Диссертация (Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ), страница 4

PDF-файл Диссертация (Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ), страница 4 Психология (30165): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ) - PDF, страница 4 (30165) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ". PDF-файл из архива "Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Леонтьев отмечает, что всякая вещь первично положена объективно – вобъективных связях предметного мира, а вторично –в субъективности,чувственности человека и в человеческом сознании. Человек воспринимаетархитектурный объект не только в его пространственных измерениях и вовремени, но и в его значении (Леонтьев, 1983). В процессе восприятия17архитектуры важную роль играет чувственная интуиция – способностьчеловека к вживанию в процесс чужого «Я», способность к сопереживаниюпроизведений искусства (Федоров, 1999).А.Н. Леонтьев писал, что «деятельность восприятия есть деятельностьособая в том смысле, что в своих развитых формах она непосредственно несвязана с практическим воздействием человека на предмет и имеет в качествесвоего продукта субъективный образ предмета (т.е.

продукт идеальный), онавсе же является подлинно предметной деятельностью, подчиняющейсясвоему предмету, как воплотившему в себе целокупность человеческойобщественной практики» (Леонтьев, 1975, с. 12). Он отмечал, что восприятиепредставляетсобойцеленаправленныйимотивированныйпроцесс(Леонтьев, 2007).

В.Л. Глазычев пишет, что городская архитектурная средавоспринимается в категориях действующего в ней индивида, то естьархитектура воспринимается через образ действия, соотнесенного с образомсреды (Глазычев, 1991). Как отмечает А.В. Иконников, восприятиеархитектуры является очень сложным процессом, так как в ней существуетвзаимодействиеутилитарных,эстетическихиэтическихценностей,соединение материального и духовного. Психологические установки,культурный статус, деятельность и эмоциональное состояние, оказываютсильное влияние на оценку произведения архитектуры и формирование егообраза в сознании человека (Иконников, 1985). Человек в ситуации общения сархитектурой читает ее произведение глазами своего социально-культурногоопыта, своих знаний и ценностей.

Что-то из этого пропускается в сознание, ачто-тоотсеивается,позволяявоспринимающемусубъектуобращатьвнимание и реагировать на то, к чему он заранее готов и способенвоспринять.факторы,Доминирующиеобуславливающиеустановкивосприятиеорганизуютиактуализируют(Забельшанский,Минервин,Раппапорт, Сомов, 1985). То есть, подтверждая мысль Аристотеля, один итот же зрительный образ способен вызвать у разных людей различныереакции, которые формируются не только с помощью того, что человек18видит, но и в результате каких - то процессов, которые происходят в самомчеловеке.

Архитектура может по-разному для каждого человека влиять насамовосприятие, отношение его к другим людям и ощущению времени(Эллард, 2017).По мнению И.Н. Ткачикова, существуют определенные психическиемеханизмы, регулирующие все особенности процесса восприятия, которые вопределенной мере зависят и от характера воспринимающей среды.

Авторвыделяет три уровня отражения воздействий архитектуры психикой:психофизиологический,психологический(предметыикачестваархитектурной среды как целостного, эмоционального и эстетическогопроизведения,образныеассоциации,воображения,эмоциональныеотношения к условиям, эстетические потребности) и логический уровни(логическое осознание, осмысление воздействия архитектуры, всех ее форм,качества и структуры, смысловые обобщения) (Ткачиков, 1980). Существуюттакже три основные ситуации местонахождения человека в архитектурнойсреде: когда человек находится вплотную к архитектурному объекту ивоспринимает его в основном плоскостно с фактурными характеристиками ицветом, когда человек находится на расстоянии от объекта, позволяющемчетко воспринимать его объём, активно фиксируя конструктивные ицветовые особенности, и когда человек находится на большом расстоянии отархитектурной среды, которая воспринимается как заполненное воздухомпространство и расстояние, где удаленные формы уплощаются, а цветовыерешения изменяются.

В.И. Кравец отмечает, что существует три основныхслучая восприятия архитектурной застройки. Первый случай – когда весьцелостный силуэт композиции входит в угол видимости и воспринимаетсяцелостным образом на определенном фоне. Вторым случаем являетсявосприятие отдельного сооружения как фигурой на фоне застройки –композиционным объектом. И третий случай – когда отдельная законченнаякомпозиционная деталь воспринимается фигурой на фоне отдельного здания(Кравец, 1987). Но тем не менее, так как человек постоянно находится в19вертикальном положении, ему всегда свойственно чувство присутствия вцентре воспринимаемой действительности (Бруссальи, 2007).

По мнению П.Айзмана и Р. Вентури архитектурным пространствам свойственны двауровня пространственных отношений: первый уровень – поверхностнаяструктура, реальное пространство, второй уровень - соотношение формы ипространства, культурного аспекта, все вместе которые являются основойпонимания архитектурного пространства (Вентури, 2015). Также в процессевосприятия окружающей среды человеком реализуются две основныепотребности человека, пишут С. и Р. Каплан, - это потребность понимать иисследовать. Вследствие этого, по мнению авторов, возникает четыреинформационных переменных восприятия окружающего архитектурногопространства: согласованность, то есть немедленное понимание; сложностькакнемедленноеисследование;разборчивостьичеткостькакпредполагаемое понимание; размышление об увиденном, и тайна, то естьподразумеваемое дальнейшее исследование (Смолова, 2015; Kaplan, 1987,1989).

Как отмечает А.В. Иконников, также существуют и определенныетипывосприятияархитектурногопространства:ситуативный,эстетизированный, прагматический и профессиональный тип. Автор пишет,что реальное восприятие включает в себя элементы всех типов и зависит отситуации и установок (Иконников, 1990). Любое здание, пишет Д.

Насар,обладаеттремявидамикачеств:формальными(сложностьформы,опрятность), символическими (архитектурный стиль) и схематическими(типичность или нетипичность здания) (Nasar, 1994). А видимые параметрыклассификации(например,жилое,индустриальное,историческое,неисторическое) определяются как способы взаимодействия человека собъектом, так и знания о нем (Шевелев, 2014).Процессвосприятияпроизведенияархитектурыхарактеризуетсясложной структурой и определенной последовательностью (Овчинникова,2011). Первичным является поиск признаков, позволяющих соотнестиувиденное с определенным классом объектов - процесс категоризации, когда20выделяются ключевые признаки и происходит их проверка, последующееподтверждение или изменение.

Это особые визуальные формы, культурнообусловленныеиперцептивнозаметныепоотношениюкдругимвоспринимаемым стимулам – «хорошие формы» гештальт психологии (Rosh,1978). Механизм соотнесения с такими ключевыми признаками сформированв человеке уже заранее, из прошлых операций с аналогичными смысловымиединицами. В результате сличения увиденного с уже имеющимисяпредставлениями о подобных объектах человек осознает новое черезопознание старого. Восприятие объекта означает приписывание этому своегоместа в системе: расположения в пространстве, степени яркости, величинырасстояния (Гусев, 2007).Архитектурное произведение всегда читается в непрерывном движениии требует определенной последовательности перемещений для того, чтобыбыть адекватно воспринятым и понятым (Ингарден, 1962; Виппер, 2010)Особенностью архитектуры является и то, что ее восприятие может начатьсяс любой точки в пространстве и развертываться в любом направлении(Иконников, 2006). В.В.

Шилин считает, что архитектурные формы содержатв себе несколько основных типов стимулов: информационные стимулы,ориентирующие человека в пространстве значений архитектуры, ееисторическогоконтекста;активныестимулы,которыепередаютэмоциональнозаряженныйхарактерсреды:экспрессию,контраст,необычность, оригинальность, остроту и непривычность архитектурныхформ; нейтральные стимулы, передающие стабильность архитектурнойсреды: обычность, банальность, однотипность, однообразие элементов,привычность; успокаивающие стимулы -гармоничные сочетания форм,мягкие, спокойные элементы, природные образы; также существуютстимулы, передающие негативный характер архитектурной среды: шумовыеналоженияцветовиобъёмов,перевозбуждениеичувствастраха,утомляемость, монотонность, подавление, неконтролируемость (Шилин,2011).21В процессе восприятия архитектуры иногда возникают шумы, которые могутисказить получаемую информацию.

И.И. Сердеюк выделяет три вида такихшумов – синтаксический (охватывает различие между посланным иполученным именно в структуре архитектуры, то есть в ее построении,особенностях композиции и формы), семантический (влияют на понимание,толкование архитектурной постройки) и прагматический, возникающий,когда встречается само творение архитектора и зритель. Также на восприятиеархитектурного пространства могут влиять и другие параметры среды:например, погода, окружение, особенности самого человека в данный периодвремени - это временные, сезонные, градостроительные и другие шумы(Сердеюк, 1979).В.Л. Глазычев подчеркивает, что процесс восприятия включаетнесколько последовательных, перетекающих в друг друга и зависящих другот друга схем, влияющих на то, как будет понято архитектурное сооружение,какие эмоции оно вызовет.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее