Диссертация (Духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении". PDF-файл из архива "Духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
М.Н. Филатова утверждает, что дляразвития личности подростков, их индивидуальности необходимы условия,которыми являются свободное принятие решения, свободный выбор видовдеятельности [214, с. 23].Специальные принципы:принцип коллективного творчества реализуется при возникновениисоциальных отношений внутри творческого коллектива подростков, вкоторомвырабатываютсядоброжелательность,ответственность,36патриотичность, взаимопомощь, поддержка. О.В. Викторова указывает, чтопередавать творческий импульс возможно лишь в живом общении, а значит,надо организовать такой диалог, который будет содержать «элементысотворчества и взаимодействия» [36, с. 20].
Необходимым условиемсотворчества и взаимодействия для осуществления творческой деятельностив детском творческом объединении, является позитивный результат этойдеятельности, выраженный в выступлениях коллектива.Чувство коллективизма, многие исследователи называют основойнравственного воспитания, творческая работа детей в коллективе способнаоптимизироватьпроцесснравственноговоспитания.Совместнаядеятельность в детском коллективе, как и любая другая деятельность, имеетчеткую структуру, в которую входят потребность, мотив, цель, предмет,действия. Деятельность в коллективе является одним из важных условийформированиянравственности.Е.А.Григорьеваконстатирует,чтосовместная деятельность помогает развивать общение и взаимоотношениядетей друг с другом, в процессе которого они усваивают «социальнокультурный опыт» [58, с.
42]. Коллективное творчество имеет общиепереживания и эмоции, эмпатийное единство, что в процессе деятельностисоздает ценностно-смысловую суть, определяющую цель и средства.А.Н. Лутошкин отмечает существование творческого коллектива нахождениелюдей в одних эмоциональных ситуациях, когда переживаются одинаковыесостояния (радость или отрицательные эмоции) [121, с. 62-63]. Совместнаятворческая деятельность подростков представляет собой важный аспектвоспитательногопроцесса.Врезультатееедуховно-нравственнойнаправленности, происходит накопление представлений и понятий оценностном восприятии мира, об отношении к этим понятиям;принцип интеграции музыки и театра реализуется с помощьювыразительных средств этих видов искусств, оказывающих влияние наформирование внутреннего мира подростков, через сопереживание, эмпатию,рефлексию,поведениеперсонажейидр.Музыкально-театральная37деятельность, является средством воспитания, формирует мировоззрение иотношение к миру.
Действия персонажей всегда стоят перед выбором, гдедобро и зло, правда и ложь, справедливость и несправедливость. Поступкигероев эмоционально воздействуют на подростков, участие и сопереживаниевырабатывает у них собственные установки поведения.Музыкально-театральный жанр, оказывает влияние на духовный мирисполнителя и зрителя.
Просмотр или участие в театральном представлении,затрагивают разные слои души, вызывает разнообразные чувства. Они могутразличаться по силе и глубине, чем богаче внутренний мир человека, темглубжечувства.социализируютсяЧувстваипроявляютсяпреобразовываютсячерезвэмоции,чувства,аэмоции,утверждаетА.И.Савостьянов [179, с. 59]. Театральное действие, вызывая разные чувства уподростковиспособночерезчувственноевосприятиерасширятьэмоциональную память.Театральная, сценическая деятельность, обладает возможностью датьэмоционально «проживать» и приобретать как положительный, так иотрицательный опыт.
Рассматривая роли и персонажей как «образцы»поведения,можновлиятьнаотношенияипоступкиподростков.В.Н. Мясищев утверждает «моральное формирование личности» основано нетолько на требованиях, но и на знании образцов и сопоставлении «своихдействий и поступков с образцами, с оценкой» [139, с. 9]. В результатеподобного сопоставления у подростка появляется возможность сравнить,принять или отвергнуть разные нравственные установки, прочувствованныев процессе сценической деятельности.Влияние музыки на личность Э.Б. Абдуллин видит в том, что развитиеэмпатийности, на музыкальном занятии происходит в результате совмещения«двух ракурсов: духовно-нравственного и собственно музыкального» [1, с.84], и определяет музыкальность центром, «ядром», которое воздействует наэмпатийность, и на креативность.
Эмпатия (сопереживание), указывает О.А.Самылова, это эмоциональный компонент нравственного развития через нее38человек приобщается к миру переживаний других людей, формируяпредставление о «ценности другого» [180, с. 1189];-принцип творческой активности - реализуется этот принцип присоздании «ситуации успеха» как необходимого условия осуществлениятворческой деятельности, для самоактуализации личности, чтобы былауверенность в себе, в том, что правильно выбрано направление деятельностии др. Составляющей духовно-нравственного воспитания подростков спомощью средств музыкально-театральной деятельности есть повышениемотивации в выбранном виде деятельности. Повышению мотивации,интереса в активном творчестве подростков способствует успешность,признание своей деятельности.
М.Н. Филатова видит использование«ситуации успеха» как условие развития личности ребенка [214, с. 21].Решение задач в развитии творческих способностей и активности Т.А.Красило, представляет как формирование особых отношений «ко всемзнаниям, которые получает человек…» [110, с. 271]. Навыки творческойактивности развиваются благодаря мотивации в творческой деятельностиподростка. Активность будет реализовываться, если есть интерес ввыбранном виде деятельности, цель, единомышленники, мотивация на успехи др. [175].Вышеперечисленные принципы представляются нам как актуальные инаиболее соответствующие реализации духовно-нравственного воспитанияподростков. Принципы как исходное положение представляют собой основудуховного и нравственного воспитания, «работают» во взаимосвязи иреализуются в системе.В исследовании нами определены компоненты духовно-нравственноговоспитания подростков средствами музыкально-театральной деятельности вдетском творческом объединении.
В толковом словаре компонент – трактуюткак составную часть чего-либо [146]. Компоненты, которые характеризуютпроцесс духовно-нравственного воспитания подростков, нами выделеныследующие:39-целевой (определяет цель воспитания, а также задачи, направленныена воспитание нравственных качеств личности подростка; нравственныхустановок и ориентиров; формирование внутреннего мира личностиподростков их духовной культуры, с помощью средств музыкальнотеатральной деятельности; сформированности креативных способностейподростков);-методологический(включаетподходы:ценностно-смысловой,деятельностный, креативный; принципы: базовые – гуманистический,личностно-ориентированный, возрастной дифференциации; специальные –коллективного творчества, интегрированности музыки и театра, творческойактивности; факторы и функции воспитания подростков с помощью средствмузыкально-театральной деятельности);-содержательный (показывает основное содержание музыкальнотеатральнойдеятельности,представленноеарт-проектом«Театр–пространство ДоброТы») подробнее рассмотрен в параграфе 2.1;-деятельностный(представляетмеханизмреализациипроекта,состоящий из форм, средств, методов и технологий музыкально-театральнойдеятельности);-социально-культурные условия (внутренние и внешние) подробнеерассмотрены в параграфе 2.2;-критериально-оценочный (определяет аксиологический, нормативноповеденческий, эмоционально-мотивационный критерии и соответствующиеимпоказатели.Представленныйкомпонентхарактеризуетдинамикуформирования духовно-нравственных качеств личности подростков);-результативный(конкретизируетпредполагаемыерезультатысформированных нравственных качеств подростков).Нравственноевоспитаниеподростковдетскоготворческогообъединения с помощью средств музыкально-театральной деятельностиопирается на общечеловеческие ценности, нравственную позицию подросткадля того, чтобы вырабатывались и формировались нравственные качества и40проявлялись в нравственном поведении подростков.
Проведенный анализметодологических основ духовно-нравственного воспитания подростков,позволяет нам в рамках исследования уточнить понятие «духовнонравственноевоспитаниеподростковтеатральнойдеятельности»каксредствамипроцессвоздействиямузыкальноналичностьсредствами музыкального и театрального искусств, направленный наовладение подростком общечеловеческими духовными ценностями инормаминравственногоповеденияврезультатевключенияеговхудожественно-творческую деятельность.Представленнаятеоретико-методологическаяосновадуховно-нравственного воспитания подростков в детском творческом объединении спомощью средств музыкально-театральной деятельности имеет значение дляобоснованияспецификимузыкально-театральнойнравственномвоспитанииподростковидеятельностиопределенияхарактеристики деятельности детских творческих объединений.всущностной411.2.
Специфика музыкально-театральной деятельности каксредства духовно-нравственного воспитания подростков в детскомтворческом объединенииНеобходимость совершенствования процесса воспитания, адаптацияего к новым культурным, политическим и экономическим условиямсовременноговоспитаниеобщества,делаетподрастающегоактуальнымпоколения.духовно-нравственноеСложнаясоциальная сфера страны, глобальный кризисипротиворечиваякультуры, смыслов иценностей общественной морали, делает актуальными социокультурное исоциопедагогическое воздействие на все ее структуры [75, с.