Диссертация (Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ". PDF-файл из архива "Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Функции архитектурного пространства. Реализация потребностейчеловека благодаря архитектурной средеДля того, чтобы человек смог реализовывать свои потребности, емунеобходимоналадитьбезошибочныйдиалогсархитектурнымпространством. Оно должно быть адекватно понято и принято субъектом, что32порой не происходит, потому что сложен человек и сложна архитектура,создаваемая им и окружающая его. Архитектурная среда является носителеминформации, но она всегда содержит больше информации, чем человекспособен принять (Федоров. 1999; Черноушек, 1989). Архитектурная речьрассчитана на массового потребителя и стремится быть психологическиубедительной, не требует постоянного к себе внимания, но предписываетопределенный образ поведения, пишет И.И.
Сердеюк (Сердеюк, 1979). Как ив любом процессе коммуникации, диалог между архитектурой и человекомвключает оппозиции. Это оппозиции: старое - новое, большое - малое,реальное - виртуальное, статическое - динамическое, пафос - ирония,архитектура как искусство - коммерческая и утилитарная архитектура, чтоподтверждаются как исследованиями в области восприятия архитектуры, таки явлениями повседневной жизни (Касьянов, 2012). Архитектор всегдадолжен задумываться о том, как будет понята архитектура, долженпросчитывать процесс передачи необходимой информации средствамиархитектурныхформ,долженрешать,будетлионасредствомкоммуникации, содержащей смысловые знаки, или будет ассоциациейразличных идей, отмечает Ч. Дженкс (Дженкс, 1985).
Архитектурныепространства могут влиять на ощущение единства или разрозненностилюдей, от масштабности организации пространства зависит не тольковозможность общения людей, но и их качество (Балакина, 2012; Montgomery,2013).Для понимания окружающей архитектурной среды человеку важноидентифицировать себя с ней (Андреева, Богомолова, Петровская 2002;Радина, 2015; Turner, 1999). Городская идентичность рассматривается какпоказатель социальной адаптации человека, отмечает А.В. Мекляева. Ееформирование предполагает соотнесение образа жизни и стиля социальноговзаимодействия человека с принятым в городской среде образом жизни ихарактером взаимодействия (Микляева, Румянцева, 2011). Идентичность сгородским пространством проявляется через позитивные или негативные33эмоции, чувства и означает привязанность человека к окружающемуархитектурному пространству (Вендина, 2012; Кашкабаш, 2014; Левицкая,Манченко, 2012; Самошкина, 2006, 2008).
А также и через то, как и когдаименно человек может назвать окружающее пространство своим, тем самымвстроив это новое свое в систему своей личности (Джемс, 1991). Помимоэмоционального компонента идентичности, пишет А.В. Мекляева, сокружающим архитектурным пространством важен также и ценностныйкомпонент идентичности, выражающийся в привязанности к месту,удовлетворенности в нем, его символической значимости (Миклеяева, 2011).Привязанностькжилойсредепозитивновзаимосвязанасудовлетворенностью, качеством жизни и личностным развитием (Azevedo,2013; Morgan, 2010).
Идентичность и ценность отдельных мест и пространствв городе повышается не только за счет образа, темы, которые предлагаетархитектурное окружение, но и за счет определенных форм использованияэтихпространств,организованныхвокругкультурыипотребления(Макарова, 2010).Архитектура обращена к сфере общественного сознания. Удовлетворяяматериальныепотребности,онаудовлетворяеттакжеидуховныепотребности.
М. Чиксентмихайи отмечает, что «дом является оплотомуникальности и безопасности для человека, здание наполняется различнымисимволами, поднимающими ценность жизни человека и помогающимисправляться с жизненными задачами» (Чиксентмихайи, 2015, с. 168 – 169).«Дом, здание, лишенное индивидуальных особенностей, в котором нетпредметов, указывающих на прошлое, настоящее и будущее – бесплодно»,пишет автор (там же, с. 419). Создание гармоничной и осознаннойокружающейсредыбудетспособствоватьличнойкреативности(Чиксентмихайи, 2015). Создаваемые архитектурой ценности отражаютжизнь человека, помогают формировать эстетические и этические установкиличности (Глазычев, Иконников, Лебедев, 1988).34Архитектура является влиятельным средством массовой информации(Суджич, 2006; Вентури, 2015). Общественные вымыслы становятсяреальными благодаря тому, что она обыгрывает и утверждает их (Джекоб,2013).
В любое время архитектура не просто оформляет функциональные исоциальные процессы, но и воспитывает отношение к искусству, обществу,формирует мировоззрение, ее облик. Она напоминает о времени еестроительства и изменения, о том, каким был эстетический идеал имастерство тогда, и как это оценивают и как относятся сейчас (Овчинникова,2009). По мере возникновения новых социальных функций появляютсяновые типы и виды архитектурных зданий и комплексов. Время идет,меняются условия и настроения в общественной жизни, и с отмиранием техили иных социальных процессов утрачивают свое значение определенныетипы построек (Серебровский, 1985). То есть архитектура может выступать, содной стороны, в качестве сейсмографа, средства раннего оповещения онадвигающихся социальных переменах, а с другой стороны, как триггер,катализатор геополитических, геоэкономических, геокультурных процессов(Фасенко, 2011).
Многие теоретики архитектуры подчеркивают, что попсихологическимособенностямвоздействияопределенныхформархитектуры возможно диагностировать приближение кризиса, когдаэкономические, политические и прочие признаки все еще свидетельствуют орастущем социальном благополучии (см. Добрицына, 2009). Архитектурапридаетсоциальномувсеновыекреативныеформы,вкоторыхпроисходящие общественные и исторические процессы познаются в ней(Делитц, 2006). Архитектурная среда действует в течение долгого времени,позволяет и вызывает определенные образцы поведения, манеру смотреть ивидеть (Вильковский, 2010).
Здание формирует поведение человека, отмечаетР. Арнхейм (Арнхейм, 1984). Р. Бечтел и А. Чарчмэн приводят в связи с этимпонятия «сильной» и «слабой» программы здания. Например, когда зданиеобладает сильной программой, оно может полностью определять поведениечеловека в данной архитектурной среде, особенности его общения с другими35людьми и даже скорость передвижения в зоне этого здания. Слабая жепрограмма здания лишь служит местом жизнедеятельности человека (Bechtel,Churchman, 2002).
Б. Хиллер и А. Пенн утверждают, что благодаря такимзаранее спланированным программам, можно менять архитектурную среду иповедение человека в ней согласно поставленной цели, можно улучшитькомфортность и безопасность среды. В основном, как отмечают авторы, этокасается деловых и общественных центров, учебных и спортивных заведенийи других многолюдных мест (Hiller, Penn, 1991).
Архитектура можетнаглядно показать, каким должен быть человек в идеале, призывает к чему-тобольшему, на что способен человек, выступает как психическое средство,помогая человеку запомнить важное (Боттон, 2013).Ален де Боттон считает, что главная задача архитектуры - напоминаниео богатстве потенциала человека, а главная задача архитектора проектирование зданий, способствующих ощущению счастья. Архитектурадолжна давать место жизни, обеспечивать психологическую защиту, а такжеговорить с человеком о том, что ему кажется важным, а также о том, о чемему нужно напоминать (Боттон, 2013; Ткачиков, 1980). То есть окружающаяархитектурная среда, то пространство, в котором живет и работает человекдолжно открывать внутренний потенциал человека, его внутреннюю силу испособствоватьположительномуэмоциональномутонувсейжизнедеятельности человека.
Также она создает материальные условия дляудовлетворения многих потребностей человека и несет информацию овозможности их реализации. Потребности человека не являются чем-топостоянным, они подвержены изменениям, исчезновениям и появлениямнового. Согласно взглядам Д.А. Леонтьева, потребности действуют «здесь итеперь»,отражаятекущеесостояниединамичноменяющихсявзаимоотношений с миром. Субъективно потребность воспринимается какнечто находящееся «внутри» нас и толкающее к чему-то «снаружи»(Леонтьев, 2003).36Вместе с тем, архитектура – это еще и познавательная деятельность.Будучи особой формой познающего разума человека, архитектура призванаобнажать фундаментальные, сущностные проблемы времени, встающиеперед человечеством и претворять их в жизнь (Добрицына, 2004).Архитектурные здания - это не только функциональные объекты, но изначащие символы, одинаково понимаемые участниками коммуникации. Ихсовокупностьможеттрансформироватьсявобобщенныйгрупповойсимволический язык и являться одним из средств коммуникации общества,влиять на развитие личности (Ритцер, 2002).
Познавательные потребностичеловека по отношению к архитектурным объектам могут проявляться так жеивстремленииинформацииизудовлетворениембыстроориентироватьсяокружающегосенсорногомира.голодаЭта-вокружении,потребностьстремлениюкполучениисвязанасразнообразиювоспринимаемой архитектурной среды, к процессам познания среды, кбогатству зрительных впечатлений, определяющих развитие воображения.Человек практически всегда нацелен на поиск новой и необходимойинформации,чтобыадекватноприспосабливатьсяквсевремяизменяющемуся миру, и архитектурный объект тоже может предоставитьчеловеку нужную ему информацию. Архитектура, как отмечает А.Раппапорт, - это бесконечно сложное коммуникативно-знаковое явление.