Диссертация (793321), страница 34
Текст из файла (страница 34)
Комиссия инициировала всего 20законопроектов из которых 13 (65%) были приняты, а на федеральном уровнепрошли всего 17% законопроектов. Причем ключевая часть интервьюзаключается в реплике «поддерживают только те законы, которые не требуютвыделения дополнительных средств». 264 То есть, данная фраза интервьюопровергает всю концепцию, приводимую ранее о влиятельность ветеранскихорганизаций, так как получается, что в сфере их потенциального влиянияимеются только малозначимые решения, не требующие затрат.Кроме того, в статье приведены факты того, как региональныеадминистрации предоставляют субсидии ветеранским организациям илиспособствуютрешениюиндивидуальныхпроблемчленовветеранскихорганизаций, как представителей ветеранских организации приглашают напубличныеполитическиемероприятияиливстречисрегиональнымруководством. Это также приводится в качестве свидетельства влиятельностиветеранских организаций.В соотнесении с опытом включенное наблюдения в Московской области,подобные тезисы также следует подвергнуть критической оценке.
В Московскойобластитакжеорганизаций,264Там же, с.560имеетсяподарковпрактикафинансовойруководству158поддержкиветеранскихветеранскихобъединенийособозаслуженнымветеранам,приглашениянавсевозможныеобщественные,политические (губернаторские, партийные) мероприятия. Также отмеченыслучаи того, как содействие ветеранских организаций помогало отдельнымветеранам восстановить права в вопросах социального обеспечения, оказанияиндивидуальной материальной помощи и пр.
Однако когда встал вопрос олишении ветеранов военной службы права на льготный проезд на московскомобщественном транспорте, ветеранские организации не смогли оказать никакоговлияния.Неорганизацийсмотрянанапрактикунекоторыхпочетногоофициальныхприсутствияветеранскихмероприятияхобластногоправительства, ключевой вопрос по льготам для ветеранов военной службы былрешен фактически до того, как ветеранские организации о нем даже узнали.Ветеранские организации оказались вне поля принятие решения по ключевомудля их членской базы вопросу.Таким образом, важно не просто наличие фактов влиятельностиветеранских объединений по частным вопросам, важна их влиятельность ввопросах имеющих принципиальное значение для целевой аудитории этихобъединений.
Можно зафиксировать, что в крупных вопросах, влияниеобщественных организаций близко к нулю, тогда как в малозначимых частыхвопросах, оно действительно есть.Опыт включенного наблюдения со стороны государственных властныхструктур показывает, что взаимодействие с ветеранские организациями имеетдля публичных политических и должностных лиц высокое символическоезначение, это значимый элемент PR. Однако концепция брокерства все жепредполагает наличие у общественных организаций реальных политическихресурсов, торг, получение весомых результатов. Тогда как то, что фиксируется вкачестве достижений ветеранских объединений на примере Санкт-Петербурга иКарелии,скореевзаимодействуютпохожеснаверхушкойстандартнуюсхему,общественныхвкоторойобъединений,властикоторыеноминально говорят от имени больших социальных групп, в реальностификсируют свое привилегированное положение приближенности к ведомствам и159персонамотвласти,иоказываютэпизодическуюпомощьотдельнымпредставителям своей членской базы.Еще одним аргументом в пользу того, что в общественные организацииРоссии не подпадают под концепцию брокерства является недоказанностьтезиса, что в российских условиях «незащищенные социальные группы болеесклонны отдавать свои голоса в обмен на индивидуальные выгоды».
Собственноговоря, в концепции клиентелизма общественные объединения представляютсобой «электоральные машины», структуры, способные к мобилизацииполитической поддержки той или иной политической силы. В статье А.В.Гилева, А.В. Семенова, И.К.
Шевцовой «Политические машины» и их«водители»:электоральноеадминистрированиенаместномуровне»,опубликованной в третьем номере журнала «Полития», термин «электоральныемашины» заменен термином «политические машины», хотя суть остается той же.Речь идет об организациях «способных приносить голоса с механическойрегулярностью» или осуществлять клиентелистский обмен материальных благна голоса в ходе выборов.265 Далее авторы замечают, что «деятельность«политических машин» рассчитана в первую очередь на малообеспеченные слоинаселения, низкий уровень жизни которых вкупе с невысокой мобильностьюделают их особенно податливыми по отношению к манипуляциям.
В обмен на«правильное голосование» людям предлагается дополнительный или болееширокий доступ к государственным и муниципальным услугам, в том числечерез соответствующее распределение муниципальных программ. В российскихрегионах в число групп, на которые ориентирована «машинная» политика,входят бюджетники, рабочие крупных предприятий, а также пенсионеры.
Пооценке Генри Хейла, высокая доля лиц пенсионного возраста является одним изважнейших факторов, способствующих успеху подобной политики».266 Такимобразом, постулируется научная гипотеза о том, что в России существует265Гилев, А. В., Семенов, А. В., Шевцова, И. К. «Политические машины» и их «водители»: электоральноеадминистрирование на местном уровне // Полития.
Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философиии социологии политики). 2017. №3. 63 с.266Там же160системамобилизацииголосовсоциальныхнизовкманипулятивномуголосованию.В статье Тарасенко-Кулмалы не приведено социологических исследованийв пользу того, что близкие контакты региональных администраций побудиличленскуюбазуветеранскихорганизацийголосоватьзакандидатов,продвигаемых данными администрациями. Опыт включенного наблюдения вФедерации независимых профсоюзов России показывает, что реальногомобилизационного ресурса, который можно было бы конвертировать вполитическую сферу у Федерации нет. Профсоюзное объединение неконтролирует электорального поведения своих членов. К этому просто нетникакихресурсов:ниадминистративно-силовых,ниутилитарных,ниидеологических. Трудности с мобилизацией поддержки профсоюзами своейцелевой аудиторией показали выборы Государственной Думы сентября 2016 г.
имуниципальные выборы сентября 2017 г., это наблюдалось на примере участиякандидатов от профсоюзов и партии профсоюза «Союз Труда». Общим местом, ккоторому приходили кандидаты от общественников, является то, что ихорганизация не способна помочь в получении голосов или оказать иную(кадровую, материальную) помощь.Косвенно о неспособности российских общественных объединений кмобилизации политической активности свидетельствует статья РостиславаТуровского и Юрия Гайворовского «Влияние экономики на электоральноеповедение в России: работает ли контракт власти и общества?» 267 В даннойстатье приведены результаты корреляционного анализа, которые показывают,что, например, такой фактор как доля пенсионеров в социальной структуререгиона негативно влияет на количество голосов, полученных партией «ЕдинаяРоссия».
То есть пенсионеры более склонны к протестному голосованию,нежели чем к конформистскому голосованию за кандидатов от действующейвласти. Такие показатели фиксируются на протяжении всех выборов депутатов267Туровский, Р. Ф., Гайворонский, Ю. О. Влияние экономики на электоральное поведение в России: работает ли«контракт» власти и общества? Полития. 2017. № 3. 42-62 с.161Государственной думы начиная с 2003 г. За 4 избирательных цикла (2003, 2007,2011, 2016 гг.) фактор роста пенсий только один раз оказал положительноевлияние на рейтинг «Единой России» в 2016 г., и лишь один раз в 2007 г.положительно на рейтинг «Единой России» повлиял уровень бедности врегионе.268Таким образом, категорически нельзя утверждать, что пенсионеры ибедные склонны к электоральной поддержки власти, и что рост пенсий резкоувеличивает рейтинг партии власти.
Это в свою очередь говорит о том, чтоназвать эффективной работу общественных объединений по мобилизацииподдержки своих членов в пользу партии власти нельзя.Брокерская клиентелисткая модель отношений власти и общественныхорганизаций в российских реалиях не имеет место. Скорее следует говорить отой модели отношений, в которой общественные объединения (пенсионеров,ветеранов, инвалидов) инкорпорированы в политическую систему на зависимыхоснованиях. Брокерство заменяется кооптацией ветеранских общественныхорганизаций и прочих общественных объединений в единый механизмвзаимоотношения властных органов с общественными объединениями.
Этакооптация является выгодным процессом для государственной власти, так какподобным образом она получает возможность ограниченного, но все же,контроля за определенными общественными группами. Подобные механизмымогут сыграть определенную роль, положительную для власти, например, вслучае социального конфликта, социальных протестов. Кроме того, ссылаясь наисследование С.Н. Шкеля о специфике политического процесса в республикеБашкортостан и месте патронажных отношений в этом процессе, можноотметить, что «в данном случае речь идет о помощи не столько тяжелонуждающимсясломнаселения,сколькоподдержкисугубоимиджевыхпроектов».
269 То есть патронаж и кооптация общественных организаций создаети поддерживает властным политическим акторам нужный публичный имидж.Там же, с.52Шкель, С. Н. Агитация без конкуренции: особенности политической состязательности в условияхсубнационального авторитаризма. PolitBook. 4. 2015. 24 с.162268269Положительный имидж имеет, безусловно, высокое значение как частьэлекторальных технологий. Имидж социальной ответственности может статьдоводом для части избирателей отдать свою поддержку за ту или инуюполитическую силу. Однако данная ситуация отличается от той, в которойобщественныеорганизации,выступаяброкерами,самистановятсяполитическими машинами, мобилизующими своих людей на избирательныеучастки для поддержки условно «своего кандидата».Взаимодействие с общественными объединениями создает видимостьдиалога власти и общества. Данная парадигма, судя по интервью спредставителями общественных организаций, вполне искренне разделяется ими.В частности, показательна беседа с представителями профсоюзов Московскойобласти «Мособлпроф» на программной конференции партии «Союз труда» 9декабря 2017 г.















