Диссертация (Духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении". PDF-файл из архива "Духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Бирич констатирует, что духовное воспитание, ориентирование ихна вертикаль развития, должно начинаться в раннем детстве и чем раньше,тем «менее драматично» у подростков будет «стягивание к горизонтали» вмомент их самоопределения и крепче будет их духовная «устойчивость присоциализации» [21, с. 43]. По Н.Н.
Вересову, образование базируется накультурном основании, и оно не должно сводиться только к получениюзнаний, потому, что пространство культурного развития «превратится вплоскость, станет одномерным [35, с. 6]. Таким образом, образование,являясь процессом познания мира, дает предметные знания и обучаетнравственным нормам, а также формирует ценностное сознание, способноекорректировать поступки и взгляды человека, сверяя их с общепринятойсистемойценностей.Ввоспитаниинравственностиуподростковформируются чувства патриотизма, товарищества, уважения к старшим. Это26направление воспитания, сегодня осуществляется недостаточно полно исистематично. По В.П. Сергеевой это происходит из-за отсутствия целивоспитания потому, что за прошедшие годы была разрушена сложившаяся встране система воспитания.
Была ликвидирована система православноговоспитания, а потом система атеистического и адекватной замены пока нет[183].Нравственноеиндивидуальность,воспитание,требуетформирующеесистематичности,личность,осуществляемойеенапротяжении всех лет учебы школьников. В повседневной жизни, ребенокпривыкает выполнять нравственные нормы, убеждаясь в необходимостиследовать им. Это наиболее актуально в условиях современной социальнокультурной парадигмы, где, как замечает Т.Э. Мангер, главными становятсятакие качества человека, как индивидуальность, творческая активность.Однако особенно важными нужно считать способности к разрешению любыхситуаций и умение взять на себя ответственность за свои решения [125, с.60]. Первоначальные навыки нравственного поведения формируются вдошкольном возрасте, где формы поведения становятся фундаментом вразвитии нравственных отношений, чувств и поведения.
В дальнейшем ввоспитании активно используется жизненный опыт ребенка, накопленный впредшествующем дошкольном периоде. Школьники младших классоввоспринимают внешние влияния, и верят тому, чему учат старшие. В этомвозрасте нравственное воспитание наиболее оптимально.Ответственность за свои поступки и действия начинает осознанноформироваться у школьников младших классов (7-10 лет) и младшихподростков (11-12лет), в силу возрастных особенностей. Н.Е. Щуркова впрограмме воспитания школьников определяет такие возрастные категории:«первоклассник» (7 лет – 1 кл.), «младшеклассник» (8-10 лет – 2-4 кл.),«младший подросток» (11-12 лет – 5-6 кл.) [226, c.21-34].
Обучающиесявозрастной категории 7-12 лет, очень активно запоминают и «присваивают»морально-нравственные нормы и правила поведения, т.к. основной фон27такого запоминания - эмоционально-чувственное восприятие плохих ихороших действий и поступков. Главная воспитательная задача педагогов, втом числе и педагогов социально-культурной деятельности в детскихтворческих объединениях, заключается в том, чтобы нравственные нормы,после их усвоения«перерастали» в дальнейшем, у подростков виндивидуальную нравственность и находили свое выражение в поступках, закоторые подросток нес ответственность, прежде всего перед собой.
Передпедагогами,осуществляющиесоциально-культурнуюдеятельностьвобразовательных учреждениях, стоит главная задача, как утверждает А.А.Жаркова, которая заключается в сформировании личности как социальноактивного субъекта, который способен анализировать, оценивать события,выбирать нравственный поступок и нести за это ответственность [79].Изучение научной литературы позволило выявить методологическиеосновы духовно-нравственного воспитания и обосновать ряд подходов. Внашем исследовании термин «методология» - характеризуется как «учение онаучном методе или методах отдельных наук» [209.], с помощью которыхосуществляется исследовательская деятельность по изучению, отбору ианализуданныхэтойдеятельности.Средствамиметодологическогоисследования являются подходы.
Толковый словарь современного русскогоязыка трактует «подход» как отношение к чему-нибудь, рассмотрение чегонибудь или воздействие на что-нибудь [209.] как способ изучения иисследования. Многие методологические подходы находят в современнойнауке обоснование, определяя тем самым специфику и направление научныхизысканий. Исследуя возможности театрально-музыкальной деятельности, внравственном воспитании подростков, мы определили следующие подходы висследовании: ценностно-смысловой, деятельностный, креативный.Ценностно-смысловой подход находит обоснование в исследованияхтаких ученых как: В.Г. Александрова, Ш.А.
Амонашвили, Ю.П. Азаров, В.В.Афанасьев, Т.И. Бакланова, Г.П. Иванова, Б.Т. Лихачев, Л.И. Маленкова,28Т.И. Петракова, В.П. Сергеева, Л.И. Уколова и др. Этот подход определяетценностное содержание в воспитании.Ценности – это убеждения, имеющее определенные признаки. Естьценности составляющие основы человеческого существования - жизнь, мир,свобода, здоровье, в иерархической вертикали они являются основой.А.Г. Маслоу представляет 14 понятий определяя их как бытийные ценности,это «истина (честность, реальность), добро (правильность, справедливость),уникальность (индивидуальная специфичность), справедливость (честность,долженствование),самодостаточность(автономия,самодетерминация,идентичность)» и др. [128].М.А.
Ариарский с позиций прикладной культурологии разделяетценности на витально-биологические, которые связаны с поддержаниемжизни, здоровья, безопасности; социальные, которые характеризуют статусличности в профессии, в обществе, в быту; политические, которыезакрепляют права и обязанности; моральные; эстетические; научные,которые выражаются я в «постижении истины»; религиозные ценности.Приведенные выше ценности могут носить характер общечеловеческих,национальных, религиозных, групповых, личностных [11, с.
32]. По Е.С.Тимофеевой ценности являются многоуровневой системой и представленийвыступающих для личности идеальной моделью, основой выбора истратегической линии поведения в жизни [201,с. 289]. В.И. Мартынов и В.А.Морозов,указывают,чтопередача духовно-нравственныхценностейявляется необходимым фактором для развития страны, утверждая, что это«основные моральные ценности и нравственные установки», которыесуществуют в традициях, передаются из поколения в поколение иобеспечивают успешное развитие страны в современных условиях [126, с.
6].Л.И. Уколова констатирует, что «процесс усвоения нравственных ценностейявляется составной частью культуры» [204, с. 4] и является общим развитиемличности. Ценности имеют некие универсальные общечеловеческие черты.Есть универсальные духовно-нравственные ценности свойственные любой из29традиционных культур, по Т.И.
Баклановой, ценности Родины, роднойприроды, родного дома, семьи, труда, учения, красоты в искусстве и жизни,доброты, дружелюбия, гостеприимства и др. [15].Таким образом, ценность является некоей данностью, например, добро,истина и др., нравственность же находится в деятельностном отношении кэтой данности, т.е. если речь идет о добре, значит деятельностная его сторона– не делай зла, об истине – не будь лживым и т.д. Оба понятия – и ценности инравственность определяют внутренний духовный мир человека, связаны сего развитием.
Ценности представляют собой основу, вокруг которойвыстраивается человеческая жизнь, объединяясь, они образуют систему,котораяформируетотношениеквнутреннемуивнешнемумиру.Создаваемое таким образом личное пространство человека, измеряетсяналичием ценностной траектории, по которой идет жизнь каждого человека.Ценности задают «вертикальное измерение» в личностном пространствечеловека. Если нет индивидуальной системы ценностей, то жизнь человекане имеет«вертикального измерения, и не является по настоящему,человеческой», утверждает Н.Н.
Вересов [35, с. 2]. Подобная вертикаль имеетиндивидуальную иерархию ценностей, которая в свою очередь соответствуетсегодняшнему моменту жизни конкретного человека, в конкретныхисторических условиях. Основу ее составляют общечеловеческие ценности,имеющие абстрактный смысл, такие как добро, жизнь, любовь, мир (невойна) и др. Далее выстраиваются ценностная система общества, семьи иличности. Человек живет, сопоставляя свои поступки, выбор, взгляды собщепринятой системой ценностей [170]. З.А.
Каргина определяет, чтоблагодаря приобщению к нравственным ценностям развивается мышлениеребенка. Если ребенок приобщаетсяк человеческим ценностям, «черезискусство», то будет происходить формирование гуманитарного мышления[98, с. 7].С.В. Кульневич утверждает, что ценности это «идеалы, обращенные внравственные ориентиры воспитания: истина, добро, личность, свобода,30творчество, и др.» [114, с.
18]. На базе ценностей и представлений о нихвозникают ценностные ориентации. По С.П. Акутиной нравственныеценности или добродетели, являются нравственными качествами личности;они основывают характер и поведение человека. Самоопределение исамосовершенствованиечеловекавозможнотолькосопоройнанравственные ценности. Потому что нравственная ориентация помогаетвыживать человеку в различных ситуациях, создает ориентир в изменчивоммире [4, с. 133].
Ю.А. Стрельцов определяет ценностные ориентации как«устойчивые, социально обусловленные отношения человека к миру»,которые лежат в основе сознания личности. [193, c. 89]. По Н.Н. Ярошенкоценностные ориентации выявляют, каково реальное состояние общества,материальное благополучие социальных групп [230, с. 20].По мнению А.В. Серого осознанные ценности, порождают ценностныепредставления, которые создают ценностные ориентации, являющиесяосознаваемой частью личностных смыслов [186, с.