Диссертация (Духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении". PDF-файл из архива "Духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Бондаревская утверждает, чтосущность воспитания проявляется в процессе духовного «взаимодействия»,общения, «субъект-субъектных отношений» воспитателя и воспитанникакоторые, основаны на равенстве и понимании ими друг друга [26].Воспитание учитывает условия для развития подростка, исходя из того,что он неповторим и имеет индивидуальность. Ю.П. Азаров рассматриваетвоспитание как вид человеческой деятельности, имеющей свои особенности,утверждая, что в общении с детьми должны быть и остроумие, и игра.
[3, с.159].Такимобразом,воспитаниепредставляетсобойдлительный,целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка. Главная цельвоспитания принимает в личности индивидуальную форму, проявляя иразвивая лучшие качества личности. Результатом воспитания являетсяразвитие и сформированность определенных качеств, способствующихстановлению характера, отношений, общения и поведения ребенка.Оптимальный результат в воспитании можно достичь при соблюденииусловий и принципов. В процессе воспитания могут быть использованыразличные средства.По мнению современных ученых содержание воспитания может бытьдуховно-нравственным, эстетическим, трудовым, правовым, и др. СогласноБ.Т.
Лихачеву воспитание это процесс вхождения подрастающих поколенийв общество, обеспечивающий преемственность поколений [118, с. 7].Духовно-нравственное воспитание является частью общего воспитанияи процессом формирования личности подростка с помощью разнообразныхметодов и средств воздействия на нее. А.В. Мудрик, указывая на многиеопределения этого понятия, утверждает, что целью воспитания являетсяформирование у подрастающего поколения системы взглядов, убеждений икачеств [136]. Для нашего исследования важна формулировка этого ученого,который указывает его значение, как реализацию конкретных задач и21воспитание нравственных качеств. [136].
Значит воспитание, как процессвоздействия и развития личности способно формировать нравственныекачества и закреплять навыки нравственного поведения, отношений,общения и создавать основу мировоззрения личности.Духовно-нравственноевоспитаниеопределяетсяпонятиями«духовное» и «нравственное». Рассмотрим более подробно оба понятия, каких трактуют современные ученые. Вопросы духовности и духовноговоспитаниясегодняисследуют:Ш.А.Амонашвили,Н.М.Борытко,В.В.
Зеньковский, Ю.А. Огородников, Т.И. Петракова, Н.П. Пищулин,Т.С. Пронина, В.П. Сергеева, Н.В. Щуркова, и др. Взгляды педагогов ифилософов на духовность и нравственность в воспитании подрастающегопоколения, убедительно показывают наличие в воспитании и в духовнойсфере общих связей, тенденций и закономерностей.Т.И. Петракова утверждает, что «духовность» поднимает личность надобыденными потребностями, расчетом, рациональностью это относится квысшим возможностям души человека, является основанием личности [156,с.
17]. Поэтому нравственность характеризует внутренний, духовный уровеньразвития личности. Под духовностью мы подразумеваем особенности души,а не смешиваем понятие «духовность» с религиозностью. Религиозностьнужнорассматриватьскореекакубежденияивзглядычеловека,закрепленные семейными традициями, в жизни многих людей, подтверждаетв своих исследованиях Т.С. Пронина, религия присутствует на уровнеобщепринятых и семейных культурных норм и традиций [164, с. 70].Духовность же связана с развитием внутреннего мира человека, с егопотребностьюксаморазвитию,познанию.ТакВ.В.Зеньковскийконстатирует, что с духовным развитием тесно связана познавательность,расширение и углубление познавательных сил в духовной жизни человека[84, с. 29].
Духовное развитие человека способствует познанию бытия, егосмысла, Н.А. Бердяев утверждает, что «обнаружить смысл можно, лишьпережив его в духовном опыте» [19, с. 50-51].22Е.А. Григорьева трактует понятие «духовность» как человеческоесамосознание, которое находит свое выражение мыслях, словах и действиях[58]. В.Г. Александрова указывает, что понятия «дух, душа и духовность»входятвпедагогическийтезаурус,связываютдуховностьсосновополагающими ценностями, такими как: истина, добро, красота, ивыделяет – познание, искусство, нравственность [5]. Душа требует бережногоотношения, тем более душа ребенка. В процессе обучения, в повседневныхнагрузках и показателях трудно проявлять заботу о душе ребенка, как пишетШ.
А. Амонашвили школа, кроме других бед, страдает от душевной и«духовной нищеты» и упускает душу ребенка и его духовную жизнь [6].Духовностьможнотрактоватькаквозможностьчеловекакосмысленному отношению к миру, своему существованию, к связивнутреннего и внешнего, как потребность к саморазвитию. Противоречиявремени требуют духовного развития всего общества, формирования вобществе духовно-нравственной атмосферы, чему должны подчиняться всесоциальныеструктуры,политика,экономика,образование,досуг.Духовность это не только психическая деятельность человека она явление, помнению Н.П. Пищулина, «надличностное, надындивидуальное», хотя ивключенное в личность, это связь осмысленная и неосмысленная, в то, чтобольше его. Развитие всех способностей души индивида проявляется какгармония человека [160, с.
390].Духовность проявляется в участии человека в жизни близких емулюдей, в социальном и другом внешнем действии. Но духовная деятельностьможет быть и внутренней, представлять собой деятельность по развитиюсвоего внутреннего мира, формированию в себе добродетелей. Э. Фроммвидитнеобходимостьввоспитанииновыхкачествучеловека,заключающихся в любви и уважении к жизни во всех её проявлениях, [218, с.171]. Именно духовность, как следует из природы человека, лежит в основевсей деятельности человека.
Её недостаточность приводит человека ккризису, её развитие способно выводить из кризиса. Л.Я. Шамес считает, что23задачей системы воспитания, является формирование внутренней культуры,главная цель которой человек порядочный, разумный и указывает наформирование его целостности: «эмоций - добра - интеллекта» [221, с. 164170].Итак, духовное становление ребёнка является основой воспитания иобучения.Однаконасовременномэтапеобщественногоразвития,актуальным становится воспитание личности, самостоятельной, нацеленнойна успех, т.е.
крен воспитания, смещен к внешней стороне бытия человека,его материальному благополучию и карьере. Вопросы же развитиявнутреннего духовного мира, культуры личности, самопознания, становятсяне главными. В.П. Сергеева замечает, что у подростков необходимоформировать внутреннюю культуру, нравственные качества. Однако нередко происходит инверсия понятий и в добродетель возводится напор,достижение успеха любой ценой [183, c.
5].Нравственноевоспитаниезаключаетвсебедвапонятия:«нравственность» и «мораль». Нравственность предполагает усвоениеобщественных норм и является областью индивидуальной морали. Мораль составляет основу поведения человека с использованием норм и принципов.В толковом словаре «мораль» – это нравственные нормы поведения,отношения с людьми [146].
Мораль неразрывно связана с этикой, частоупотребляется сочетание - морально-этические, нравственно-этическиенормы и т.д. Этика - (от греч. нрав, обычай) это учение о морали, ееразвитии,принципах,нормахироливобществе»[146].Этикаобусловливается самой общественной жизнью. Мораль присуща обществу навсех этапах его развития. А.А. Гусейнов утверждает, что мораль определяетспособность человека жить в обществе. Пространством морали являютсяотношениямеждулюдьми[64].Нравственныенормыразличногосодержания, определяющие жизнь человека в обществе, имеют вид обычаев,религиозных или государственных традиций. И.А. Авдеева утверждает, что имораль и право исторически формировались и складывались в тесной24взаимосвязи практически одновременно. Поэтому многие нормы поведения вобществе, закреплялись как в этической, так и в правовой системе.
Большоеколичество этических норм стало нормами права [2, с. 43].Главными центрами воспитания человека всегда остаются семья,общество, государство. Мораль является основным механизмом управленияи регулирования жизни, развивает гуманистические нормы нравственности,выработанные человечеством. Л.С. Выготский, уравнивал мораль инравственность, утверждая, что моральное поведение может воспитыватьсячерез социальную среду, как и всякое другое поведение [40].В.П. Сергеева констатирует, что «нравственность или мораль»являются взаимодействием поведенческих принципов и норм в обществе имежду людьми.
Нравственность это регулятор чувств, желаний и поведениячеловека в соответствии с принципами [183]. По мнению Н.Е. Шиловой«нравственность – продукт духовного развития личности» и духовнымделают человека внутренние убеждения и принципы гуманности [223, с.
10].Б.Т. Лихачев указывает, что «нравственность, нравы поведения» становятсясодержанием воспитания с рождения человека, который застает в обществесложившуюсясистему моральных норм, а воспитание–призваноадаптировать его к ним [118].Нравственное воспитание является важнейшей стороной формированияи развития личности ребенка. Личность, как абстрактное понятие считаютЛ. Хьелл и Д. Зиглер, включает многие аспекты, которые характеризуютчеловека это эмоции, мысли, переживания, восприятие, действия.
Личностьмногогранна и представляет много внутренних психических процессов,которые определяют поведение человека [219, с. 22].Поведениеследованиеэтимличностинормамопределяетсяитребованиямитребованиямнеобходимообщества,аперевестивнравственные внутренние потребности каждого подростка. Для этогонеобходимо формировать нравственные личностные качества подростков,такие как: честность, ответственность, совесть, честь, долг, достоинство и25др., которые станут основой нравственного сознания. Е.А. Григорьеваконстатирует, что нравственное воспитание, как воздействие на личность сформирует нравственное сознание и развивает нравственные чувства инавыки и нравственное поведение [58].Не смотря, на всеобщую стандартизацию, в образовании укрепляютсяустановки на индивидуальное развитие каждого ребенка. Формированиесознания нового поколения, идентичности личности, активной жизненнойпозиции, является важным.
Развитие, воспитание и образование должно быть«ресурсом роста социального статуса» для достижения профессионального иличностноговключаютуспеха[12].концепциюРазработанныегосударственныедуховно-нравственноговоспитаниястандартыличности.Концепция формулирует ряд требований к общему образованию, котороедолжнообеспечитьэффективность участияобразованияв решении«общенациональных задач» [65]. Концепция формулирует требования,которые опираются на базовые национальные ценности, такие как: любовь кРодине, справедливость, милосердие, свобода совести и вероисповедания,забота о старших уважение к труду, творчество и созидание [65].И.А.