Диссертация (Духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении". PDF-файл из архива "Духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности в детском творческом объединении", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Т.В. Львовавыделяет развивающее и воспитывающее и корректирующее воздействиемузыки, на человека указывая, что музыка способствует образованию,воспитанию и гармонизации личности, эмоционально усиливая и углубляячувства, серьезно корректирует и осуществляет «психотерапевтическуюфункцию» [120, с. 3]. Музыка воздействует на человека физически,физиологически и психологически. А духовное воздействие позволяетслушателю и зрителю «считывать» те сообщения, которые автор раскрываетчерез свое произведение.
Идеи, задумки автора находят эмоциональныйотклик и вызывают сопереживания у слушателей, поэтому генерируют новыесмыслы и, мотивируя творческое сознание, как указывает Ю.М. Лотмантворческое сознание – всегда акт коммуникации, т.е. обмен, в ходе которого«исходноесообщениетрансформируетсявновое»[119,с.204].Эмоциональное воздействие музыки, дает возможность испытать зрителю ислушателю катарсис, как «очистительную» функцию любого вида искусств.Музыка позволяет нам переживать различные чувства, «переиграть» то, чтоне всегда возможно в обычной жизни, достичь духовного равновесия,воодушевить или утешить, обрести ценностные основы. По мнению Л.С.Выготского, музыка «непосредственно ни к чему не влечет нас», онаспособна создавать только неопределенную и огромную потребность вкаких-то действиях, раскрывать путь и расчищать путь глубоко лежащимсилам [41, с.
327]. Л.И. Уколова указывает, что «музыкальная деятельностьво всем многообразии ее видов предопределяет духовное существованиечеловека в мире музыки, его музыкальное сознание и самосознание. Егомузыкальная культура выступает способом собственного уникальногоразвития путем освоения музыкального искусства» [203, c. 133].Одной из задач музыкально-театральной деятельности являетсяразвитие личности: духовное, нравственное, творческое, способное датьподросткам представление о мировой музыкальной и театральной культуре,53об эстетической и духовной составляющей искусства и возможностьрасширения общего кругозора личности.-рекреативная функция: восстановление духовных и физических силглавным образом за счет смены вида деятельности, с учебной на творческуюдеятельность, которая осуществляется подростками в свободное время, ипроходит в неформальной, дружеской атмосфере.
Музыкально-театральнаядеятельность в детском творческом объединении направлена на реализациюпроведения досуга подростками в активной художественно-творческойсреде. Смена вида деятельности, в группе единомышленников, способствуетсозданию дружеских, товарищеских отношений, укрепляет социальныесвязи, повышает мотивацию к творческой деятельности.Специфика музыкально-театральной деятельности заключается и вмногообразии методов и форм, способствующих реализации рекреативнойфункции (формы: театрализованные представления, праздники, фестивали;методы: игровой, творческого задания, тренинга сценического мастерства идр.) Переключение с одного метода на другой во время занятий способствуетснятию нервного напряжения, утомленности подростков накопившейся вучебное время.-познавательная функция: музыкальная деятельность в детскихтворческих объединениях делает возможным поддержание интереса косвоению не только массовой музыкальной культуры, но и различныхжанров народной и классической музыки, что является и просветительным ивоспитательнымкомпонентом.Впроцессемузыкально-театральнойдеятельности происходит освоение театральной игры, выразительногочтения, пения, а также общего развития личности подростка.
Музыкальная итеатральная деятельность, способствует накоплению знаний, необходимыхдля актерской игры на сцене: вокальных - академического, эстрадного,народного и хорового пения; танцевальных - танец, пантомима, пластика;театральных – актерский тренинг, сценическое движение, сценическая речь,этюды, импровизация и др. [173]. Познание основ музыкальной и54театральной деятельности дает подросткам возможность овладеть актерскими певческим «аппаратом», уметь его использовать на сцене.
С.Ш. Умеркаевасчитает это владение обязательным условием исполнительской культуры,которое является необходимым, для использования своего «инструмента»(голоса), чтобы понимать стилистические особенности музыкального текста[207, с. 105].Представляют интерес варианты адаптации классических и народныхпроизведений в современной ритмической, инструментальной и жанровойобработке для использования в музыкальной деятельности подростков.Применение подобных вариантов произведений возможно в любом видемузыкальной деятельности (вокал, инструмент, музыкальный театр) этовызываетуподростковинтерескизучениюилипрослушиваниюпроизведения в первоначальной, оригинальной трактовке. Что в своюочередьможетстимулироватьжеланиепознакомитьсясдругимипроизведениями этого композитора или этого жанра.
Таким образом,расширение музыкальной эрудиции, накопление опыта, приводит кимпульсу, который способствует развитию творческого потенциала личностиподростка, его самосовершенствованию и рефлексии. Эмоции интересаукрепляют в человеке страсть к познанию. Прожив эмоционально идеятельно этапы творческого тренинга, можно обрести навыки, не остаться«созерцателем,отстраняющимсяотпроцессовсовершенствованиявнутренней и внешней актерской техники» [31, с. 7].Для понимания специфики музыкально-театрального воздействия наподростков в процессе духовно-нравственного воспитания необходимо датьсущностнуюхарактеристикуосновныхфакторов,этоговоздействиянеобходимых для решения воспитательных задач, таких как:-музыкальный репертуар, представляющий собой набор музыкальныхпроизведений, которые разделяются на виды: репетиционный - музыкальныйматериал различных жанров, аранжировок, стилей предназначенный дляразминок,тренинговыхупражнений, сценическогодвиженияидр.;55вокальный – произведения для индивидуального и группового исполнения вспектаклях, литературно-музыкальных композициях и других формахвыступления; фоновый - используется для сопровождения сценическогодействия.
Репертуар должен соответствовать возрасту участников детскоготворческого объединения, быть им понятен и отвечать нравственным иэтическим нормам. Вопросы воспитания и развития подростков с помощьюмузыкального творчества, музыкального искусства не только не утратилисвоей остроты, но стали актуальней в современном образовательномпроцессе, как еще один способ духовного объединения, воспитаниятолерантности и нравственного становления подрастающего поколения. Л.Н.Филатова справедливо утверждает, что деятельность художественноэстетическойэстетическиминаправленности«наполненнаяпереживаниями,сильнымитворческойиглубокимиинициативойисамостоятельностью, стимулирует формирование у детской аудиторииинтереса к искусству» [215, с.
46].-литературныйрепертуар,долженбытьнравственнымпосодержанию, доступным для понимания, осмысления и исполнения, а такжевключатьпоэтическиеипрозаическиетипыхудожественнойречи.Прозаические тексты в сценических постановках, присутствуют, какправило, в форме диалогов, маленьких рассказов, писем. Соединение текстовразличных видов и форм, создает общую сюжетную линию с использованиемпрозы и поэзии. При подборе репертуара надо учитывать не толькоувлеченность педагога выбранным материалом, но и степень интереса к немуподростков, а соответственно понятность текста. Необходимо использоватьпоэтические тексты, которые развивают образное мышление.
О.В. Виктороваконстатирует, что «поэзия дает более яркие, конкретные, эмоциональныеобразы, которые легко увидеть внутренним зрением и, таким образом,словесное описание увиденного, будет более убедительным, выразительным,приобретает новые оттенки. Поэтическая слово делает речь выразительнее, ачеловека духовным» [37, с. 96].
Литературный репертуар представляет собой56основу речи произносимой со сцены и является своеобразным эталоном, гдесоздаетсяморально-этическаясторонатекста,формируетсякоммуникативный аспект. Речевая коммуникация, как утверждает Н.В.Поповицкая,представляетсобой«речемыслительнуюдеятельностьличности, осуществляемую в целях взаимодействия. Согласно этой позицииразвитие у школьников умений речевой коммуникации предполагаетдальнейшее совершенствование: владение нормами литературного языкапринятоговданномсоциуме;навыкавыбораязыковыхсредств,необходимых для осуществления речевого намерения и взаимодействия сречевым партнером» [163, с.
73]. Уровень речевой культуры подростков, сиспользованием правильно подобранного репертуара, повышается, чтотранслирует культуры речи сценических персонажей в обычное общение.В.С. Мухина связывает речевую культуру подрастающего поколения сдуховным развитием общества, утверждая, что «речевая культура каждогонового поколения подростков» это показатель общего развития духовностинации. Эта мысль доступна духовному строю подростков – тольконеобходимо вовремя доносить ее до их сознания [138, с. 415].Театральная сценическая речь становится своеобразным эталоном,который регулирует морально-этическую сторону бытовой речи, грамотноепроизношение, правильные ударения и др. и является составляющей общейречевой культурой личности подростка.-художественно-творческая среда: как одно из условий, котороеспособствует духовно-нравственному воспитанию подростков. В этой средеспособны аккумулироваться «достижения мировой культуры, народныетрадиции, национальный менталитет, художественное творчество [229, с.
79].Создается возможность, которая способствует самореализации личностиподростков,накоплениюэмоционально-чувственныхвпечатлений,интериоризации нравственного поведения, благодаря активной творческойдеятельности. Творческая деятельность подростков в коллективах поинтересам способствует реализации личностного потенциала, создает57возможность испытать «ситуацию успеха», повысить самооценку и свойстатус в глазах сверстников. Музыка и театр как виды искусств, обогащаютэмоциональную сферу личности подростков переживаниями, воспитываянравственные чувства.