Диссертация (Духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении". PDF-файл из архива "Духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Азаров, С.П.Александрова, Ш.А. Амонашвили, В.В. Афанасьев, Г.П. Иванова, Б.Т.Лихачев, Л.И. Маленкова, Т.И. Петракова, В.П. Сергеева, А.В.Серый и др.);- теоретические основы деятельностного подхода (И.Г. Анушкевич,Г.И. Веденеева, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, В.Н. Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.);- исследования в области креативного подхода (Т.И. Бакланова,А.А.Белов, К.Н.
Вентцель, Е.П. Ильин, А.С. Кармин, Т.А. Красило, В.И.Петрушин и др.);- вопросы теории и методики культурно-досуговой деятельности(Р.Г. Белянский, Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, А.Д. Жарков, Т.В.Львова и др.);- педагогический потенциал социально-культурной деятельности (Е.И.Григорьева, Г.И.
Грибкова, А.А. Жаркова, Е.И. Жданова, Т.Г. Киселева, Ю.А.Клейберг, О.Е. Коханая, Ю.Д. Красильников, А.В.Соколов, Ю.А. Стрельцов,Н.Н. Ярошенко и др.);10- сценарно-режиссерские аспекты сферы досуга (О.И. Григорьева,Е.В. Дольгирева, М.Л. Соснова и др.);- основы специфики деятельности детских творческих объединений(И.Н. Вишнякова, И.В. Иванова, Т.Н. Мурзинова, О.В. Опарина, Е.Н.Тарасова и др.);-методическиетеатрализованногоразработкидосугавирекомендациидетскихвтворческихобластиобъединениях(Е.В. Великанова, Л.Г.Дмитриева, С.М.
Машевская, А.Б. Никитина, Н.А.Опарина, М.Л. Соснова и др.).Для решения поставленных задач нами были использованы методыисследования:-теоретические (анализ философских, педагогических, методическихтрудов зарубежных и отечественных авторов по проблеме исследования;сравнительно-педагогическийанализопыта,сравнение,обобщение,проектирование, моделирование, интерпретация полученной информации);-эмпирические(наблюдениепрямоекосвенноеивключенное;тестирование; анкетирование; беседа с подростками; анализ собственногоопыта;опытно-экспериментальнаяработа;методыматематическойстатистики).База исследования: Государственное образовательное учреждение«Гимназия №1636 «НИКА», Государственное бюджетное учреждениекультуры г.
Москвы «Дом культуры «Онежский». В исследовании принялиучастие подростки творческих объединений «Городок» и «НИКА» (общееколичество участников эксперимента – 112 чел).Этапы исследования.Исходяизпредметаисследованияизадач,выстроиласьпоследовательность этапов работы:На первом – констатирующем этапе исследования (2010-2012гг.)проводился анализ философской, педагогической и культурологическойлитературы по исследуемой проблематике, разрабатывались теоретические11основы исследования, понятийный аппарат; проводилось исследованиеуровнясформированностидуховно-нравственныханализировались результаты констатирующегокачествподростков,этапа; разрабатываласьтеоретическая модель, и обосновывались социально-культурные условиядуховно-нравственного воспитания подростков в детском творческомобъединении.На втором – формирующем этапе исследования (2013-2014 гг.) –проводилась опытно-экспериментальная работа по внедрению теоретическоймоделидуховно-нравственноговоспитанияподростковсредствамимузыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении;разрабатывался и апробировался арт-проект «Театр-пространство ДоброТы»;были определены критерии, показатели и уровни сформированностидуховно-нравственныхкачествподростков;проанализированыпромежуточные и итоговые результаты эксперимента.На третьем – обобщающем этапе (2015-2016 гг.) – были подведеныитоги и уточнены результаты исследования: проверена гипотеза, степеньреализацииисследовательскойцелиизадач,сделанывыводыпотеоретическим и практическим направлениям исследования.Научная новизна заключается в том, что:1.
Проанализированы и выявлены теоретико-методологические основыдуховно-нравственного воспитания подростков; конкретизированы понятия«духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкальнотеатральной деятельности» и «детское творческое объединение».2.Представленатеоретическаямодельдуховно-нравственноговоспитания подростков средствами музыкально-театральной деятельности вдетском творческом объединении, состоящая из взаимосвязанных ивзаимодополняющихкомпонентов:целевого,методологического,содержательно-деятельностного, критериально-оценочного, результативногои социально-культурных условий.123. Обоснована специфика музыкально-театральной деятельности вдуховно-нравственномпедагогическомвоспитаниипотенциалеподростков,театральногоизаключающаясямузыкальноговискусств,оказывающих воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности,апеллирующих к переживаниям и подсознательным морально-этическимустановкам подростков.4.
Выявлен и экспериментально подтвержден комплекс внутренних ивнешних социально-культурных условий детского творческого объединения,способствующихповышениюнравственных качествуровнясформированностиличности подростковдуховно-средствамимузыкально-духовно-нравственноговоспитаниятеатральной деятельности.5.Определеныкритерииподростков средствами музыкально-театральной деятельности в социальнокультурных условиях детского творческого объединения: аксиологический,нормативно-поведенческий, эмоционально-мотивационный.Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:- совокупность положений, содержащихся в исследовании, дополняюти конкретизируют теорию социально-культурной деятельности в областидуховно-нравственного воспитания подростков средствами музыкальнотеатральной деятельности. На основе изученных теоретических положенийконкретизированы понятия: «духовно-нравственное воспитание подростковсредствамимузыкально-театральнойдеятельности»–этопроцессвоздействия на личность средствами музыкального и театрального искусств,направленный на овладение подростком общечеловеческими духовнымиценностями и нормами нравственного поведения в результате включения еговхудожественно-творческуюдеятельность;«детскоетворческоеобъединение» – это форма организации подростков во внеучебное время дляудовлетворенияпотенциаладеятельности;досуговыхпотребностейиреализациитворческоголичности в процессе совместной музыкально-театральной13-теоретическая модель духовно-нравственного воспитания подростковсредствами музыкально-театральной деятельности позволяет оптимальноорганизоватьпедагогическуюдеятельностьвсоциально-культурныхусловиях детского творческого объединения, результатом которой будетповышениеуровнясформированностидуховно-нравственныхкачествличности подростков;-спецификамузыкально-театральнойдеятельностивдуховно-нравственном воспитании подростков в детском творческом объединении,обоснованная в процессе исследования, дополняет теорию социальнокультурной деятельности информацией об эффективности педагогическогопотенциала музыкального и театрального искусств, в формированиидуховно-нравственных качеств личности подростков;- выявлена и экспериментально доказана необходимость соблюдениякомплексасоциально-культурныхопределяющихэффективностьусловий(внутреннихидуховно-нравственноговнешних),воспитанияподростков средствами музыкально-театральной деятельности в детскомтворческом объединении.Практическая значимость исследования состоит в том, чторезультаты диссертационного исследования позволяют сделать научнообоснованныевыводыирекомендации,способствующиенаиболееэффективной организации процесса духовно-нравственного воспитанияподростков средствами музыкально-театральной деятельности в детскихтворческих объединениях.Разработанный и апробированный в процессе исследования арт-проект«Театр-пространство ДоброТы», включающий такие интерактивные формысоциально-культурной деятельности, как: оркестровый перформанс длядетей-сирот «Искусство творит чудеса», клуб сторителлинга для подростков«Жили-были», арт-квест «Действующие лица», ежегодный школьныйфестиваль «Театральный калейдоскоп» и общеразвивающую программу«Музыкально-театральное путешествие», может быть реализован в практике14педагоговдополнительногообразованияируководителейдетскихтворческих объединений в образовательных и социально-культурныхучреждениях.Диагностический инструментарий оценки уровня сформированностидуховно-нравственныхкачествподростковсредствамимузыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении может бытьуспешно применен педагогами образовательных и социально-культурныхучреждений разных типов.Личный вклад автора: состоит в том, что: были конкретизированыпонятия«духовно-нравственноемузыкально-театральнойвоспитаниедеятельности»подростковсредствами«детскоетворческоеиобъединение»; разработана теоретическая модель духовно-нравственноговоспитания подростков средствами музыкально-театральной деятельности вдетскомтворческомобъединении;обоснованаспецификадуховно-нравственного воспитания подростков средствами музыкально-театральнойдеятельности в детском творческом объединении; проведено опытноэкспериментальноеисследованиеформированиядуховно-нравственныхкачеств подростков средствами музыкально-театральной деятельности вдетскомтворческомобъединении;разработаноучебно-методическоеобеспечение и критериально-диагностический инструментарий оценкисформированности нравственных качеств подростков; проведен анализ,систематизация, обработка полученных данных и представлены итогиэкспериментальной работы.Достоверностьиобоснованностьполученныхрезультатовисследования обеспечиваются методологией исследования, в полной мересоответствующейпоставленнымзадачам;использованиемкомплексаметодов, адекватных цели, предмету и задачам создания социальнокультурных условий в детском творческом объединении; теоретическойразработкой и экспериментальной проверкой этапов исследования в детскихтворческих объединениях; результатами количественного и качественного15анализа экспериментальных данных, полученных в процессе научноисследовательской работы, подтверждающих выдвинутую гипотезу.На защиту выносятся следующие положения:1.