Диссертация (793307), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Причем истинные причины этого Запад озвучивать не любит, посколькуони лежат в области теснейших отношений Минска с Москвой, а не в областиреальных претензий к реализации прав человека или демократии набелорусской территории»300.В связи с этим взаимовыгодное взаимодействие евразийского иевропейского интеграционных проектов в современных условиях, по мнениюэкспертов, возможно по следующим направлениям:— формированиеобщегоэкономическогопространстваЕвразийскимэкономическим союзом и Евросоюзом, включая на первом этапе создание зонысвободной торговли между ними301;Идеология избирательных кампаний: особенности выборов в Палату представителейНационального собрания Республики Беларусь (материалы круглого стола, 16 сентября 2016 г.) /Жилинский М.
Г. [и др.] // Проблемы управления. 2016. № 4. С. 88.299Там же. С. 91.300Там же. С. 94.301Там же. С. 99.298124— выстраивание «треугольника» отношений: ЕС – страны «Восточногопартнерства» – ЕАЭС;— двухвекторная интеграция стран – членов «Восточного партнерства» сЕвразийским союзом и Евросоюзом;— двухвекторная интеграция через формирование локальных свободныхэкономических зон;— двухвекторная интеграция в форме межрегионального сотрудничества,при котором в одних регионах страны устанавливаются более тесные связи сЕС, а в других – с ЕАЭС.Но сегодня выработать формат сопряжения европейской и евразийскойинтеграцийиз-зарасхождениягеополитическихинтересовосновныхгеополитических игроков пока не удается. В будущем сопряжение этих двухинтеграций,вероятно,будетвыстраиватьсяподвлияниемпроектаЭкономического пояса Шелкового пути, в котором евразийское пространствопризвано стать инфраструктурным мостом в геоэкономических отношенияхКитая с Евросоюзом302.ДляувеличениягеоэкономическогопотенциалаЕАЭСназреланеобходимость создания «внешнего контура» интеграции, сети зон свободнойторговли и соглашений о преференциальных режимах торгово-экономическогосотрудничества с другими странами мира.
Геополитическое значение имеетзаключение преференциального соглашения с Ираном, что позволит получитьдоступкважнейшимтранзитныммаршрутамСреднегоВостока.Неиспользованным резервом повышения геоэкономического потенциала ЕАЭСявляется взаимодействие на основе межблокового диалогового партнерства слатиноамериканскимобщимрынкомМЕРКОСУР,Южноафриканскимсообществом развития во главе с ЮАР, Ассоциацией государств ЮгоВосточной Азии (АСЕАН) и т.д.Косикова Л.С. Проблемы взаимодействия евразийской и европейской интеграций // Россия исовременный мир. 2017.
№ 1 (94). С. 102.302125Евразийская постсоветская интеграция, по мнению политических лидеровиисследователей,обязательнодолжнабытьдополненаевразийскойконтинентальной интеграцией, процессом развития открытого регионализма вБольшой Евразии303. Интеграционные процессы не случайно связаны сгеополитической конфигурацией в евразийском пространстве.
Так, СШАвоспринимают интеграционные процессы в евразийском пространстве какпроцессы,противоречащиеихгеополитическимпроцессам.Вэтомнаправлении красноречива позиция Х. Клинтон, которая расценивает их как«шаги по ресоветизации региона» и подчеркивает необходимость «найтидейственные способы замедлить или предотвратить это»304.Из-за угроз геополитической экспансии в постсоветское пространство 15мая 1992 г. был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ),который затем преобразовался в ОДКБ с подписанием своего Устава 7 октября2002 г. и приобретением впоследствии статуса наблюдателя в ГенеральнойАссамблее ООН и статуса международной организации. Сегодня в ОДКБвходят Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан,Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.В современных условиях ОДКБ стала играть серьезную геополитическуюроль в мире.
Геополитическое значение Организации выражается:— в противодействии современным геополитическим вызовам и угрозам вевразийском пространстве, вызванным развертыванием баз НАТО и западнойглобальной системы противоракетной обороны с элементами базирования вЕвропе, на Кавказе и в Центральной Азии;— в обеспечении коллективной безопасности государств на евразийскомпространстве;Винокуров Е.Ю., Либман А.М. Евразийская континентальная интеграция… С.
161.Clinton Calls Eurasian Integration an Effort to ‘Re-Sovietize’. URL: http://www.rferl.org/content/clintoncalls-eurasian-integration-effort-to-resovietize/24791921.html (дата обращения: 19.05.2016).303304126— в создании единого пространства ПВО, централизованного управлениявойсками, силами и средствами ПВО, интеграции в рамках единой ядернойгеополитики ОДКБ;— в укреплении евразийского пространства за счет военно-политического ивоенно-техническогосотрудничествастакимимеждународнымиорганизациями, как СНГ, ЕАЭС, ОБСЕ, ШОС и СБ ООН;— в создании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) дляпротиводействия чрезвычайным ситуациям;— впрогнозированиигеополитическойэкспансиивевразийскоепространство с применением технологий «цветных революций» и «гибридныхвойн», деструктивного идеологического и психологического воздействия черезэлектронныеинформационныесетиимедиаресурсы,посредствоммеждународного терроризма, наркоагрессии и демографической агрессии305.Расстановка геополитических сил в евразийском пространстве сегодняобусловлена соперничеством глобальных и региональных игроков, которое неповторяет историю геополитического противостояния второй половины ХХ в.,а представляет совершенно новую ступень глобального геополитическогопротивоборства за уровень и степень влияния в этом регионе.
Рассматриваяданный региональный геополитический контекст, следует отметить, что идетпроцесс формирования новой системы геополитических взаимодействий вЕвразии на основе треугольника сил КНР – ЦАР – РФ как контрбалансагеополитической экспансии США. Только такая система может статьфундаментомдляразвитиястабильныхевразийскихинтеграционныхпроцессов306.Россия, будучи в центре Евразии, объективно связана с Европой,странами Ближнего Востока и другими регионами континента. Но современныеСтратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности напериод до 2025 года. URL: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=8382 (датаобращения: 17.05.2017).306Мармонтова Т.В.
Современная геополитическая ситуация в Евразии – взгляд из Казахстана //Современные евразийские исследования. 2015. Т. 1. С. 33–37.305127геополитические реалии наполняют интеграционные процессы «Россия –Восток», «Россия – Азия» новым содержанием. Одной из тенденций последнихдесятилетий стало смещение центра роста мировой экономики в азиатскомнаправлении. Отсюда важным для евразийской интеграции сегодня является«азиатский вектор» развития.Ключевые геополитические игроки США, Китай, Россия в соответствиисосвоимигеополитическимиинтересамиформируютновыепроектымеждународной интеграции, связанные с азиатским вектором развития мировойэкономики:«Транстихоокеанскоепартнерство»,«БольшаяЕвразия»,«Экономический пояс Шелкового пути», программы альянсов стран ― членовБРИКС, ШОС, АСЕАН, ЕАЭС. США предлагают свою концепцию «НовогоШелковогопути»странспортнымимагистралямичерезАфганистан,Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Пакистан иИндию, но без России и Китая, чтобы исключить усиление их влияния на этистраны307.Повышение геополитического статуса ЕАЭС объективно связано свзаимодействием с ШОС и БРИКС.
Суперпроект «Один пояс и один путь»,объединив проекты «Экономического пояса Шелкового пути» и «МорскогоШелкового пути для XXI века», сегодня становится основной конструкциейновой геополитической и геоэкономической стратегии Китая, базой длянескольких интеграционных форматов, включая ЕАЭС, ШОС, АСЕАН,Евросоюз, и препятствием на пути реализации подконтрольных СШАинтеграционных проектов.Для усиления геополитического и геоэкономического потенциалаевразийскогопространстванеменьшеестратегическоезначение,чемЕвразийский экономический союз, имеет ШОС как новый геополитическийцентр глобального управления. Становление ШОС в качестве такого центраНамханова М.В., Каурова О.А., Осодоева О.А.
Азиатский вектор евразийской интеграции //Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 8 (123). С. 130–132.307128будет определяться сбалансированным и долгосрочным сотрудничеством Китаяи России с участием государств Центральной Азии, способных выступать дляних в роли уравновешивающей силы. Дальнейший рост числа членов ШОСпозволитповыситьорганизацииитрансрегиональнуюгеополитическоегеополитическийсоздатьусловияорганизацию,значениеидлясгеоэкономическийпотенциалпереформатированияпоявлениемцентральноазиатскойкоторойчастиеевувеличитсяевразийскогопространства.Сегодня каждый член ШОС имеет в организации свои геополитическиеинтересы. Так, это:— стремление России сохранить Центральную Азию в зоне своегогеополитического влияния;— желание Китая расширить в этом регионе прежде всего своегеоэкономическое влияние;— стремление России и Китая противодействовать экспансии США вЦентральную Азию;— стремление беднейших стран региона получить экономическую помощьв развитии и поднять свой геополитический статус308.Беларусь первой из европейских стран получила статус наблюдателя приШОС.
Это, безусловно, открывает перед республикой новые возможности вповышении своего геополитического статуса в евразийском политическомпространстве. Для Беларуси приоритетами сотрудничества с ШОС являютсявопросы экономического развития и сфера безопасности, большие ожиданиясвязаны с активизацией инвестиционного сотрудничества и наращиваниемтранзитного потенциала309.Мурзагалеев Р.И., Сулейманов А.Р. Саммиты ШОС и БРИКС – 2015: новые возможностисотрудничества.
Уфа: Башкирский ин-т социальных технологий, 2015. С. 14.309Когут В.Г. Новый статус Республики Беларусь в ШОС: перспективы сотрудничества // Проблемыуправления. 2017. № 1 (63). С. 88.308129Внастоящеевремясложилосьнесколькоконцептуальныхгеополитических дискурсов в отношении роли и места ШОС в евразийскомпространстве.1.
















