Диссертация (Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ), страница 10

PDF-файл Диссертация (Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ), страница 10 Психология (30165): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ) - PDF, страница 10 (30165) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ". PDF-файл из архива "Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Леонтьев, нужно осуществлять какие-то действия длятого, чтобы получить образ действительности (Леонтьев, 2007). Длявозникновения адекватного образа архитектурного объекта в сознаниичеловека недостаточно пассивного созерцания, простого запечатления,нужна активная деятельность по исследованию архитектурного сооружения,конечно, если оно позволяет это сделать. Чувственный образ вследствиеактивной деятельности станет той формой, в которой архитектура откроетсясубъекту, откроется как мир, реально существующий вне зависимости отнего самого.

И тогда восприятие станет процессом перехода объективногомира в индивидуальный мир субъекта (Леонтьев, 2007).Как уже отмечалось выше, восприятие архитектурного пространствапредставляет собой процесс становления субъективного образа архитектуры.Этот процесс формирования образа архитектурного пространства проходитнесколько ступеней: от поверхностного, чисто внешнего считыванияочертаний и деталей, бросающихся в глаза, до постижения сущности исмысла (Федоров, 2006). Архитектурный образ возбуждает комплекс самыхразличных психических переживаний, возникающий в связи с получаемымпредставлением и содержащий в себе познавательное и чувственноевозбуждение.

Он познается через чувственное возбуждение (Некрасов, 1994).Образ архитектурной постройки включает в себя не только внешниеособенности, но и ее функцию, ценность, историю, смысл. Порой он может47быть прямо не связан ни с внутренним содержанием, функциональностью, нис градостроительными планами, но может быть полон ассоциациями, идеями,автобиографическими представлениями (Бархин, 1991, Нартова-Бочавер,2016, Фландерс, 2016).Ю.С.структурыЯнковскаявыделяетархитектурногоследующиеобраза:образосновныесоставляющиеориентации,формирующийпсихологическое пространство действия, определяющий эмоциональноесостояние человека, характер его движений и устанавливающий связь междуфизическими характеристиками архитектуры, особенностями и стереотипамипроцессавосприятия;образузнавания,ограничивающийсферуфункциональных значений архитектурного объекта и характеризующийсяприоритетностью когнитивного компонента.

Узнавание определенногоархитектурного объекта связано с причислением его к определеннойкатегориипоопределенномупризнаку,которыйможетбытьфункциональным, социальным, ценностям или любым другим (Янковская,2010). Это перекликается со взглядами Дж. Брунера, касающихся процессакатегоризации как основы мыслительной деятельности и деятельностивосприятия (Брунер, 1977). Но именно образ интерпретации, являясьнеотъемлемой частью структуры архитектурного образа, формирует весьспектр социальных значений и субъективных смыслов субъекта, гдеосуществляется перевод наглядных иконических представлений, ощущений,впечатлений и состояний человека на язык смысла и личностных значений,подчеркивает Ю.С.

Янковская. Также автор выделяет еще и образ интуиции,раскрывающий бытийный аспект архитектурной постройки, способствующейрефлексии, экзистенциональному переживанию человека в мире (Янковская,2010). Получается, что образ архитектуры обязательно воздействует черезработу мысли. Как верно отмечает И.А. Некрасов, первое впечатление отархитектурного сооружения будет создавать генерацию эмоций, но лишьцеленаправленное разглядывание и размышление приведут к пониманию иоценке архитектуры (Некрасов, 1994).48Наряду с уже перечисленными особенностями архитектурного образа,исследователямивосприятияинвайронменталистамиархитектурывыделяютсятакжеипсихологами-егосимволичность,метафоричность и архетипичность.Человек живет в символическом мире языка и мышления, социальныхорганизаций и искусства. Символы как знаки свободно создаются,репрезентируют содержание и передаются из поколения в поколениеблагодаря культурной традиции, пишет Ж.М.

Вержбицкий (Вержбицкий,2010). Человек наделяет окружающий мир символами, а также обладаетспособностьювидетьвлюбыхявленияхсимволчего-тоиного,несвойственному самому этому объекту (Черноушек, 1989; Аллахвердов,2001). Символ – это всегда открытый образ, полный возможностей, смыслкоторого может быть разным (Рубцов, 1991). Различают три вида символов:условный (не основанная на каком-либо подобии устоявшаяся связь междузнаком и обозначаемым), случайный (запечатлённая установленная связь) иуниверсальный (устойчивая внутренняя связь) (Фромм, 2010).

Как отмечаетА. Раппапорт, символические значения архитектурной формы коренятся вфункциональных потребностях организма, тектонике, глубинных слояхпсихики человека, историко-культурных и языковых структурах, памяти.Так,символическиезначенияархитектурныхформмогутбытьнеоднозначными: одна и та же форма может иметь разный смысл в разныхкультурных контекстах (Раппапорт, 1990, 2002).Символ образуется посредством переноса на символический предметсмысла другой вещи по механизму ассоциативной связи, пишет Д.А.Леонтьев (Леонтьев, 2007).

Символическое значение среды воспринимаетсячеловеком на перцептивном, эмоциональном и интеллектуальном уровняхсознания. Оно организовывает интеграцию всех этих уровней в единоепсихическоесостояние,обеспечивающеепреобразованиеструктурчеловеческого сознания, отмечает В.И. Панов (Панов, 2004). Символическоезначение архитектурного пространства отмечается субъектом как внешний49по отношению к нему феномен, хотя и порожден его духовнойдеятельностью (Федоров, 2009). В символах выражаются смыслы, отношениек невидимому, существенному, беспредельному, глубоко личностному,являющемуся глубинным содержанием реальности, которые не имеютвозможности выражения в понятиях (Федоров, 2006, Быстрова, 2015).Попытка осознания символа, нахождение смысла, наличие силового полясимвола, проходит через несколько этапов (Мамардашвили, Пятигорский,2011).

Для архитектурного произведения это происходит следующимобразом. Первый этап - вычленение физических образов, конструкций, света,цвета. Эти образы обладают некоторой общей значимостью, выходящей зарамки значимости не только архитектурного стиля, но и данной культуры.Второй этап - это приписывание значения образам, выходящим за пределыописываемых или мыслимых психических состояний. И, наконец, третийэтап - это ощущение тупика, ощущение наличия силы, препятствующейпониманию, отрицательность обозначаемых состояний переходят в нечто,что В.В.

Федоров называет недостаточностью или незавершенностью(Федоров, 2006). В своих работах П. Смит различает несколько уровнейсимволизма, которые играют важную роль в архитектурной среде. Этоассоциативный символизм, те индивидуальные ассоциации, посредствомкоторых человек оценивает значимость определенной среды; окультуренныйсимволизм городской среды; символизм известного, то есть каждодневнаясреда,образующаяосновучеловеческогосуществованиявгороде;символизм «архетипа» в архитектуре городов и исторических памятников(Smith,1963).Л.Мамфордотмечает,чтовгородепосредствомархитектурных форм свершается культурный обмен и символическаякоммуникация между людьми, что способствует развитию общества(Мамфорд, 1961).Заслуживает внимания точка зрения сторонников психоанализа. Так,например, Р. Скрутон пишет о том, что сексуальные интерпретацииархитектурной формы обычно подчеркивают то, что крайне зашифровано,50затуманено, и не касаются того, что лежит на поверхности (Scructon, 1979).По З.

Фрейду, человек склонен символизировать инстинктивные стремления,вытесненные социальными ограничениями и нормами в область подсознания(Фрейд, 2015). В связи с этим многие элементы окружающей егоархитектурной среды он видит как двусмысленные, хотя сама этадвусмысленность не осознается. Например, в башнях, столбах или колоннахчеловек угадывает символы мужского тела, в а куполах или арках - женского.Критическое преодоление сексуальной основы символизации архитектурныхформ предлагает К. Юнг, оставляя при этом возможность их интерпретаций вуниверсальных образах - архетипах, выраженных во всех продуктахкультуры (Юнг, 1991; Раппапорт, 1990). А.В. Иконников предполагает, чтофундаментальнуюосновуархитектурныхязыковиценностныхпредпочтений составляет система архетипов, сложившихся из коллективногобессознательного, и закрепленная в мифах и пространственных формахсоздаваемой человеком среды (Иконников, 2006).

Архетипы определяютстроение архитектурного пространства и несут в себе культурные значения,отражающие ценностные установки людей, их экзистенциальную позицию(Evensen, 1994). В образе определенной архитектурной постройки можетбыть символика как антропоморфных (очеловеченных) архетипов, так ипоявляющихся по мере развития и усложнения общественных структуркосмогонических (небесных) архетипов (Юнг, 1991). Многие архитектурныедетали, мотивы и образы в своей основе имеют архетип, на которыйпостепенно накладываются, а, вернее, из него вырастают и другие символы,возникающие с развитием культуры и общества (Лотман, 2000; Лапшина,2005;Федоров,2006).Архитектор,учитывающийинагружающийассоциативными связями разные варианты форм архитектурных объектов ивоспринимающего субъекта, может манипулировать им (Папанек, 2010).Непосредственное символическое значение формы архитектуры чащевсеговыражаютсяглавенствующуюметафоройрольв(Раппапорт,общественном2002).одобренииМетафораилииграетосуждении51архитектурных построек.

Чем непривычнее современное здание, тем большеоно сравнивается метафорически с тем, что уже известно. Например,типичными метафорами типовой застройки 70-80-ых годов стали «картоннаякоробка», «коробка для ботинок», «упаковка для яиц», «бумага в клеточку».В настоящее время на смену органическим метафорам (например, «улитка»,«цветок», «дерево», «растение») приходят такие метафоры, как «айсберг»,«стекляшка», «спираль», говорящие об изменении архитектурного образа подвлиянием развития технологий строительства и проектирования. Очень частона архитектурное здание проецируется человеческое лицо: так дом хмурится,улыбается, смотрит на человека (Дженкс, 1985). Р. Вентури вводит такуюметафору,как«утка»,котораяявляетсясимволом,иметафору«декорированный сарай» - стандартное укрытие, применяющие эти символы.«Декоративный сарай», отмечает Р.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее