79425 (763592), страница 5
Текст из файла (страница 5)
11.6 "И сказал Господь... и не отстанут они от того, что задумали сделать..." "Бог, - говорил И. Златоуст, - обыкновенно поступает так: когда намеревается послать наказание, то прежде показывает великость грехов и как бы представляет оправдание, а потом уж и наказывает". Так и в данном случае единый язык - этот величайший дар божественной любви и лучшее средство для развития в людях высших гуманных чувств всеобщего братства и равенства - был обращен людьми во зло, на содействие развитию низших и бурных инстинктов их природы. Видя, что человечество твердо стало на этот гибельный путь нечестия и не обнаруживает намерения сойти с него и раскаяться, милосердный Господь и решил сам, чрезвычайным действием Своего могущества, свести с него людей и тем самым спасти их от полной нравственной погибели.
11.7 "сойдем же и смешаем там язык их..." Слова этого библейского места, представляющие, по мнению св. И. Златоуста, обращение Бога к "равночестным Себе", т.е. к Лицам Пресвятой Троицы, свидетельствуют об особой важности того творческого акта, который за ними последовал. Как акт новотворения, он по содержанию и форме сближается здесь с созданием первых людей, которое предварялось подобным же советом. Полную антитезу этому событию в Новом Завете представляет чудо сошествия Св. Духа на апостолов в виде огненных языков, возвратившее им некогда утраченную возможность полного взаимопонимания (способность говорить на иных языках).
11.8 "И рассеял их Господь оттуда по всей земле..." Собственно Бог только смешал их языки, т.е. заставил их говорить на разных языках и тем самым уничтожил средство взаимного обмена мыслей. Рассеяние же строителей было естественным следствием разъединения их интересов: язык служит внешним выражением мыслей и всего духовного содержания людей; отсюда поскольку единство языка связывает людей и заставляет их сплотиться, постольку различие языка, наоборот, разобщает их между собою и создает различные и нередко даже враждебные друг другу группы ("чужой язык - враг"). "Смешением языка и рассеянием племен само собой разрушалось богопротивное дело, имевшее целью политическое объединение племен под властью одного из них и при том нечестивого... Этим полагались преграды всеобщему разливу нечестия и разврата из одного средоточия... Если бы существовала всемирная столица, как средоточие нечестия и разврата, и если бы существовал повсюду один язык: тогда бы весь мир сделался тем, чем впоследствии сделалась Ханаанская земля (населенная потомками сына Хама Ханаана), мерзостями своими истощившая долготерпение Господа" (еп. Виссарион).
11.9 "Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли..." Этот стих представляет собой заключение всей истории столпотворения. По смыслу данного места, происшедшее здесь чудо смешения языков сообщило свое имя и самой местности, которая получила имя "Вавилон"; такого же толкования относительно этого имени придерживается и Иосиф Флавий. Очевидно, как Библия, так и Флавий производят слово "Вавилон" от еврейского слова "бабал", что означает "смешивать". Но новые востоковеды разлагают это имя на составные его части - Баб-Бел, т.е. "дверь или ворота Бела", древневавилонского божества. Однако, если и можно признать некоторое значение за последними соображениями, то его во всяком случае нужно отнести к позднейшей эпохе, к тому времени, когда в Вавилоне утвердилось почитание бога Бела, а событие вавилонского смешения языков успело уже несколько изгладиться из памяти.
Существуют древние легенды и клинописные халдейские тексты, которые подтверждают историчность рассказанных в Библии событий.
Нашедший эти глиняные таблички английский ученый Георг Смит совершил и раскопки на территории древнего Вавилона и нашел развалины этой башни, которая многократно перестраивалась и была в пору расцвета Вавилона главным храмом семи божеств (планет), который в связи с этим имел семь этажей, покрашенных в разный цвет.
Завет с Моисеем на горе Синай. Десять заповедей. Библейские авторы связывают повествование об исходе евреев из Египта с важнейшим актом, откровением, полученным пророком Моисеем на горе Синай.
Здесь необходимо сделать небольшой исторический экскурс.
В определенный момент своей истории евреи попали в египетское рабство для спасения от голода. И несколько поколений иудеев жили в Египте неплохо. Однако наступили такие времена, когда отношение фараонов к чужому народу стало враждебным, поскольку сыны Израиля стали многочисленным и сильным народом. Они посылали евреев на самые тяжелые работы - строительство пирамид и т.д. Но потомство Иосифа, приведшего свой народ в Египет, умножалось.
Тогда египетский царь повелел повивальным бабкам умерщвлять каждого новорожденного сына евреев. Поскольку бабки не выполняли его приказа, царь приказал каждого новорожденного еврея бросать в Нил. Бог не мог оставить свой народ на произвол судьбы и обещал вывести его из Египта. Особая роль здесь отводится Моисею, избранному Богом для выполнения этой миссии.
Моисей родился в разгар геноцида против еврейского народа. Мать, чтобы спасти новорожденного Моисея, положила его в тростниковую корзинку и отнесла на берег Нила. Дочь фараона нашла младенца, пожалела, взяла во дворец. И пока младенец подрастал, кормилицей его была мать, которую фараоновой дочери предложила сестра Моисея.
Когда Моисей вырос, он увидел, как страдает его народ под пятой египтян. Убив случайно одного из надсмотрщиков-египтян, который избивал его единоплеменника, Моисей вынужден был бежать из Египта на Синайский полуостров, в землю Мадиамскую, и поступил на службу к вождю племени Иофору, одну из дочерей которого - Сепфору - взял себе в жены. Наконец, настало время "служения", выполнения задачи, определенной Моисею Богом.
Однажды, когда Моисей пас стадо своего тестя Иофора у горы Хориф, ему в горящем, но не сгорающем терновом кусте явился Бог и сказал, что Он знает о страданиях еврейского народа и хочет осуществить его спасение с помощью Моисея.
Моисей сомневался в том, что народ и фараон поверят ему, и Бог явил ему свои чудеса: превратил жезл в змея, а потом вновь в жезл, поразил правую руку Моисея и тут же излечил ее, превратил в кровь воду, взятую из Нила. Когда же Моисей сослался на свое косноязычие и тяжелую речь, то Бог обещал ему "быть при устах его" и научить его, что говорить, а также дал в помощь ему умеющего говорить брата Аарона.
По приказу Бога Моисей покинул пустыню и отправился в Египет, чтобы освободить свой народ из рабства. Аарон, которого Бог назначил в помощники Моисею, вышел ему навстречу, и они вместе пришли в Египет. Братья собрали народ и передали желание Бога.
Но напрасно Моисей и Аарон просили фараона отпустить еврейский народ. Добровольно фараон этого не сделал. Бог вынужден был наслать на Египет "десять казней", из которых последняя была самая страшная - гибель первенцев мужского пола у египтян.
Моисей вывел свой народ из Египта и повел его через пустыню на историческую родину евреев в "землю обетованную", в землю ханаанскую (область Палестины).
Спустя три месяца после исхода из Египта (в ознаменование этого исхода был определен праздник "пасхи", который был переосмыслен христианами) Моисей со своим народом прибыл к горе Синай. Яхве приказал Моисею приготовить народ к явлению Бога. Народ в течение двух дней очищал себя и свои одежды. Моисей провел вокруг горы черту, как велел Бог, чтобы никто не мог приблизиться к ней, опасаясь умереть, ибо в это время
Бог находился на горе. На третий день разразилась гроза, гремел гром, сверкали молнии, появилось огромное густое облако, гора была в огне и дымилась, а когда Бог спустился на нее, то дрогнула.
Бог провозгласил заповеди народу, который стоял вокруг горы, охваченный страхом. Это первые, четко сформулированные нравственные требования Бога к людям. Эти заповеди ("десятословие") были основой завета, который Бог заключал с Моисеем.
После провозглашения законов народ с воодушевлением пообещал выполнять их. По этому случаю Была принесена жертва всесожжения - заколот и полностью сожжен телец. Моисей, взяв половину его крови, окропил жертвенник, а второй половиной окропил народ, пролив "кровь завета". Это был ритуал заключения союза с Богом.
Заключив союз, Моисей взошел на гору, покрытую облаком, чтобы встретиться с Яхве. Бог был сокрыт от глаз народа, они могли видеть лишь внешние, сопровождающие явления - столб дыма и т.д.
Моисей провел на горе сорок дней и сорок ночей и получил от Яхве скрижали каменные (каменные плиты), на которых были записаны заповеди.
Однако сила греха была в людях такова, что даже в момент получения заповедей они не смогли вести себя добропорядочно. Народ обратился к Аарону с просьбой создать изображение Бога. Аарон собрал золотые украшения женщин и отлил из них тельца, которому начали поклоняться. Моисей сошел со скрижалями с горы и узнал о случившемся. Увидев народ, танцующий вокруг золотого тельца, он разгневался, разбил каменные скрижали и сжег золотого тельца в огне. Члены племени Левия (это племя имело особо аскетический образ жизни - отказывалось от собственности и т.д.) помогли Моисею: бросившись с мечами на народ, они порубили тысячи израильтян - три или двадцать три тысячи по разным источникам.
Верность левитов была вознаграждена тем, что они получили право быть первосвященниками всего племенного союза. Затем Моисей вновь взошел на гору и получил от Бога новые каменные скрижали. Когда он возвращался к своему народу, лицо его лучилось, так как на него пала слава Божия. Микельанджело по ошибке изобразил Моисея не с нимбом, а с рогами. В Вульгате, которую он читал, еврейское слово "каран" - светиться - переведено как "керен" - рога. Ошибка эта объясняется тем, что в еврейском письме нет гласных.
С этого начинается новый этап в жизни человечества. Этот период называется "Закон". Условием спасения души стало соблюдение данного Богом закона (заповедей и гражданских законов). Этот период простирается до самой Голгофы, он представляет собой длинный путь израильского народа постоянно этот закон нарушающего. Народ не выдержал испытания. Он был наказан несколькими пленениями. Пятый период закончился у Креста.
Следует, забегая вперед, отметить, что христиане не находятся под охраной Моисеева завета, они пребывают под Новым заветом благодати (односторонним искуплением человеческих грехов Иисусом Христом). Однако, заповеди подлежат выполнению.
Интересующие нас десять заповедей и события, связанные с их получением, приведены в 20-й главе книги Исход из Пятикнижия.
Теперь обратимся к краткому изложению заповедей и комментариям к ним.
1. Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других Богов, кроме Меня.
Не следует думать, что в этой заповеди Бог противопоставляет Себя другим Богам. Он, сотворивший человека и все сущее, просто и понятно открывает человеку истину о Себе как о единственном Боге. Нужно помнить, что эти слова были сказаны народу, который не избавился от язычества, многобожества.
2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия его; не поклоняйся и не служи ему, ибо Я Господь Бог твой.
20.4-62 Запрещая служение языческим богам, заповедь запрещает поклонение и их изображениям, от которых они не отделимы.
Языческие боги имеют чувственный характер, - без внешних форм, идолов они не мыслимы, поэтому в первой заповеди нет запрета на изображения языческих богов - это излишне: почитающий истинного Бога не будет создавать идолов. Следовательно, во второй заповеди присутствует запрет и на изображения Бога Иеговы.
Побуждением к такому запрещению могло служить то обстоятельство, что человек со свойственной ему потребностью наглядного представления о Боге невидимом, мог создать Его изображение в чувственных формах и обоготворить само изображение, что неизбежно привело бы к идолопоклонству.
Иегова не должен быть представляемым в виде кумира, изваяния и под другими и формами и образами - светил, зверей, животных, рыб и т.д.
Запрещение делать изображение Иеговы основано на том, что Он невидим, запрещение же поклоняться и служить идолам мотивируются тем, что Иегова есть Бог-ревнитель, ревностно оберегающий Ему одному принадлежащие права на поклонение со стороны людей и не допускающий, чтобы свойственные Ему слава и прославление воздавались идолам.
Некоторые толкователи относят запрет на создание кумиров и к взаимоотношениям среди людей (подмена Бога человеком, что свойственно социалистической теории и практике).
3. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.
20.7 Вера в Иегову, существо, вызывающее чувство почтения, страха, предполагает почтение, благоговейное отношение и к Его имени. Этого последнего и требует третья заповедь, запрещающая профанирование, бесцельное, напрасное употребление божественного имени.
В большой степени этот запрет касается клятв именем Бога. Частое нарушение таких клятв является святотатством, оскорблением Бога. Третья заповедь в известном смысле охраняет человека от греха, оскорбляющего святость Бога. Забегая вперед, следует вспомнить слова Христа, который устрожил запрет - нельзя клясться не только именем Бога, но и вообще не нужно произносить клятвы, а говорить просто: да, нет.
4. Шесть дней работай и делай дела свои, а седьмой день - день покоя, посвяти Господу Богу твоему.
20. 8-11 У евреев святым днем является суббота (у христиан - воскресенье). Шесть первых дней - время заботы о земных нуждах, в седьмой же человек должен освободиться от погружения в житейские интересы, отрешиться от привязанности к земле. У евреев эта заповедь соблюдается с чрезвычайной скрупулезностью - запрещается любой труд. У христиан посвящение одного дня Богу связано с посещением церкви, где сама обстановка, ритуалы, звучащие священные тексты, песнопения обращают человека к небесному, высокому, позволяют, отрешившись от мелочей жизни, оценить себя и свой мир с позиций божественной нравственности.
Для иудеев, живущих по ветхозаветному закону, день покоя - конец недельного труда, для христиан же день покоя - первый день недели. В первый день недели, в воскресенье, снизошел Святой Дух на землю после победы воскресшим Христом сатаны, смерти; воскресный день знаменует и создание Иисусом Христом церкви, во главе которой Он стоит.
5. Чти отца твоего и мать твою и продлятся дни твои на земле.
20. 12 Почитание отца и матери, повиновение им детей является источником благоденствия и долгоденствия отдельных людей и целых поколений, и всего народа. Крепкие своей нравственной связью, верностью заветам отцов, отдельные семьи не распадутся и сами создадут прочное долговечное общество; расстройство, распадение семьи - признак гибели целого народа. В виду подобного значения семьи, как основы всей гражданской жизни, Моисей и начинает урегулирование общественных отношений пятой заповедью: прочная семья - залог прочного общества. Речь идет о самой продолжительности земной жизни членов крепких семей.













