Диссертация (Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ". PDF-файл из архива "Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Онанесет в себе различные виды информации, но из всего многообразияинформационногопотоканаиболеесоциальноактивната,котораянепосредственно входит в процессы деятельности и поведения человека всреде, которая включается в сознание и мышление человека. Если человекмного для себя открывает в организации пространства и если этаинформация достаточно разносторонняя, то он получает эмоциональноеудовлетворение. А если информация жестко однозначна, архитектурноепространство весьма примитивно, то эмоциональное состояние будет иным(Раппапорт, 1990).37Фундаментальная потребность в поиске смысла жизни проявляется вархитектуре через ее эмоциональные свойства, связанные с раскрытиемобщественногохарактераразностороннейжизнижизненныхлюдей,спроцессов,утверждениемсвыражениемединствасемьи,ссамоутверждением личности (Франкл, 1990). Архитектура может утверждатьчувство человеческого достоинства в гуманистическом уважении к ценностиличности.
Она связана с формированием гармонически развитой личностью,с чувством удовлетворения человека своим трудом, сопричастностью ксобытиям окружающей жизни. Поиск смысла жизни в архитектуревыражается в создании средствами архитектуры определенных форм и типовзданий,вихфункциональномзначении,атакжевразмерахипространственном положении (Степанов, Иванова, Нечаев, 1993).
Какотмечает Г. Ревзин, в архитектуре разыгрываются важные для человекаэкзистенциальные стратегии: стратегия остановки времени и переселения виной мир (Ревзин, 2002). Архитектура может давать людям нравственныеуроки, но она не в силах требовать от них их выполнения, отмечает А. Боттон(Боттон, 2013).Получается, что архитектура вовсе не является для человека простонеинформативнымкаркасом,обеспечивающимкрышунадголовой,удовлетворяя его базовые витальные потребности.
За архитектурной формойскрываются важные для человека процессы: познание, осмысление,оценивание, коммуникация, реализация духовных потребностей и отношенийк себе, социуму и искусству. Каждое архитектурное сооружение несет в себесвою программу действий и во многом формирует поведение человека. Мывидим, что для того, чтобы человеку было комфортно в той среде, в которойоннаходится,емунеобходимонастроитьсвоеобразныйдиалогсокружающим его пространством, понять его, идентифицироваться с ним.Так, например, чем больше ценностей отдается тому архитектурномупространству,гдепроходитдеятельностьчеловека,темвышеегоидентичность и связь с ним, тем благоприятней находиться человеку в ней.38Это касается как ярких индивидуальных зданий, так и представителеймассовой типовой застройки городов.1.5.
Архитектура и эмоции человекаЭмоциональная окрашенность, привнесение в архитектурную средупереживаний ее обитателей - наиболее важное свойство среды, возникающеев большей степени на сознательном уровне (Высоковский, 2008). Этосостояние сходно с идеями К. Левина о валентности элементов поля,говорящей о положительном принятии или неприятии какого-либо участкажизненного пространства (Canter, 1977).
И совсем необязательно знать,какие чувства намеревался вызвать в человеке архитектор, эмоцияпоявляется сама собой, отмечает Э. Бэллентайн (Бэллентайн, 2009).Архитектурное здание поражает именно тем, в каких условиях оносуществует, что рядом с ним находится и происходит. Ален де Боттонсчитает, что архитектура должна приносить человеку счастье, определённуюэмоцию, но не всегда можно предугадать, когда это может произойти(Боттон, 2013).
К. Линч в своих работах говорит о том, что некоторыеархитектурные пространства интровертны, обращены внутрь себя, слабосвязаны со всем, что их окружает, а поэтому не вызывают эмоциональныхреакций у человека, а некоторые - экстравертны, раскрыты вовне и связаны сокружающими элементами (Линч, 1982).В.В. Велямович писал, что в архитектуре должно быть «настроениечеловечества, вследствие чего архитектура становится способной выражатьдушевное состояние» (Велямович, 1879, с.
147). Архитектура способнавыражать психическое состояние человека. Как отмечает В.В. Федоров,обычный процесс восприятия архитектурного окружения всегда приобретаетопределенную драматическую окраску (Федоров, 2006). Эмоциональнаяреакция на увиденное архитектурное здание может быть совершенноразличной как у разных людей, так и у одного и того же человека вопределенные моменты его жизни при этом эстетическая составляющая39архитектурной среды будет влиять на эмоции человека (Штейнбах, 1997).Все, что волнует и привлекает в конкретном архитектурном объекте, кажетсячеловеку обращенном к нему лично, а безразличие среды, ее безликостьоказываетгнетущееэмоциональноевоздействие.Получается,что,воспринимая архитектурную среду, человек не только угадывает в нейпризнаки присутствия другого человека, но и ощущает отношение к самомусебе.
Так, например, выявлено, что если с архитектурным пространством,местом, связаны сильные чувства различного спектра от радости до страха,то оно будет восприниматься пространственно больше, чем есть на самомделе (Блинникова, Капица, Барлас, 2000).Чтобы архитектура была эмоциональной, она должна возбуждатьинтерес (Laikе,1997).
Этому способствуют такие качества, как новизна,сложность, необычность архитектурной формы. Новизна и необычностьчасто быстро приедаются при последующих встречах, и единственныйспособ этого избежать, отмечает М. Черноушек, - сделать форму болеенасыщенной и детальной, при которых внимание человека будет с каждымразом перемещаться с одной детали на другую. Однако, перенасыщенностьархитектурной среды может вызвать и негативную реакцию, чувствоутомления, дезорганизацию в пространстве (Черноушек, 1989). Избытоквизуальной выразительности будет приводить к потере остроты восприятия(Сонтаг, 2014).Немалое влияние на эмоциональное восприятие архитектурной средывлияет и привычка.
Привычные ситуации снижают остроту впечатления исвежесть чувств, привычное может ускользать от внимания или вызыватьскуку. Интересует и поражает всегда нечто новое, увиденное впервые, нонепривычное также может вызвать отталкивающие чувства или тоску. Всвязи с этим иначе будет строиться процесс восприятия архитектурногосооружения: человек будет опускать множество деталей, не будетакцентировать внимание на архитектуре и будет воспринимать ее лишь какфон его жизнедеятельности (Федоров, 2009).
Интересно и то, что при40восприятииоценкирасстояниймеждуархитектурнымиориентирамималоизвестного пространства завышаются, а расстояния между объектамихорошознакомойархитектурнойсредызанижаются(Величковский,Блинникова, Лапина, 1986). Новое может и не нравится, но впечатление отнового всегда сильнее, чем от привычного. Но, с другой стороны, привычноевосприятие, хотя и не столько сильное, но глубокое.
Повторяемость - один изважнейших способов организации архитектурной формы и важнейшийинформационный фактор (Забельшанский, Минервин, Раппапорт, Сомов,1985). Индивидуальные черты жилого дома становятся основой чувствародного, приобретают роль жизненной ценности для человека и начинаютнести в себе свои собственные значения, что влияет на эмоциональную исмысловую составляющую образа архитектурного сооружения в сознаниичеловека (Сомов, 1986).Эмоциональные реакции человека на архитектурную среду - процесс, вкотором одни эмоции постоянно сменяются другим. Эмоциональностьвосприятия во многом определяется характером организации конкретныхпроцессов деятельности и связана со специфичной конкретной личностьючеловека.Например,«настроенноеЛ.Бинсвангерпространство»,котороевводитспециальноеописываетпонятиеориентированноепространственное переживание человека, определяемое его особенностями иэмоциональным состоянием, где точкой отсчета является его собственноетело.
Так, пространство для человека может иметь глухой, суженный,опустошенный или выразительный тон (Бинсвангер, 1999).Эмоциональная связь с зданием сама по себе не обеспечивает человекакакими-либо ресурсами, обеспечивающими безопасность или повышающимиадаптивность,ноприположительномэмоциональномоткликенапсихологическом уровне «обещает» человеку его безопасность, отмечает С.К. Нартова-Бочавер (Нартова-Бочавер, 2016). Так, например, принцип«обзора и укрытия», может повысить ощущение психологического комфортаи безопасности, что отчасти и объясняет по мнению К. Элларда выбор того41или иного пространства человеком (Эллард, 2017; Hildebrand, 1993).Состояние уютности возникает тогда, когда освоенная, ставшая привычнойсреда начинает оцениваться как осознанно приятная, привлекательная икомфортная, когда положительно рефлексируется человеком (Высоковский,2008).