117385 (765610), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Этот процесс уже идет. Укрепление и расширение Шанхайской организации сотрудничества (куда на правах постоянных членов и наблюдателей входят в настоящее время такие евроазиатские державы, как Россия, Китай, Индия, Иран, Пакистан) – лучшее тому свидетельство.
В Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества (15 июня 2001 г.) говорится о «шанхайском духе», который характеризуется «взаимным доверием, взаимной выгодой, равенством, взаимными консультациями, уважением к многообразию культур, стремлением к совместному развитию». И далее: «Государства – участники «Шанхайской организации сотрудничества» твердо придерживаются… принципов взаимного уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности, равноправия и взаимной выгоды, решения всех вопросов путем взаимных консультаций, невмешательства во внутренние дела, неприменения военной силы или угрозы силой, отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах» [3, c. 519–520].
«Шанхайский дух» с его уважением к суверенитету и достоинству больших и малых народов, как представляется, лучше соответствует потребностям и интересам новых независимых государств Евразии, чем насильственно навязываемые им «цветные» революции. И если в прошлом и позапрошлом столетии выбор народов Европы и Америки в пользу демократии был их собственным, суверенным выбором, то и народы Евразии (и других стран света) также имеют право на суверенную демократию*. (*О демократическом суверенитете как об идеологии современной России см.: [6; 7; 10; 12]. – Прим. авт.) [c. 24]
Следует подчеркнуть в этой связи, что, отстаивая свой национальный суверенитет и самостоятельность, ни Россия, ни ее евроазиатские партнеры не желают конфронтации с США и их союзниками, – они лишь желают равноправного и уважительного диалога по проблемам, представляющим взаимный интерес. Как сказал, выступая на совещании с послами и представителями Российской Федерации 27 июня 2006 г. президент В.В. Путин: «Мы готовы и взаимодействовать, и конкурировать. Но на основе честных и единых правил игры. Принцип "то, что позволено Юпитеру, не позволено быку" для современной России абсолютно неприемлем. Мы также не делим страны мира на те, с кем будем сотрудничать, и те, кому будем противостоять. Наши конкуренты (например, на экономических рынках) – это одновременно и наши ключевые партнеры в решении важнейших международных проблем. Таков характер современных международных отношений, и в них тесно переплетены элементы сотрудничества и состязательности. Мы на деле показываем, что с современной Россией выгоднее дружить и надежно сотрудничать» [23].
Есть основания полагать, что такая постановка вопроса о принципах внешней политики России найдет понимание у многих влиятельных кругов на Западе. Далеко не все в США и в Западной Европе в восторге от раздуваемой американскими неоконсерваторами «перманентной мировой демократической революции». Даже сторонники правящей республиканской партии Соединенных Штатов считают, что неотроцкистская стратегия «глобальной демократизации» станет формулой бесконечного конфликта, в котором Америка неизбежно будет побеждена (см.: [1]).
Видимо, при сохранении нынешних тенденций в американской внешней политике – тенденций, обрекающих эту политику на обострение проблем и противоречий с ведущими игроками на мировой арене, – у реалистического крыла республиканцев появится реальный шанс в 2008 г. избавить партию от засилья неоконсерваторов, вернуть внешнюю политику США в лоно политического реализма. Российская внешняя политика должна быть готова к такому развитию событий.
Список литературы
1. Ананьева Е.В. «For who we are?» или «For what we do?»: Внешнеполитическая полемика в США. // Международная жизнь. – 2005.
2. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994.
3. Внешняя политика и безопасность современной России. 1991–2002. Хрестоматия: В 4 т. – Т. 4: Документы. – М., 2002.
4. Гужва И. Партнерская схема. // Эксперт. – 2003. – № 38.
5. Дебидур А. Дипломатическая история Европы: 1814–1878. – Т. I. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
6. Рогожников М. Что такое «суверенная демократия». // Эксперт. – 2005. – № 43.
7. Суверенитет: Сборник / Сост.: Н. Гараджа. – М., 2006.
8. Тарле Е.В. Наполеон. – М., 1991.
9. Тен В. Собственность как она есть: Почему демократические революции заканчиваются диктатурами? – Малоярославец, 1993. [c. 25]
10. Чадаев А. Путин: Его идеология. – М., 2006.
11. Чалый А. Между медведем и слоном. Варианты действий Украины после выборов. // Internationale Politik. – 2005. – Январь-февраль.
12. Юрьев Д. Режим Путина: Постдемократия. – М., 2005.
Периодические издания
13. Независимая газета. – 2006. – 27 марта.
14. Asia Times. – 2005. – January 6.
15. Christian Science Monitor. – 2006. – July 3.
16. Financial Times. – 2005. – March 28.
17. International Herald Tribune. – 2004. – February 4.
18. The New York Times. – 2005. – March 30.
19. Washington Post. – 2004. – October 19.
Интернет-ресурсы
20. Злобин Н. Ограниченные возможности и возможные ограничения // Россия в глобальной политике. – 2004. – № 6.
21. Кара-Мурза С., Александров А., Мурашкин М., Телегин С. На пороге «оранжевой революции» //
22. Карозерс Т. Автократы дают отпор. // Россия в глобальной политике. – 2006. – № 2. //
23. Путин В.В. Выступление на совещании с послами и постоянными представителями Российской Федерации 27 июня 2006 г. //
24. Cheney at Summit in Lithuania Says Russia Has «Choice to Make» //
25. Cohen A. Competition over Eurasia: Are the U.S. and Russia on a Collision Course? //
26. National Security Council //
.
27. The National Security Strategy: March 2006 //
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.humanities.edu.ru/















