Текст автореферата (792950), страница 10
Текст из файла (страница 10)
При значении индекса эксцентральности = 1 положениестолицы центральное, от до 50 – относительно центральное, при от 50 до 100 –промежуточное, а при более 100 – периферийное.В параграфе 3.2 «Соотношение столичности и государственности»дается ответ на вопрос, возможна ли государственность без столицы. Как былопоказано выше, с одной стороны, существуют государства без столиц, т.е. безразделения на центр и регионы, с другой стороны, столица во всех прочихслучаях играет роль символическую, или роль идеалтипического образагосударства.
Если это верно, то потеря столицы, скажем, во время войны, должнаприводить к исчезновению государственности. Этого не происходит, так как вданном случае мы имеем дело с конструктивисткой методологией. Исходя изэтого, нами была предложена гипотеза, согласно которой при потере столицы улюдей возникает представление о кризисе государственности, вплоть до ееликвидации. Для анализа были выбраны кейсы освещения мировыми СМИ фактаконтроля за столицей в ходе ливийской и сирийской гражданских войн.Так, пытаясь проследить упрощенную дихотомию репрезентацийливийского и сирийского конфликтов с российской и американской сторон, мыможем ограничить наш анализ исследованием новостных материалов,освещающих битвы за столицу в одном и другом случае.
Поскольку, как33доказывает в своей работе Марика Ландау-Уэльс, именно эти сражения играютключевую роль в определении хода и итога внутренних войн, очевидно, что онидолжны являть собой ярчайшие примеры приемов формирования дискурсанеобходимой модальности вокруг гражданских конфликтов.Важно отметить, что бои за столицу не были одинаково успешны в двухрассматриваемых странах. Триполи пали под натиском оппозиционных сил вавгусте 2011 года, что вынудило признать несостоятельность достаточносильного режима Кадаффи и принять новое легитимное представительствоЛивии даже те страны, которые изначально симпатизировали ливийскомурежиму.
В Сирии же в целом непопулярный режим Асада все же сумел удержатьДамаск, несмотря на факт временной потери контроля над столицей, чтозначительно укрепляет позиции правительства и обеспечивает ему признаниемеждународного сообщества.Для анализа ливийского случая нами был отобран ряд новостных статей,опубликованных на официальных страницах CNN и RT в 20-х числах августа2011 г. и посвященных кульминационному моменту гражданской войны в этойстране– битве за столицу – Триполи. При соотнесении двух типологийстановится очевидно, что ситуациям первого типа, когда поддерживаемаяобществом сторона конфликта, заполучив контроль над столицей, выходитпобедителем из гражданской войны, соответствует более взвешенное,объективное освещение событий со стороны СМИ; в ситуациях второго типа,когда эта сторона в итоге оказывается неспособной контролировать столицу, вдискурсе СМИ прослеживается более агрессивная манера субъективизации иформирование нарратива необходимой модальности.
Другими словами, СМИ взависимости от выгодной для них конъюктуры по-разному рассказывают о фактеконтроля правительством за столицей: когда им требуется показать, чтогосударство стабильно, они педалируют факт успешного контроля за столицей(когда он есть, как в Дамаске, или даже когда его нет, как в случае с Триполи),когда же они хотят показать, что государству близко к распаду, они акцентируютвнимание на фактической потере столицы правительством (когда онодействительно было, как в Триполи, или даже когда его фактически не было, какв Дамаске). Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о восприятии потеристолицы как конца государственности.Параграф 3.3.
«Многостоличность и квазистоличность» изучаетблизкие к столичности явления, в которых понятие столица используемся вметафорическом смысле.Часто можно услышать, что у некого государства несколько столиц. Посути эта фраза означает, что такое государство раздроблено, раз в нем находитсянесколько центров принятия решений.
Однако имеется ввиду другое: в стране34государственные органы власти размещаются в нескольких городах. Явление,когда функции столицы распределены между несколькими городами, можноназвать многостоличностью. На современной политической карте миравстречается как двухъядерная многостоличность, так и трехъядерная (Германия,ЮАР).
Типология многостоличностей может быть представлена следующимобразом: административная, когда отдельные ветви власти перемещаются вдругой город; монархическая, когда резиденция короля находится в другомгороде, нежели органы государственной власти, или когда бывшая королевскаярезиденция продолжает исполнять символическую функцию столицы ужереспубликанском государстве; символическая, когда столичный статуссимволически сохраняется за одним городом, а органы государственной властиперемещаются в другой; дипломатическая, когда государства не признаютстолицу страны и размещают свои дипломатические представительства в другомгороде; временная, когда столичные функции на время (скажем, в ходе войны)передаются другому городу; сезонная, когда столица регулярно переносится вдругой город на лето; мигрирующая, когда столица переносится вслед заруководителем государства или казной.В мире также едва ли найдется город, не считающий себя в каком-тосмысле столичным.
В большинстве таких случаев стоит говорить оквазистоличности, т.е. использовании термина «столица» в метафорическимсмысле. Во всех них города не претендуют на функции управлениясуверенитетом государства, однако используют символический капитал понятия«столичность» для поддержания собственной идентичности, а иногда ипривлечения туристов.Поскольку отдельные суверенные полномочия в современном мире страныпередают на надгосударственный уровень, можно говорить о формированииинститутов мировых, макрорегиональных и мезорегиональных политическихстолиц.
К мировым столицам относят города, в которых размещаютсяцентральные органы и представительства всемирных межгосударственныхорганизаций, особенно тех, чьи решения обязательны для всех остальных странмира (как решения Совета Безопасности ООН). Поскольку функции глобальногополитического управления рассредоточены по разным городам мира, нельзяназывать какой-либо город единственной мировой столицей, скорее функциимировой столицы распределены между разными городами. В первую очередь этоместа расположения официальных штаб-квартир ООН – в порядке иерархииНью-Йорк, Женева, Вена и Найроби. Мировой финансово-политическойстолицей является Вашингтон (где расположены Всемирный Банк и МВФ),судебной –Гаага (Международный суд ООН и Международный уголовный суд),35культурной – Париж (ЮНЕСКО), спортивной – Лозанна (Международныйолимпийский комитет и другие спортивные федерации).К макрорегиональным столицам относятся:•центры региональных комиссий ООН (европейской в Женеве (ЕЭК),западноазиатской в Бейруте (ЭСКЗА), восточноазиатской и тихоокеанской вБангкоке (ЭСКАТО), африканской в Аддис-Абебе (ЭКА) и латиноамериканскойв Сантьяго (ЭКЛАК));•центрымакрорегиональныхинтеграционныхобъединений:(Брюссель – ЕС, НАТО, Москва – ЕАЭС, ОДКБ, Аддис-Абеба – АС, Джакарта –АСЕАН и др.);•центры макрорегиональных межгосударственных организаций(Страсбург – СЕ (в т.ч.
ПАСЕ и ЕСПЧ), Вашингтон – ОАГ, Джидда – ОИС,Минск – СНГ, Сингапур – АТЭС и др.)К мезорегиональным столицам относятся центры мезорегиональныхинтеграционных образований и межгосударственных организаций (например,Лига арабских государств в Каире, Северный совет в Копенгагене, Дунайскаякомиссия в Будапеште и т.д.).Понятие мировой столицы по содержанию пересекается с термином«глобальный город».
Под последним понимаются ведущие центры глобальнойэкономики. Как видно, мировыми столицами и глобальными городами частостановятся города, не являющиеся национальными столицами (взять хотя быведущие Нью-Йорк и Женеву), что отражает тенденцию к децентрализацииполитического и экономического управления в глобальном мире. Более того,глобальные города, благодаря сверхконцентрации капитала, людей ипроизводства, все больше начинают играть определяющую роль в мировойэкономике и самостоятельную от своих национальных государств роль вмировой политике.В параграфе 3.4 «Коэффициент столичности» предлагается методикарасчета показателя, определяющего место столицы в политикоадминистративной структуре государства, позволяющая классифицировать всестолицы мира по четырем кластерам. За основу расчетов были взяты данные очисленности жителей столицы и крупнейших городов (без агломерации) страны.На наш взгляд, численность населения можно рассматривать в качествепоказателя рационального выбора, совершенного населением с ходом времен.Обозначим численность населения столицы С и введем коэффициентстоличности .