Диссертация (Духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении". PDF-файл из архива "Духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
29]. Ценностныепредставления формируются с детства и определяют личное ранжирование, вдальнейшем. Они образуют личные ценностные ориентации, т.е. ценностныепредставления, которые подросток ранжирует для себя как наиболее илинаименее значимые отмечает А.С. Кармин. [99, с. 356]. По А.Г.Здравомысловуценностныеориентацииэторезультатдуховнойдеятельности человека и совокупность сложившихся ценностных ориентирови образует «ось сознания», которая способствует устойчивости личности.Поэтому ценностные ориентации это важный фактор, который обеспечиваетмотивированность поступков личности [86, с. 215].Проблемы укрепления и становления ценностных ориентиров уподростковвызываютСоциокультурноеопасениепространствопедагогическоговключаетвсесредствасообщества.массовойинформации, интернет-ресурсы, телевидение, социальные сети, усиливаяинформационное влияние на подростковую среду, что влечет за собойтрансформацию ценностных ориентиров, их инверсию.
А.А. Сукало31уточняет, что телевидение и интернет не просто досуговый элемент, азнаковая система, которая может быть использоваться для «производствалжи, привития нежелательных ценностных ориентиров» [195, с. 68-73].Поэтомутакважновырабатыватьуподростковнеискаженныеинформационными ресурсами нравственные представления о том, что такоедобро, зло, справедливость, дружба, честность, патриотизм, и др.
Наличиеустойчивых ценностных ориентиров у социологов рассматривается каксубъективный феномен наличия нравственных и этических норм. Эти нормыдолжны помогать идентифицировать себя в семье, социуме, культурнорегиональном сообществе. Целесообразно формировать эти нормы в раннемдетстве, развивать и углублять в подростковом, а у такой социальной группыкак молодежь корректировать и направлять «используя культуру каксистемообразующий фактор развития личности» [20].Таким образом, ценностно-смысловой подход – это совокупностьприемов воспитания подростков, опирающихся на общечеловеческиеценности, с целью формирования устойчивых ценностных ориентиров,взглядов и представлений, детерминирующих дальнейшее поведение ипоступки.Следующим методологическим подходом в нашем исследованииявляетсядеятельностныйподход,сущностькоторогоопределяетсявключенностью подростка в коллективную и индивидуальную творческуюдеятельность этот подход нашел обоснование в трудах И.Г.
Анушкевич,Г.И. Веденеевой, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского,С.Л. Рубинштейна, Ю.Н. Солонина, Б.М. Теплова и др.По Ю.Н. Солонину культурная деятельность подростков создаетпредметный мир «материального, духовного, художественного, черезкоторый он реализует свою особую сущность» [113, с. 18].Деятельность – это активное отношение к окружающему миру,содержанием деятельности, является его изменение и преобразование [23, с.180]. Это процесс взаимодействия субъекта деятельности с объектом32деятельности, во время которого объект приобретает новые свойства икачества, превращаясь в продукт деятельности.
Выделяют три уровнядеятельности: генетический, структурно-функциональный и динамический.На первом уровне – генетическом она является совместной социальнойдеятельностью, а интериоризация, как освоение опыта путем преобразованиясовместной деятельности в индивидуальную из внешнего во внутреннее - эторазвитие психики. Второй уровень - структурно-функциональный, построенна принципе Л.С. Выготского, где деятельность раскладывается на«единицы», на третьем уровне – динамическом выявляется изменения самойдеятельности.С.Л.
Рубинштейн трактовал деятельность как активность человека длявоспроизведения или создания определенного культурного «продукта» исчитал, что по тому, что делает человек можно определить, чем или кем онявляется,т.е.направляяегодеятельностьможноспособствоватьформированию человека [177, с. 159]. Ученый выделял такие признаки какдеятельностьсубъектаилисовместнаядеятельностьсубъектов,предметность, самостоятельность и творчество. Им были разработаныкомпоненты деятельности – мотив, цель, предмет, структура, средства. ПоА.В. Петровскому первой, отличительной чертой деятельности является то,что она порождается потребностью, и регулируется целью.
Деятельностьявляетсявнутренней(психологической)ивнешней(физической)активностью человека [158, с. 159]. А.Г Маслоу утверждал, что деятельностьприводит к «самоактуализации личности, когда человек самозабвеннопосвящает жизнь своему призванию» [128, с. 215].Можноотметить,чтодеятельностьдетерминируетотношенияподростков с окружающим миром, а, следовательно, определяет становлениенравственныхкачествличности.Деятельностьявляетсяоднимизкомпонентов в воспитательном процессе, организация которой способствуетвозникновению условий для духовно-нравственного воспитания подростков.33Креативныйподходпозволяетобъединитьтакие понятиякак«творчество» и «индивидуальность» в воспитании и развитии личностиподростка.
Эти проблемы нашли отражения в работах таких исследователейкак: К.Н. Вентцель, Е.П. Ильин, А.С. Кармин, Т.А. Красило, Л.Е. Курнешова,А.Б. Никитина, В.И. Петрушин, Н.В. Поповицкая, В.П. Сергеева, М.Л.Соснова, Л.С. Уланова и др. Творчество представляет собой процесс созданиянового - материального и духовного, в творчестве достигается наиболеевысокий уровень самореализации. С.В. Еманова в своих исследованияхназываеттворчестволичностнойхарактеристикой,котораяявляется,составляющей творческих способностей, а их развитие основной задачей.Существенная часть интеллекта – это творческие способности человека, а ихважнейшей задачей в воспитании и образовании личности является развитие[76, с.
90-91]. Развитие индивидуального творческого потенциала позволяетподростку находить решения в любой жизненной ситуации, что и являетсяосновой творческой (креативной) личности. По М.А. Ариарскому социальнокультурная деятельность стимулирует развитие творческого потенциалаличностивусловияхколлективахудожественнойсамодеятельности,формирует креативность, которую люди могут использовать в сферепроизводства, и в повседневной жизни [10, с.
11].Рассмотренныеметодологичекиеподходынашегоисследованияопределили ряд принципов воспитания подростков в процессе музыкальнотеатральной деятельности. Принцип – является основным исходнымположением какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретическойпрограммы [146]. В нашем исследовании принципы разделены на базовые испециальные.Базовые принципы:гуманистическийпринципопираетсянагуманистическиевоспитательные взгляды, они рассматривались в работах К.Н. Вентцеля, Л.Н.Толстого, К.Д. Ушинского и др. Гуманистические взгляды К.Д. Ушинскогообращены на познание человеческой природы, он предполагал, чтобы узнать34человека, надо « изучить его физические и психические особенности».
ЦельювоспитаниякакподчеркивалК.Д.Ушинский,являетсяформированиеличности подростка активной и творческой. Система нравственноговоспитания строилась у К.Д.Ушинского на воздействии на подростковположительнымпримером.Онутверждалнеобходимостисозданияатмосферы товарищества. К.Д. Ушинский считал, что в нравственномвоспитании большую роль играет моральное образование. Утверждал, чтонельзя строить духовно-нравственное воспитание только на словесныхметодах, а нужно развитие нравственных чувств. Сильным орудиемвоздействия на детей он считал убеждение и то, что нужно не навязыватьдетям своих убеждений, а пробуждать в них эти убеждения, и желанияпобеждать собственные низкие стремления [210,с.270].
К.Д. Ушинскийутверждал, что развивать душу, возможно, только наполняя ее содержанием.Основой для духовно-нравственного воспитания ученый считал обучение, всвязи с воспитанием мировоззрения, воспитанием патриотизма, трудовым иэстетическим воспитанием. По К.Н. Вентцелю в воспитании подростковнеобходимо не внушать добро, а пробуждать «самостоятельную свободнуюнравственную волю, нравственное творчество» [34, с. 119], это ученыйвыявлял как основу нравственного воспитания. Некоторые исследователивидят задачи воспитания в формировании новой парадигмы образовательнойфункции, которая позволяет обеспечивать конкуренцию и преимуществогуманистической личности, которая способна к «адекватному ответу надуховно-нравственные и культурные потребности социума» так утверждаетТ.Э. Мангер [125, с.
65];личностно-ориентированный принцип реализует индивидуальнотворческое и духовное развитие, самоопределение, самоактуализацию,приобретениенавыковикомпетенций.Определяетиндивидуальнуютраекторию развития, раскрытие потенциала личности. И.Д. Демаковасчитает развитие личности подростка высшей ценностью личностноориентированного воспитания, целью которого является возможность35содействовать личности в ее стремлении познавать себя, «развивать своиспособности» [67, с.
13]. По Е.А. Беловой саморазвитие являетсясамостоятельным феноменом, частным уровнем развития личности, гдесаморазвитие представлено в качестве критерия успешности процессаразвития [17, с. 54]. Решать вопросы индивидуально-творческого идуховного развития подростков в детских творческих объединениях можно спомощью сочетания различных видов искусств. Музыка, театр, танец, ихвзаимодействие позволяет значительно расширить возможности творческогороста личности подростка. Как замечает О.В.
Дедюхина, интегрированностьмузыкальных теоретических знаний, музыкального исполнительства иразныхвидовтворчестваставитперспективнуювоспитательную«сверхзадачу» - самостоятельную творческую инициативу…» [66, с. 114].Результативностьспособствуетивостребованностьсамоактуализацииличноститворческойдеятельности,подростка,укреплениюуверенности в своих силах, в правильности выбранного пути и др.М.Н. Филатова замечает, что это даетвозможности выстраиванияиндивидуальной стратегии развития подростков, осуществляющейся сопорой на позитивную особенность каждой личности, которая позволяетоценить результат деятельности по сравнению с предыдущим достижениямподростка [214, с. 21];принципвозрастнойдифференциации–реализуетсясогласноособенностям развития подростков детского творческого объединения, ихвозрасту, интересам и потребностям.