Диссертация (Психофизика перцептивных иллюзий), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психофизика перцептивных иллюзий". PDF-файл из архива "Психофизика перцептивных иллюзий", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Барабанщиков описал архитектонику перцептивного события иопределил существование трех планов:1. Ситуационный план (взаимодействие субъекта восприятия с объектом) –это порождающая основа восприятия;2. Апперцептивный план – система внутренних условий восприятия;3. Имидженарный план – собственно феномен восприятия.Автор подчеркивает, что перцептивный образ выражает единствоинформационногосодержанияиформегоорганизации,асамоинформационное содержание характеризует изменчивую и подвижнуюсторону восприятия.
Так, в тахистоскопических экспериментах, оновключает всюсовокупность впечатлений о поверхности тест-объектов,оптическом фоне, акустическом фоне, тактильные и другие ощущения.Чувственное содержание всегда полимодально, и в нем присутствует и среда,и сам наблюдатель. «Элементы ситуации воспринимаются как представителинекоторых классов, сходных вещей и событий, т.е. категоризованы. Болеетого, каждый из них способен нести функцию знака» [Барабанщиков, 2006,с.175]. Особое значение приобретают процессы анализа и синтеза ситуации,которыепредшествуютфиксационномуповоротуглазнаблюдателяотносительно предмета восприятия . Описывая архитектонику перцептивногособытия, В.А. Барабанщиков также отмечает, что «…перцептивное событиенеосуществляетсясфатальнойнеизбежностью;всегдаимеютсявозможности, реализация которых зависит не только от необходимых, но иот случайных обстоятельств» [Барабанщиков, 2006, с.167].
Восприятие сэтой точки зрения не может выступать в качестве прямой функции объекта27илистимуляции,предметно-практическойдеятельностииликакнепосредственный эффект нейрофизиологических процессов.Важность активности субъекта в процессе восприятия подчеркивается ифизиологами. Например, описание простого движения предполагает наличиеопережающего отражения[Анохин, 1962; Бернштейн, 1947, 1966].С.Д.
Смирнов полагает, что никакая стимуляция не может быть правильновоспринята без идущей вовне активности субъекта. Сама сущностьотражения, которая определяет направление его развития от низких к болеевысоким формам, заключается в способности субъекта развивать встречныйпроцесс [Смирнов, 1985]. Необходимость перцептивной организации икатегоризации представлена вфизиологических моделях, предложенныхП.К. Анохиным и Е.Н.
Соколовым в качестве акцептора действия в нервноймодели стимула [Анохин, 1968; Соколов, 1963].1.1.4. Экспериментальные подтверждения роли классификации в процессевосприятия. Роль классификации демонстрируется в работах по зрительномупоиску: показано, что поиск цифры среди букв или наоборот, буквы средицифр, легче осуществить, чем искать объект среди таких же (по классу)объектов.
Это представляется еще более важным, учитывая, что лишьназвание другого класса может повлиять на скорость зрительного поиска,например, букву «О» искать легче среди цифр, чем цифру «0» [Jonides,Gleitman, 1972].Исследования, основанные на методике RSVP (от англ. rapid serial visualpresentation, «быстрое последовательное зрительное предъявление») [Potter,Staub & O'Connor, 2004], показывают, что выделение «общего смысла»предшествует выделению геометрических признаков (время обработки 80200 мс). Если сопоставить эти данные с современными представлениями омикрогенезе восприятия [Величковский, 1973, 1982], то базовый циклмикрогенеза восприятия может занимать до 300 мс и требует участиявнимания, за это время зрительный образ предмета лишь впервые28формируется,таким образом, оказывается, что без классификациинемыслимо формирование образа восприятия.
Начиная с Н.Н. Ланге [Ланге,1983], представления о микрогенезе восприятия предполагали наличие рядаэтапов, в процессе прохождения которыхпроисходит переход отпредставлений о локализации и общих очертаний объекта к инвариантномувосприятию тонких внутренних деталей.Идея о двухуровневостивосприятия предполагает, что сначала объект воспринимается как нечтонедифференцированное, локализованное в трехмерном пространстве, а затем,как предмет с индивидуальными признаками, такими как цвет и форма[Enns & Di Lollo, 2000; Величковский, 2006]. Подтвердить наличие «древнегозрения» в эксперименте не удается [Di Lollo et al., 2001].Показательны с точки зрения влияния семантики исследования «слепоты кизменению» (change blindness) [Simons, Rensink, 2005, Simons, Levin, 1998].Испытуемым сложно осознать изменения предметов и сцен, когда этиизменения совпадают по времени с глобальными прерываниями восприятия(отключение изображения на 50-200 мс; саккады и моргания).
На фотографиинабережной Сены наблюдатели не замечают,как Собор ПарижскойБогоматери оказывается то в левой, то в правой части изображения, еслислайды мелькают [Величковский, 2006]. Эффект слепоты к изменениямподвержен влянию экспертного знания и релевантности событий.Еслинаблюдатель является экспертом в определенной области (такой как футболили шахматы), то обнаружит изменения в положении фигур на доске, крометого,при изменении важных элементов ситуации при моделированиипроцессавожденияавтомобиля,онитакжелучшеотслеживаютсяиспытуемым, чем иррелевантные изменения, не влияющие на общий смыслситуации [Velichkovsky et al., 2002, Unema, Dornhoefer, Steudel &Velichkovsky, 2001].В экспериментах Е.А.
Лупенко по изучению восприятия цвета и формы имузыкальных отрывков показано, что основу переживания субъективногосходстваобъектовразноймодальностисоставляютмодально-29неспецифические процессы, связанные с глубинным уровнем категоризации– эмоциональным обобщением. Оказалось, что цвет и форма, обладаяразными характеристиками на сенсорно-перцептивном уровне, оказываютсяблизкими в пространстве семантических значений, имеющих эмоциональнуюоснову.Быливыделеныприсущиевсемощущениямобобщенныехарактеристики – интенсивность и качество, которые и связаны свозникновениемсубъективногоощущениясходства.Полученныенаразличном стимульном материале результаты подтверждают существованиеединого механизма обобщения и позволяют говорить о его универсальномхарактере [Лупенко, 2009].Тхостов А.Ш., проводя психофизиологические исследования интрацепции,считает необходимым предположитьсуществование неких ядерныхбазальных конструктов, которые позволят начать работу с объектом,развернуть сложную сеть категоризации, трансформировать способырепрезентации.Онполагает,чтосенсорные качестване являютсяпервичными, раньше выступает категоризация в виде эмоционально –оценочных конструктов.
А.Ш. Тхостов приводит в пример исследованиеПознера, согласно которому впечатление о стимуле возникает по временираньше, чем знание о том, с помощью чего воспринят объект [Posner, 1978].В экспериментах на опознание объекта в условиях дефицита времени, вситуациях возможности или невозможности манипуляций с ним, былапоказана роль системы эмоционально-оценочных категорий, преобладающаянад гностическими (например, при опознании по цвету или форме)[Тхостов, 2002]. Это также, по мнению Тхостова, свидетельствует о том, чтовпроцессевозникновенияобразавосприятиянаэтапепервичнойкатегоризации вовсе не отдельные свойства объекта имеют значение, асубъективно значимые свойства.Вывод. Представленные теоретические подходы описывают процесспознания окружающего мира.
Основной вопрос заключается в том, в какоймере началом процесса познания является процесс восприятия окружающей30действительности, и насколько наблюдатель эту действительность не простовоспринимает, а активно конструирует, в результате чего образ восприятияможет в большей или меньшей степени не соответствовать реальности.Достаточно длительное время познание трактовалось, главным образом,лишь в качестве продолжения сенсорно-перцептивных процессов.
В.Вундтисследовал ощущения как один из начальных элементов познания, Г. Фехнеррассматривал сенсорные процессы в качестве начального этапа познания.Только к середине двадцатого века идея о том, что восприятию можетпредшествоватьдругойпроцесс(например,классификация),сталапреобладать. В подходах, описанных выше, восприятие рассматривается вкачестве одного из начальных этапов процесса познания, и авторыподчеркиваютнеобходимостьклассифицированияприформированииперцептивного образа. Процесс познания начинается с отнесения входящейинформации к определенному классу, категории, при этом результатомтакого познания являются не сами классы, а то, что осознает или не осознаетнаблюдатель.
Сам по себе процесс восприятия становится немыслим безклассификации.1.3.Имплицитная классификация в классических психофизическихтеориях и теории обнаружения сигнала.1.3.1. Классический психофизический подход. Несмотря на несомненнуюблизость двух психических процессов – ощущения и восприятия - и на то,что существует универсальное объединяющее эти процессы название(сенсорно-перцептивныепроцессы),исследованияитеоретическиепостроения в каждом случае имели явные отличия.Ведущимнаправлениемвизучениисенсорныхпроцессовпутемрегистрации и анализа произвольных ответов человека на поступающуюинформациюявляетсяпсихофизика.Историческиэтоперваяэкспериментальная область психологии.