187136 (768713), страница 2
Текст из файла (страница 2)
"Стародум. Тут не самолюбие, а так сказать себялюбие. Тут себя любят отменно, о себе одном пекутся, об одном настоящем суетятся" (Д. И. Фонвизин. Недоросль).
Ср. также: "Почему же в повестях последних лет... на первый план выступают поиски "своего места", этакое "себяустройство"?" (Литературная газета, 16. XI. 1961).
Сюда же примыкают фольклорные и окказиональные образования, предназначенные для детей, как например: Мальчик-с-паль-чик, Мойдодыр, Айболит, ванька-встанька. Последнее слово содержит словоформу повелительного наклонения встань и частицу -ка, согласный которой вошел в основу слова, а гласный превратился в флексию именительного падежа и соответственно стал заменяться в других падежах другими флексиями. Ср.:
"Один только мальчик - по имени Ванька,
По прозвищу Встанька - не спит никогда.
У Ваньки, у Встаньки - несчастные няньки"
(С. Маршак. "Ванька-Встанька").
Таким образом, в словарном составе современного русского литературного языка есть немало морфологически выводимых слов, в основах которых скрываются, вне всякого исторического исследования, флексии или элементы флексий базовых слов, утратившие, за исключением первых флексий в двенадцати сложных числительных, свою словоизменительную функцию. В простых словах эти рудименты флексий, или эксфлексии, либо создают словообразовательные варианты базовых основ, что характерно для существительных и прилагательных, либо становятся суффиксами выводимых слов, что характерно для наречий. В сложных же словах флексии базовых слов, утратив свою словоизменительную функцию, служат соединительным интерфиксом или просто указывают на большую или меньшую близость данных слов к конкретным базовым словосочетаниям, свидетельствуя в то же время о снятых синтаксических отношениях.
Примечания
1. О преимуществах терминов "выводимый" и "базовый" перед терминами "производный" и "производящий", "мотивированный" и "мотивирующий" при синхронном исследовании см.: Н. А. Янко-Триницкая. Членимость основы русского слова. - Известия АН СССР, Серия литературы и языка, 1968, т. XXVII, вып. 6, стр. 532-533.
2. Если же считать, что причастия только формы глаголов, то в них -т- является аффиксом словоизменения, т. е. флексией (так и рассматривает морфологический состав причастий М. В. Панов, о чем см. его статью "Русский язык" в кн. Языки народов СССР, т. I, Индоевропейские языки, 1966, стр. 70), и тогда привлечение их ничего не дает для решения поставленного вопроса.
3. Образования с суффиксами -ическ(ий) и -ичн(ый) и интерфиксом -т- возможны от всех существительных данной группы, образования же с суффиксом -н(ый) без интерфикса - только от тех, в которых основа оканчивается на один, а не на два согласных: системный, фонемный, проблемный, односхемный, многотемный и др.
4. Предположить, что здесь не вариант базовой основы на -а и интерфикс -т-, а просто интерфикс -ат- можно было бы, если бы был достаточный ряд существительных мужского рода с основой на -м, присоединяющих суффиксы -ическ(ий), -ичн(ый) с помощью интерфикса -ат-. Таких существительных почти нет. Одно такое существительное симптом (в XIX в. было и симптома), другое спазм, существующее наряду со спазма.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.philology.ru