Диссертация (Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ". PDF-файл из архива "Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТимени М.В. ЛомоносоваВырваАрина ЮрьевнаВосприятие архитектурных объектов городскимижителями: субъективно-семантический анализ19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологииДИССЕРТАЦИЯна соискание учёной степени кандидатапсихологических наукНаучный руководитель –доктор психологических наук,профессор Д.А. ЛеонтьевМосква – 2017ОглавлениеВведение…………………………………………………………………………...3Глава 1. Восприятие архитектурной городской среды, подходы кизучению…………………………………………………………………………121.1.
Понятие архитектуры и ее значение в жизни человека…………………. 121.2. Особенности восприятия архитектурного пространства………………...171.3. Психологически значимые характеристики архитектурной формы…….261.4. Функции архитектурного пространства. Реализация потребностейчеловека благодаря архитектурной среде……………………………………...321.5. Архитектура и эмоции человека…………………………………………...391.6. Ценностно-смысловое содержание архитектуры…………………………421.7.
Особенности и закономерности формообразования архитектурногообраза……………………………………………………………………………..471.8. Образная и безОбразная архитектура……………………………………..551.9. Задачи экспериментального исследования восприятия архитектурныхсооружений………………………………………………………………………62Глава2.Субъективно-семантическоеисследованиевосприятияархитектурных объектов………………………………...………………………672.1. Материал, организация и методы эмпирического исследования………..672.2. Обработка и результаты первой серии эмпирического исследования.Особенности семантического оценивания фотографий архитектурныхобъектов………………………………………………………………………….712.3.
Обсуждение результатов первой серии эмпирического исследования…942.4. Обработка и результаты второй серии эмпирического исследования.Особенности семантического оценивания фотографий архитектурныхобъектов профессиональными архитекторами……………………………......982.5. Обсуждение результатов второй серии эмпирического исследования...1182.6. Обработка и результаты третьей серии эмпирического исследования.Сравнение семантических оценок реальных архитектурных объектов и ихфотографических снимков……………………………………………………..1202.7.Обсуждениерезультатовтретьейсерииэмпирическогоисследования……………………………………………………………………1282.8. Обработка и результаты четвертой серии эмпирического исследованияСемантическое оценивание архитектурных панорам Google, а такжесравнение особенностей этого процесса с семантическим оцениваниемреальныхархитектурныхобъектовиихфотоснимков……………………………………………………………………1302.9.Обсуждениерезультатовчетвертойсерииэмпирическогоисследования……………………………………………………………………1502.10.
Общее обсуждение результатов эмпирического исследования………153Заключение……………………………………………………………………..155Список литературы…………………………………………………………….163Приложения…………………………………………………………………….1882ВведениеАктуальность исследованияЧеловек живет в постоянно изменяющемся мире, содержащемогромное количество различной информации, как нужной, так и не нужнойдля его адекватного существования (Федоров, Коваль, 2009).
И лишь одноостается почти неизменным в жизни человека - это архитектура. На ее фонеразворачиваются все события человечества, проходит время, сменяютсяисторические эпохи, взгляды и ценности, актуальность форм и материалов,потребностипознавательные,исмыслысмысловые,человечества.Архитектураэмоциональныепотребности,реализуетговоритопрошлом и будущем, отражает определенные ценности. Смысловое ивизуальное разнообразие архитектурной среды является важной основойконтакта человека с внешним миром (Высоковский, Глазычев, Зарецкая,1989; Никитин, 1990).Научныеисследованиявосприятияархитектурныхсооруженийначались в XIX веке (Вельфлин, 1930). Немалый вклад в изучениеособенностей восприятия архитектурного пространства внесли исследованиязрительного восприятия в гештальт психологии, в частности, работы А.Гильдебранда (Гильдебранд, 1914), посвященные особенностям восприятияразличных форм, и исследования Р.
Арнхейма (Арнхейм, 1974). Особенноактивизировались подобные исследовательские работы в последние два-тридесятилетия, ставя акцент на том, как именно городская архитектурная средавлияет на человека, на его ощущения, чувства, мышление и поведение, атакже на успешность выполнения различных деятельностей человека (см. DeYoung, 2013; Gifford, 2007; Mehta, Zhu, 2009). Например, проводятсяисследования, связанные с изучением последовательности восприятияархитектурного пространства (Глазычев 1978; Гусев, 2007; Овчинников, 2009;Roash, 1978), схем восприятия (Фальковский, 2012) и семиотических исемантических механизмов (Раппапорт, 1990; Янковская, 2010), появляются3правила и требования правильного восприятия архитектурной среды (Виппер,2010; Глазычев, 1991; Иконников, 2004; Ингарден, 1962).
Все больше висследованияхделаетсяакцентнаметафоричностивосприятияархитектурной среды, эмоциональной и мотивационной насыщенностивосприятия архитектуры, о смысловом аспекте восприятия архитектурногопространства (например, см. Дженкс, 1985; Пучков, 2003; Раппапорт, 2002;Шукуров, 2012; Norberg-Shults, 1971; Величковский, Блинникова, Лапин, 1986;Блинникова, Капица, Барлас, 2000).Новый методический подход к этой проблеме заложили работы Е.Ю.Артемьевойпоисследованиюархитектурныхпамятниковврамкахпсихологии субъективной семантики (Артемьева, 1982, 1984, 1986, 1999) ипродолжившие этот подход работы С.Э. Габидулиной, посвященныесемантическому анализу городских пространств (Габидулина, 1989, 1991 а,1991 б, 2012).
Согласно этому подходу, наряду с образами конкретныхлюдей, объектов, ситуаций и абстрактных категорий, хранящимися в памятиили в воображении, в подсознании человека хранятся также их такназываемые семантические коды - эмоционально заряженные следы,отражающие не сам объект, а то воздействие, которое он оказал на психикусубъекта. Они не связаны со зрительной, слуховой и другими сенсорнымимодальностями, выявить их можно только косвенно, спроецировав вовне,например, на шкалы семантического дифференциала (СД). И, таким образом,можнополучитькачественнуюхарактеристикувоспринимаемогоархитектурного объекта (Артемьева, 1982, 1980, 1999).В современном мире становится значимым для человека то, в какихсредовых архитектурных условиях он работает и живет, качество местастановитсяважнойчастьюжизничеловека(Флорида,2016).Психологическое благополучие человека рассматривается во взаимодействиисо средой, в которой протекает его жизнедеятельность (С.К. НартоваБочавер, 2012, 2016).
Все больше исследований ставит в центр своегоизучения именно человека с его психологическими и личностными4особенностями,потребностямипривзаимодействиисокружающейархитектурной средой. В связи с этим совершенствуются методикиисследованияособенностейвосприятияархитектурнойсреды,эргономических и архитектурных предпочтений выбора жилых и офисныхзданий, психологических характеристик дома как условий жизни человека(Нартова-Бочавер, 2016; Bonaiuto, Fornara, Alves, Ferreira, Mao, etc., 2015 идр.). Однако, в настоящее время в науке нет целостного подхода кисследованию восприятия городского архитектурного пространства и еговлияния на человека, который бы включил в себя все основные значимыеособенности этих процессов.Становитсяпонятным,чтоархитектурнаясредаичеловеквзаимодействуют по-разному. Архитектура может как способствоватьреализациичеловеческогопотенциала,такипрепятствоватьей,ограничивать его развитие, может изменять поведение и психическоесостояние человека, вплоть до возникновения измененных состоянийсознания (Барабанов, 2002; Федоров, 1999; Черноушек, 1989; Park, 1967).Поэтому актуальным является изучение того, как воспринимает и ощущаетчеловек то архитектурное пространство, в котором он существует.
И этопозволит создавать наиболее психологически комфортное окружение ивыявлять значимые механизмы пребывания его в архитектурной среде. Аулучшение городской архитектурной среды повысит качество жизничеловека, креативность места будет способствовать развитию творческогопотенциала и психического здоровья людей, живущих и работающих в ней(Джекобс, 2011; Лэндри, 2011; Флорида, 2016, Чиксентмихайи, 2015;Эллард, 2017).В настоящее время важны именно междисциплинарные исследованиягородской среды, где вместе с архитекторами были бы задействованыпсихологи, социологи, историки, урбанисты и медики (например, см.
EvansMcCoy, 1998; Zeisel, 2006). Данная работа, относящаяся к психологии, носмыкающаяся с вопросами архитектурной науки, раскрывает еще один5способ изучения того, как воспринимает человек городские архитектурныеобъекты.Объект и предмет исследованияОбъектом данного исследования являются психологические механизмывосприятия архитектуры.Предметомисследованияявляютсяобщиезакономерностиииндивидуальные особенности восприятия и семантического оцениванияархитектурных объектов.Цель исследованияЦелью данного исследования является выявление общих закономерностей ииндивидуальных особенностей восприятия и семантического оцениванияархитектурных объектов.Задачи исследования:1.Обобщить и структурировать различные теоретические подходы кпониманию процесса восприятия архитектуры;2. С помощью методик личностного и архитектурного семантическихдифференциаловвыявитьзакономерностивосприятияархитектурныхобъектов с разными функциональными и эстетическими свойствами;3.Спомощьюметодикиценностногоспектравыявитьценности,приписываемые определенным архитектурным объектам, различающимсяэстетическими и функциональными свойствами;4.
Сравнить восприятие исследуемых архитектурных объектов мужчинами иженщинами,атакжепрофессиональнымиархитекторамиинепрофессионалами;5.Сравнитьвосприятиеисемантическоеоцениваниереальныхархитектурных объектов в естественном окружении, их фотоизображений иих пространственных панорам Google;6.Сравнитьрезультатыиспользуемыхисследовательскихметодик,адресующихся к разным аспектам архитектурных образов.6Гипотезы исследованияТеоретические гипотезы1. Восприятие архитектуры, как частный случай восприятия предметнойдействительности (Леонтьев, 1983; Артемьева, 1987, 1980, 1999; Гусев,2007), включает в себя не только отражение основных свойствархитектурных форм, но и семантическое и ценностное оцениваниеархитектурногосооружения,вызывающиеопределенныеэмоциональные состояния у субъекта.2.