117404 (765626), страница 4
Текст из файла (страница 4)
4) он также сместил акцент кризиса на иной уровень, с межгосударственного на межрегиональный;
5) удалось организовать переговоры с руководством автономной Республики Крым;
6) краевая власть четко разграничила компетенцию краевых и федеральных властей;
7) и, наконец, была привлечена «третья сторона» в лице депутатов ЗСК, которые смогли дать правовую оценку событиям.
В этом случае, можно сказать, что наиболее эффективными оказались именно технологии урегулирования кризиса, примененные краевой властью, которые позволили не только погасить остроту кризиса, но и в дальнейшем наладить сотрудничество между Краснодарским краем и Республикой Крым.
Анализ кризиса власти в городе Краснодаре, как примера внутрисистемного кризиса, показал, что ключевым в урегулировании является наличие у одной из сторон трех необходимых ресурсов: достаточное количество времени; достаточный объем полномочий; достаточное финансирование.
Выявлено, что в ходе урегулирования второго типа политического кризиса применялись следующие технологии: создание позитивного и негативного общественного мнения (путем обнародования результатов опросов и проведения митингов поддержки), метод привлечения «третьей стороны» депутатов ЗСК и городской Думы, технология институционального погашения остроты кризиса (назначение исполняющим обязанности главы администрации города В. Л. Евланова), и технология перевода кризиса в политико-правовое русло. Администрация края имела спланированную стратегию действий, принимала четкие решения, и умело распоряжалась информацией. Бывший глава Краснодара. Н. В.Приз и его сторонники напротив не смогли распорядиться тремя ключевыми элементами урегулирования кризисов. Таким образом, можно сказать, что применяемые А. Н. Ткачевым и его командой технологии урегулирования политического кризиса оказались эффективными, кризис не принес значимых социальных последствий и не стал причиной потери управляемости регионом. Напротив, кризис привнес положительные моменты – прекращение существования угроза «левого» реванша в регионе и начало координированной политики края и города с приходом к власти В.Л. Евланова.
Исследование кризисной ситуации связанной с протестами против монетизации льгот показало, что наиболее эффективными технологиями являются: немедленная встреча с общественностью с объяснением ситуации, принятие региональных мер, смягчающих действия федеральных властей, принятие обращения к верховной власти в стране, что, несомненно, явилось основанием для консолидации власти и общества на Кубани.
Во втором параграфе второй главы «Урегулирование этнополитических кризисов как фактор обеспечения этнической стабильности на Кубани» анализируются кризисы, в основе которых лежат этнические противоречия. Это кризисная ситуация 2002 г., связанная с проживанием на Кубани турок-месхетинцев, также кризисные ситуации, возникшие при установке памятников адмиралу М.П. Лазареву и Святителю Николаю Угоднику и политический кризис в отношения Краснодарского края и Адыгеи по вопросу об объединении 2-х субъектов Федерации.
Установлено, что на Юге России этничность, помимо культурной функции, стала играть роль механизма политической мобилизации граждан. В связи с этим актуальным представляется формирование культуры гражданского общества, развитие представлений о конструктивной роли российской идентичности и патриотизма, рассматриваемых как механизм преодоления межэтнической напряженности, развитие идей культурного плюрализма в процессе согласования и принятия как общегражданской полиэтнической идентичности, так и этнокультурной идентичности, стабилизирующих межэтнические отношения. Урегулирование кризисов межэтнических отношений возможно лишь при условии взаимопонимания, сближения позиций конфликтующих сторон. Предпосылкой этого является наличие общей идеологической платформы, в качестве которой может выступать патриотизм. В современной России укрепление общероссийского патриотизма может стать инструментом снижения межэтнической напряженности.
Анализ кризисной ситуации связанной с пребыванием турок-месхетинцев на территории Краснодарского края выявил в данном случае, только одну попытку органов власти края смягчить кризисную ситуацию: принятие правовых актов Краснодарского края по миграции. Единственной действенной технологией оказалось привлечение к проблеме мнения правозащитных организаций и мирового сообщества. И, как следствие, единственным выходом из ситуации стало сотрудничество Госдепартамента США, Международной организации по миграции и администрации Краснодарского края в урегулировании кризиса.
Анализ кризисных ситуаций, связанных с установкой памятников в селе Лазаревском и г. Майкопе выявил глубокие исторические и культурные противоречия. Основными факторами, дестабилизирующими ситуацию, были: организация митингов протеста, перевод конфликта из политического в межконфессиональное русло, поддержка этнополитическими движениями «Адыгэ-Хасе» и «Черкесский Конгресс» извне Республики Адыгея внутрирегиональных требований. Особо отмечается, что деятельность этих организаций носит не только внутриреспубликанский, но и международный характер. Единственными технологиями урегулирования данного кризиса были организация круглого стола по обсуждению проблемы и уступка властей г. Майкопа по переносу памятника в другое место. Таким образом, заключается, что кризисы остаются неурегулированными и, что любой, даже самый незначительный повод может снова резко обострить ситуацию.
Изучение третьего типа этнополитических кризисов, показало, что достаточно эффективным является урегулирование политического кризиса средствами этнической мобилизации населения. Кризис с этническим подтекстом достаточно сложен для урегулирования, так как существует опасность перерастания в межэтнический конфликт.
Этот кризис затронул как региональный, так и федеральный уровни власти. И для его урегулирования применялись технологии, как первого, так и второго уровня. Выявлены следующие технологии урегулирования данного кризиса:
заявления двух сторон с различными взглядами на обоснование проблемы.
попытка вотума недоверия президенту Адыгеи со стороны Государственного Совета Республики Адыгея;
попытка роспуска Государственного Совета Республики Адыгея президентом Адыгеи Х. М. Совменом;
приведение мнения авторитетных общественных адыгских организаций;
организация обоюдных митингов поддержки;
давление с помощью мнения зарубежных диаспор;
привлечение третьей стороны в лице полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе Д. Н. Козака, и региональных отделений партии «Единая Россия».
Медиация кризиса путем привлечения главы Администрации Президента РФ С. Собянина.
В заключении диссертации приводятся основные итоги работы, излагаются главные выводы диссертационного исследования, даются практические рекомендации автора и намечаются пути дальнейшей научной разработки анализируемой проблемы.
Для урегулирования политико-идеологических кризисов наиболее эффективными технологиями являются использования административного ресурса и оперативное распоряжение ресурсами (человеческими, финансовыми, властными).
Урегулирование этнополитических кризисов является наиболее сложной задачей для властных структур, т. к. в развитии межэтнического кризиса проявляются культурные, исторические и религиозные факторы.
При создании механизмов современной, цивилизованной процедуры урегулирования политических кризисов, можно предложить такие формы институциализации конфликтологической деятельности, как создание конфликтологической службы, выполняющей экспертные и консультационные функции в Краснодарском крае, организация региональных центров конфликтологии, которые занимались бы, в первую очередь, моделированием региональных кризисов, опирающихся на мониторинг региональных политических кризисов.
Для поддержания в регионах политической стабильности следует ввести практику проведения круглых столов, объединяющих все влиятельные политические силы, для экспертизы наиболее значимых и ответственных решений, касающихся внутрирегиональных проблем.
Большую роль в рационализации кризисов могут сыграть средства массовой информации, в которых бы давалась научно обоснованная экспертиза кризисных ситуаций, постоянно возникающих в различных сферах жизни.
Если говорить о прикладных методах урегулирования кризисных ситуаций, то они могут быть следующими:
– необходима команда специалистов по урегулированию кризиса, создание которой должно уже быть завершено в предкризисный период, чтобы разразившийся кризис не стал неожиданностью;
– наиболее важны первые 24 часа после наступления кризиса, в течение которых необходимо: выдвинуть ключевую версию события, которой нужно придерживаться все время, выработать стратегию и тактику, поставить цели и задачи по выходу из кризиса, на основе которых и следует принимать решение, начать привлечение общественности на свою сторону, выступив с заявлениями в прессе или организовав митинг в свою поддержку;
– привлечь на свою сторону авторитетных экспертов, либо политиков, либо видных общественных деятелей;
– используя возможность, организовать встречу с гражданами или пресс конференцию с журналистами, на которой ответить на наиболее злободневные вопросы;
– попытаться перевести кризис в политико-правовое русло, и четко очертить рамки законности;
– начать вести с оппонентом переговоры, постепенно снижая остроту кризиса.
III. основные положения диссертационного исследования отражены в 9 публикациях автора, объемом 2,4 п.л.
Рогозян О.В. Антикризисный PR: понятие и типология кризисов // Человек. Сообщество. Управление. – Краснодар, 2001. – № 3. – С. 89-98 (0,4 п.л.)
Рогозян О. В. Понятие политического кризиса в контексте стабильности политической системы // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. – Армавир, 2005. – № 3. – С. 142-143 (0,4 п.л.)
Рогозян О.В. Стратегия и тактика антикризисного управления в политике // Материалы IV международной научно-практической конференции «Динамика научных исследований 2005». – Днепропетровск: Наука и образование, 2005. – С. 19-23 (0,2 п.л.)
Рогозян О.В. Соотношение понятий кризис-конфликт в антикризисном управлении в политике // Материалы международной научно-практической конференции «The science: theory and practice». – Прага; Днепропетровск; Белгород: Publishing House “Education and Science”, 2005. – С. 36-39 (0,2 п.л.)
Рогозян О.В. Политические аспекты антикризисного управления // Материалы международной научно-практической конференции «Наука и образование 2005». – Днепропетровск: Наука и образование, 2005. – С. 32-34 (0,2 п.л.)
Рогозян О.В. Антикризисный PR в политике // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: личность и отдельные аспекты ее бытия». – Краснодар: Изд-во КубГУ, 2003. – С. 24-27 (0,3 п.л.)
Рогозян О.В. Применение политических технологий в разрешении кризисных ситуаций // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: субъектный подход». – Краснодар: Изд-во КубГУ, 2004. – С. 13-16 (0,3 п.л.)
Рогозян О.В. Технологии PR в разрешении политических конфликтов // Материалы всероссийской научной конференции «Проблемы политической самоорганизации и стабильности в российском обществе». – Краснодар: Изд-во КубГУ, 2004. – С. 252-254 (0,2 п.л.)
Рогозян О.В. Антикризисный PR в политике на примере Краснодарского края // Материалы научно-практической конференции «Политический процесс на Юге России: политико-правовой аспект». – Армавир: Изд-во АИСО (филиала) РГСУ, 2002. – С. 254-256 (0,2 п.л.)
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kubsu.ru/