Диссертация (Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ". PDF-файл из архива "Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Различия в семантических и ценностных оценках архитектурныхсооружений связаны как с особенностями самих архитектурныхобъектов, так и с характеристиками реципиента и условиями ихоценивания (реальные архитектурные объекты в контексте городскойсреды,фотографииархитектурныхобъектов,пространственныепанорамы Google).Эмпирические гипотезы1. Степень сходства семантических оценок архитектурных объектовбудет отражать степень сходства их функциональных и эстетическиххарактеристик;2. Семантическиеиценностныеоценкиархитектурныхобъектовявляются устойчивыми и инвариантными, не зависят от пола ипрофессиональной компетентности реципиентов;3.
Семантическое оценивание архитектурных объектов, представленныхнафотоснимке,наархитектурныхпанорамахGoogleинепосредственно воспринимаемых архитектурных объектов в ихестественном окружении различаются.Теоретико-методологическая основа исследованияСогласно взглядам Л.С. Выготского, культурные объекты несут в себе вопредмеченном виде психологические состояния человека (Выготский,2010). Одним из способов исследования и выявления таких характеристик7являютсяметодыПетренко,2005;используемымсемантикивэкспериментальной2014).КонкретнымданнойЕ.Ю.психосемантикиработе,Артемьевой,(Осгуд,методологическимявляетсяпсихологияопирающаясяна1972;подходом,субъективнойэкспериментальнуюпсихосемантику и концепцию образа мира А.Н. Леонтьева, хорошозарекомендовавшая себя в исследованиях художественного образа и, вчастности,архитектурныхобъектов(Артемьева,1987,1980,1999;Габидулина, 1985, 1989, 1991, 2012; Леонтьев, 1983).Методики исследованияДля измерения эмоционально нагруженного семантического кодаархитектурныхличностныйобразовиспользовалсясемантическийдвухполюсныйдифференциал(ЛСД)с21-шкальныйпринудительнымвыбором между полюсами без промежуточных градаций (Артемьева, 1977,1980, 1982, 1999).
Для диагностики «гностического» составляющего образаархитектурныхобъектовиспользовандвухполюсный19-шкальныйархитектурный семантический дифференциал с принудительным выбороммежду полюсами без промежуточных градаций (АСД) (Габидулина, 1985,1991а, 1991б, 2012). Для исследования глубинного ценностно-смысловогоуровняанализаархитектурныхобъектовиспользоваласьметодикаценностного спектра Д.А. Леонтьева (ЦС) (Леонтьев, Жукова, 2011).Научная новизна исследованияВ данной работе выявлены закономерности и особенности восприятияархитектурных объектов разной стилевой и временной направленностигородскими жителями.
Основной акцент исследования сделан на изучениивосприятия именно знакомых и привычных архитектурных ландшафтов,формирующих представление человека о месте, в котором он живет, ивлияющихнаегоощущения,чувства,эмоциональныесостояния,особенности мышления и поведения.Получены результаты, отражающие особенности семантической и8ценностнойоценкиисторическихзданий,памятниковархитектуры,современных индивидуальных архитектурных объектов, а также массовойжилой типовой застройки последних сорока лет.Показано, что методики семантического дифференциала, а такжеметодику ценностного спектра целесообразно и уместно применять дляисследования восприятия архитектурной среды.
Для изучения особенностейвосприятия и семантического оценивания архитектуры выбраны какреальные архитектурные объекты, так и более традиционные визуальныематериалы, как, например, фотографии архитектурных сооружений, исовременныевизуальныекомпьютерныетехнологии-объемныепространственные архитектурные панорамы Google.Теоретическая значимость исследованияВ работе рассматриваются некоторые психологические особенностивосприятия архитектурного городского пространства. Проанализированыусловия, типы, виды восприятия архитектурных объектов, а такжесистематизированыиобобщеныразличныевзглядыиподходыкособенностям и механизмам процесса восприятия архитектуры и порожденияархитектурных образов в сознании человека.
Описаны свойства образовархитектуры, показана связь между особенностями архитектурной формы ипостроением архитектурного образа в сознании человека. Введены понятия«образной»и«безОбразной»архитектуры,характеризующиепредставленные в сознании яркие индивидуальные объекты и жилыемассивы. Работа вносит определенный вклад в формирование и разработкупроблемы особенностей взаимодействия архитектуры и человека в контекстерассмотрения ее со стороны психологии восприятия, психологии среды,субъективной семантики, урбанистики и теории архитектуры.Практическая значимость исследованияВ работе показано, насколько важно учитывать психологические9аспекты восприятия архитектурной среды и формирования ее образов всознании человека для создания благоприятной среды обитания человека.
Висследовании делается попытка по-новому подойти к изучению взаимосвязимеждуархитектурнымиконструкциямиивнутреннимипроцессамиобитающих в них людей; проблемам урбанизации; архитектурным задачам иизучениюособенностейжизнивгородскойархитектурнойсреде;рассматривается применение методик, с помощью которых можно этоисследовать. Использование методического аппарата, применяемого в нашемисследовании, показало целесообразность и практичность его использованиядля изучения особенностей восприятия разных городских пространств.Результаты исследования могут быть использованы в исследованияхурбанистики, при архитектурном проектировании и строительстве, дляконсультации архитекторов в создании комфортной и удобной для человекаархитектурной среды, совмещающей в себе как однотипные жилые массивы,так и яркие индивидуальные архитектурные объекты.Положения, выносимые на защиту1.Вособенностяхвосприятияархитектурныхсооруженийнаходятотражение свойства самого архитектурного сооружения, индивидуальныеособенности субъекта, а также условия восприятия данного архитектурногообъекта.2.
Различия в восприятии архитектурных сооружений находят своевыражение в их семантических и ценностных оценках. Степень сходствасемантических оценок архитектурных объектов отражает степень сходстваих функциональных и эстетических характеристик;3. Женщины приписывают архитектурным сооружениям больше значимыхсемантических признаков, чем мужчины, однако эти признаки существенноне различаются в качественном отношении;4. Восприятие и семантическое оценивание архитектурных объектовпрофессиональными архитекторами значимо не отличается от восприятия и10оцениванияэтихжеархитектурныхобъектовнепрофессионалами,исключение составляют архитектурные объекты, имеющие необычнуюсложную противоречивую форму;5. Семантическое оценивание архитектурных объектов, представленных нафотоснимке, а также на архитектурных панорамах Google и непосредственновоспринимаемых архитектурных объектов в их естественном окружении,существенно различаются.
Семантические и ценностные характеристикиархитектурных объектов при использовании архитектурных панорам Googleв большей степени близки результатам оценивания реальных архитектурныхсооружений, чем результатам оценки их фотоизображений.Апробация и внедрение результатовРезультатыисследованиядокладывалисьиобсуждалисьна11-оймеждународной конференции «Государственное управление: РоссийскаяФедерация в современном мире» секции «Урбанизация – «Экополис XXIвека»:теория,практика,сценарии,модели»(Москва,2013г.);Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодыхученых «Ломоносов – 2015» (Москва, 2015 г.); международном конгрессе«Деятельный ум: от гуманитарной методологии к гуманитарным практикам»,посвященную 80-летию со дня рождения А.А.
Леонтьева, 2016 (Москва, 2016г.); на заседаниях кафедры общей психологии факультета психологии МГУимени М.В. Ломоносова (Москва, 2013 – 2016 г.). Материалы исследованияотражены в 10 публикациях автора.Структура и объем диссертацииДиссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературыи приложений. Объем текста (без приложений и списка литературы) - 162страницы. Список использованной литературы включает 277 источников, изних 48 – на иностранных языках. Диссертация содержит 13 таблиц, 8рисунков и 41 приложение. Объем текста в целом – 287 страницы.11Глава 1.
Восприятие архитектурной городской среды, подходы кизучению.1.1. Понятие архитектуры и ее значение в жизни человекаЖизнь человека протекает преимущественно в среде как совокупностиархитектурных пространств (Панов, Федоров, 2001). Окружающее человекапространство выступает как психологическая данность, как свойстваокружающей среды, которые уже отражены и вычленены сознанием из всегомногообразия вокруг, отмечает В.И. Панов (Панов, 2006). Говоря опространстве существования человека, М.
Черноушек вводит понятие«жизненная среда», в которое включает пространственно-предметный,социальный, технологический и природный компоненты (Черноушек, 1989).Окружающая среда может быть открытой или закрытой в зависимости отстепени персонализации среды, структурированности ее человеком (Панов,2006). Он выбирает среду в соответствии со своей индивидуальностью, апотом изменяет ее, оставляя отпечаток, по которому можно определить егопсихологические особенности (Gosling, 2002).
Городская среда, отмечаетА.А. Высоковский, - это середина между человеком и его физическимокружением, между внутренним миром, сознанием человека и миром вещейи объектов (Высоковский, 2008). Архитектурные сооружения, являютсяосновнымиединицамигородскойсредыипредставляютсобойфундаментальный компонент мысленных представлений о городе (Голд,1990). Окружающая среда выступает средством идентификации человека сместом ее пребывания и жизнедеятельности, обладает семантикой, а человек,находящийся в ней, находится под действием ее семантического поля(Андреева, 2000, Штейнбах, Еленский, 2004).
Дом является главнойжизненнойсредойчеловека,определяющегоегоиндивидуальность,социальное взаимодействие и жизненную успешность, отмечает С.Ф.Нартова-Бочавер (Нартова-Бочавер, 2016).Архитектура - динамическое целое, обрамляющее человеческую жизнь.Она – постоянный спутник человека практически во всех его обстоятельствах12жизни.С.Джейкобпсихокультурногополитическимиотмечает,ландшафта,ичтоархитектурасформированногоэкономическимиусловиямивозникаетизобщественными,(Джекоб,2013).Архитектурная среда возникает тогда, когда человек осознает себя каксоциальное существо (Вержбицкий, 1998). Она воссоздает историческоеразвитие человека посредством материи, пространства и проекта, пишет С.Джекоб (Джекоб, 2013).
Архитектура – это очеловечиваемое окружающеепространство (Швидковский, 2009). В. Гропиус отмечает, что архитектураявляетсясредством«жизнестроительства»,структуройипрообразомсоциального синтеза, ритмическим оформлением повседневных жизненныхпотребностей человека (Гропиус, 1971). Также архитектурная среда - один изважных компонентов смыслового поля культуры, помогающей человекуреализовать себя как социальное существо (Назарова, 2010). Архитектура, сточки зрения культурной антропологии, является одним из наиболеесвоеобразных и необходимых средств воплощения жизни человека вусловиях времени и пространства (Плеснер, 2004).В каждой архитектурной постройке должны быть соблюдены, пословам Витрувия, три вещи, без которых ни одно здание не может заслужитьодобрения: это польза (удобство), долговечность и красота (Витрувий, 2006).Вархитектуредолжнысочетатьсярациональность,адекватность,убедительность и обольщение, привлекательность, информативность длячеловека (Бэллентайн, 2009).