впрочем, является намного величественнее ее. Таким образом, личность романтика приобретает значение пророка, но пророка иронического.//// Фихте выдвинул идею о возможности самомотивации индивида. Он считал, что человек является источником и причиной своих поступков , о которых он не обязан никому давать ответа. Эту идею Фихте романтики приняли с восторгом , потому что здесь они увидели источник свободы индивида, его суверенности и независимости от филистерской среды.
2. Романтизм как литературное направление, время его появления в разных странах, основные представители в каждой из стран.
- Общая хар-ка романтизма (историч.предпосылки, уровень научного развития). Романтизм как мировоззрение (роль философск.учений Фихте и Шеллинга).
Общая характеристика. Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря », вооруженного «народной мудростью » и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствах.
Исторические предпосылки. Последнее десятилетие XVIII – начало XIX века – время больших социальных и исторических потрясений, а вместе с этим – перемен во всех сферах жизни. Три главных события этого периода – Великая французская революция 1789 года, наполеоновские войны, подъем национально-освободительного движения в Европе.
Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения и была тем внешним толчком, который привел к возникновению сначала теории романтизма и который вызвал разочарование в деятельности философов-рационалистов ХVIII ст. Декарт, Локк, Дидро, Руссо, Даламбер утверждали: человек является феноменом умным, его интеллект способен подчинить природу, построить справедливое общество. Попытка построить такое общество произошла во Франции. Началась Великая революция красиво: тысячи людей в едином стихийном порыве разрушили самую страшную тюрьму Франции Бастилию, символ средневековья и жестокого насилия со стороны государства и церкви. На улицах Парижа зазвучал красивый лозунг: «Свобода! Равенство! Братство!». А потом к власти пришли якобинцы во главе с Робеспьером и начали массовые расправы с аристократами. Аристократов и несогласных было много, и врач Ж. Гильотен изобрел машину для отрубания голов, которая по имени своего изобретателя получила название «гильотина» и приобрела значение символа Великой Французской революции в ее извращенном смысле.
«И это есть справедливое, умное общество, которое обещали просветители? « - спрашивали мыслящие люди во всем мире и пришли к выводу - «философы» ошиблись.
Наступила пора разочарования в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом чего явились новые контрасты, противоречия, духовное опустошение личности.
В философии и искусстве начала XIX века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить её вызвали появление новой мировоззренческой системы – РОМАНТИЗМА.
(Впервые этот термин был использован немецкими писателями и поэтами в 1798 году.)
Сформировавшись в рамках литературного течения на рубеже XVIII – XIX вв. в Германии, романтизм получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик развития приходится на первую четверть XIX века.
Само слово “романтизм” (франц. romantisme) происходит от испанского romance. Так в средние века называли рыцарский роман. В XVIII в. оно означало “странное”, “фантастическое”, “живописное”. Это значение как нельзя лучше обозначило суть эпохи. Разница между идеалами и реальностью была очевидна для всех. В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же замыкались в себе, уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего романтического движения. (Главной задачей романтизма стало изображение внутреннего мира человека, его душевной жизни.
Разочаровавшись в настоящей, реальной жизни, романтики искали духовную опору в прошлом, тем самым, открыв принцип историзма в искусстве. В результате появляется интерес к национальной культуре, народной жизни, увлечение народными сказаниями и песнями.)
Философскую основу романтизма создали в первую очередь в Германии. И здесь неопровержимой является заслуга Фридриха Шеллинга. « Искусство предоставляет возможность целостному человеку достичь высот познания », - утверждал он в «Философии искусства ». Т. е. рациональная наука является «иглой, которую толкнули в океан ». Ученому-рационалисту кажется, что он познает природу, и что это можно делать только силами рационального эксперимента, опираясь на человеческий ум. Вся теория романтизма противоречит этому. По Шеллингу, познать Вселенную можно только соединив ум и интуицию. Художник как носитель гениального духа, в момент напряжения всех духовных сил объединяется со Вселенной (тождественность субъекта и объекта). Высказать то, что он ощутил, можно только силами искусства, да и то частично, так как человеческий язык является еще довольно примитивным инструментом. Мысли Шеллинга были поддержаны литературоведами Августом и Фридрихом Шлегелями (потом к ним присоединится англичанин С. Кольридж). Так возникнет утверждение: произведение искусства - явление естественное, оно зависит от сознания автора лишь частично, а вообще существует независимо - рождается, приобретает развитие, изменяется согласно требованиям отдельных эпох, и продолжает жизнь тогда, когда человек, который помог ему появиться, давно уже покинул мир. Само такое искусство было целью романтиков.
С первых шагов развития романтизма в центре его мировосприятия стояла личность художника, которая способна постигнуть, что является неуловимым для рационального анализа.
Философ И. Фихте провозгласил творческую личность носителем позаличностного самореализующего себя «Я», которое существует «на материале» смертного человека, а, впрочем, является намного величественнее ее. Таким образом, личность романтика приобретает значение пророка, но пророка иронического.//// Фихте выдвинул идею о возможности самомотивации индивида. Он считал, что человек является источником и причиной своих поступков , о которых он не обязан никому давать ответа. Эту идею Фихте романтики приняли с восторгом , потому что здесь они увидели источник свободы индивида, его суверенности и независимости от филистерской среды.
2. Романтизм как литературное направление, время его появления в разных странах, основные представители в каждой из стран.
Характеристики ответов (шпаргалок)
Учебное заведение
Семестр
Просмотров
5
Покупок
0
Качество
Идеальное компьютерное
Размер
150,2 Kb
Список файлов
- zarubezhka_epokha_romantizma_otvety_na_zachet_2_ku.doc 567,5 Kb