138413 (766655), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Авраам был прообразом новозаветного истинного верующего, поэтому свт. Филарет говорит: «Мелхиседек благословляет Авраама, отца верующих, как высший низшего — и во Христе Сам Бог благословляет нас всяким благословением духовным на небесах». [5, 128] Соотношением указанных типологических образов Мелхиседека и Авраама объясняется и принятие первым десятины. Это — важная деталь, потому что необрезанный принимает у обрезанного: точно также Христос будет священником тех, которые не суть обрезанные, но при этом Он примет и благословит приходящих к Нему обрезанных. [6, гл 33]
Приведенные примеры достаточно ясно показывают правомерность христианского метода типологии и его органичность ветхозаветному тексту. Однако, в завершение необходимо прояснить, чем же отличается типологический метод от двух других известных методов — аллегорического и символического, не являющихся собственно христианскими, а возникшими еще задолго до Р.Х. на почве эллиниситической мысли, а оттуда уже — в александрийское иудейство и христианство.
Аллегория — такой прием толкования, при котором не существует необходимой, внутренней связи между толкуемым предметом и тем смыслом, который в него вкладывается, причем извлечение того или иного смысла зависит от толкователя-аллегориста. Например, св. Григорий Назианзен рассматривал Эдемский сад как образ наивысшего Богообщения, св. Амвросий Медиоланский понимал Адама как аллегорию разумной стороны в природе человека, а Еву — как аллегорию чувственной составляющей. Чаще всего церковные авторы использовали аллегорию не для разъяснения ветхозаветных текстов с позиции вероучения, а для лучшего раскрытия истин нравственной жизни человека. В отличие от типоса, аллегория не соотносится со своим прообразом во времени, в структуре, а аллегорическое понимание не всегда лежит в области реального. Таким образом, смешение аллегории и типологии — ошибка, которая присуща обычно оппонентам христианства и толкает их, отвергая нравственную аллегорию, неразумно отвергать и исторически выверенную и оправданную типологию.
Символический способ толкования — такой, при котором события, лица и предметы Ветхого Завета рассматриваются как обозначение реальностей духовного мира. Типос же есть частный случай символа, причем его частность заключается в том, что типос — это пророческий символ.
Например, израильские ветхозаветные обряды являются символом возвышенных, исполненных глубокого смысла и духовного содержания отношения Бога с народом Израилевым, и в то же время они — типос (прообраз) — бескровной жертвы Христа и новых отношений в Царствии Божием. Жезл в Писании очень часто выступает как символ власти, но только прозябший жезл Ааронов стал прообразом безмужного рождения Христа от Девы. Вода есть символ очищения и в Ветхом, и в Новом Завете — и в левитских предписаниях и в крещении, но типосом полного духовного очищения новозаветным крещением была не сама по себе вода, а именно эти левитские омовения, которые предуказывали крещение.
По сравнению с символом, типос имеет более конкретные черты сходства, это сходство обусловлено некоторыми частностями и дополнительными знаковыми деталями (как в примере с процветшим Аароновым жезлом), а иногда типос имеет то же самое внутреннее содержание (левитские обряды очищения и новозаветное крещение).
Использование типологического метода как одного из основных толковательных принципов новозаветной Церкви позволяет отвергнуть обвинения в неправильном понимании христианами текстов Священного Писания. Четкое, недвусмысленное, легко выявляемое отличие типологии от аллегории или символизма позволяет утверждать не только законность прообразовательного метода толкования, но и органичную преемственность христианства, воплотившего в себе все ожидания и чаяния древнего Израиля.
Список литературы
1. Корсунский И. Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета. М., 1885.
2. Ириней Лионский, св. Против ересей.
3. Лезов С. О непроисхождении христианства из иудаизма / Лезов С. Попытка понимания. Избранные работы. М.-СПб., 1999.
4. Гиршман М. Еврейская и христианская интерпретация Библии в поздней античности. М. 2002.
5. Филарет (Дроздов), свт. Записки на книгу Бытия. М., 1996.
6. Иустин Философ, св. Беседа с Трифоном иудеем.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/