69502 (763234), страница 3
Текст из файла (страница 3)
2.1. Функциональное назначение хачкаров и их создатели. Научные исследования, в особенности материалы эпиграфических экспедиций Института археологии и этнографии Академии наук Армении, значительно расширили наши знания о хачкарах, о многосторонности их культурно-исторического значения. На основе конкретных данных было выявлено более сорока различных назначений, которые имели хачкары, хотя этим не исчерпываются их целевые функции. В XI–XIII вв. и позднее, в XIV–XVII вв. часть хачкаров приобретает значение надгробного, памятника (но никак не надгробной плиты).
Орнаментальные мотивы хачкаров являются исключительно богатым источником для изучения развития изобразительного искусства средневековой Армении. Большую ценность представляют эпиграфические надписи хачкаров, способствующие изучению социально-экономической, военной, политической и культурной истории и языка средневековой Армении. Имеется ввиду множество хачкаров, на которых изящно выполненная надпись является одновременно орнаментальным украшением.
Многие хачкары XI–XIII вв. отмечались специальными памятными «ишатакаранами» – надписями, дающими иногда полные сведения об авторе, заказчике, месте и времени исполнения. Пользуясь каким-либо одним или двумя сведениями (например, место и время), на основании стиля можно соотнести друг с другом несколько хачкаров, что дает возможность подвести основание под понятие «школа» и выявить ее особенности.
Обычно такие художественные школы образовывались при каком-либо большом монастыре (в котором имелись живописная, а иногда и переплетная мастерские) или на территории ограниченного района, для которого подобный монастырь являлся главным культурным центром. Монастырские комплексы средневековый Армении считались своеобразными архитектурными школами. Создаваясь столетиями санаинские и ахпатские монастыри (на северо-востоке Армении), складывались и росли постепенно и каждое следующее поколение зодчих учитывало замысел предшественников.
Вблизи от Ахпата и Санаина в долине реки Агстев были расположены и другие монастырские школы в Гошаванке (Нор Гетике), Агарцине, Макараванке, Дехцуте, Киранце, в монастыре Аракелоц и др.
К периоду высокого расцвета в XII–XIV вв. относятся также монастырские школы Спитакавора, Нораванка, Ованнаванка, Кечариса, Гегарда (Айривавка), Гндеванка и др. В Арцахе (в Нагорном Карабахе) – монастырские школы Гтчаванка, Гандзасара, Дадиванка и др.
Хронологически развитие хачкарного искусства в Армении не выглядит гладким и поступательным движением. Исторические условия часто нарушали политическую и экономическую жизнь страны, что сопровождалось срывом творческого движения, общим его ослаблениям, а в дальнейшем частичным творческим застоем. При благоприятным изменении исторических обстоятельств развитие хачкаров возобновлялось с той ступени, на которой оно было остановлено. Однако даже в трудные годы, хотя и замедленное, но все же поступательное развитие хачкаров, характеризовавшееся утратой лишь некоторых звеньев общей цепи, продолжалось. Всем хачкарам разных эпох присущи ясность композиционного построения (сюжетных изображений и чисто декоративных композиций) и исключительно высокая культура национального орнамента. Многое в декоре хачкара зависело от района, в котором он создавался и где развивались и видоизменялись десятилетиями определенные декоративные сочетания элементов, создавая местные камнерезные школы.
2.2. Основные группы хачкаров и их композиционные особенности. В данном разделе на основании комплексного исследования широкого круга памятников составлены основные группы хачкаров XII–XIII вв.
В XII столетии искусство резьбы хачкаров вступило в полосу своего расцвета, продолжавшегося и в XIII веке. Постепенно увеличивалось количество изготовлявшихся хачкаров. Их ставили повсюду и по самым различным поводам, отмечая все мало-мальски важные события хозяйственной и политической жизни в средневековой Армении. Увеличивалось разнообразие декоративной разработки хачкаров, становившейся более индивидуальной – то есть происходило то же, что и во всей художественной культуре Армении того времени. Появились выдающиеся мастера-виртуозы тончайшей резьбы по камню, некоторые из них увековечили на хачкарах свои имена.
В XII–XIII вв. появляются новые художественные группы хачкаров, в которых пальметочное основание разрастается в сложную систему. Встречаются такие хачкары, в которых пальметка перерождается в виноградную лозу или в гранатные побеги. Появляются и такие группы хачкаров, где из растительности возникают малые кресты – «хачбуры» (в форме креста поддерживаемые ладонями рук), занимающие нижние междукрестья основного креста.
Обрамление хачкаров выполнялось в подавляющем большинстве из звезд, кругов, прямоугольников многоугольников с неповторяющимся рисунком. Широкие «карнизы» часто заполняли аркатурой, иногда с изображением Деисуса, сценами «Вознесения» и другими сценами. Единичные изображения святых или коленопреклоненных людей в светской одежде нередко помещались и в других частях хачкара. Особенно важно подчеркнуть, что мастера-камнерезы продолжали разрабатывать традиционное композиционное решение, сложившееся еще в XI веке. В этом отношении характерна композиция с геометризованной расцветшей листвой в виде выпрямленных или слегка наклоненных к кресту пучков стеблей. Можно обозначить ее как группа 1. Насыщенность декором, почти сплошь заполняющим стелу, становится доминирующей особенностью хачкаров XII века.
Но в XII в. встречаются и более простые хачкары такой же композиционной группы, которые освобождены от второстепенных деталей. Разновидностью хачкаров этой композиционной группы является также памятники, в которых верхние оконечности стеблей в нижних междукрестьях слегка склонены к кресту. Эти стебли образуют не строго прямую линию (от оконечностей перекладины креста к его основанию), а слегка дуговидную, что придает таким хачкарам своеобразный облик.
Искусство хачкаров было многоликим и многогранным. Наряду с рассмотренными композициями в XI веке был выработан и другой существенный элемент хачкара – процветшие части креста, занимающие нижние междукрестья. Такого рода хачкары составляют 2 группу.
Группа 2. Листва на хачкарах этой группы менее геометризована, ей приданы плавно изгибающиеся очертания в виде развитых пальметок, симметрично размещенных относительно креста в нижних междукрестьях и носящих также декоративный характер. Своеобразный рисунок пальметт придает таким хачкарам совершенно иной облик, в сравнении с другими, хотя в остальном (в орнаментике самого креста, форме его завершения, характере и рисунке обрамления) они очень близки, а зачастую и просто идентичны другим хачкарам. Хачкары группы 2 – с орнаментально трактованными пальметтами по сторонам креста и склоненными к нему, замечательны тем, что этот мотив, в сущности, исходит из композиции раннесредневековых свободных крестов (типа Двинского) с выработанными и гармоничными по рисунку ажурными пальметтами. Но в XII веке мотив пальметт был полностью переработан и приобрел совершенно иной облик – чисто декоративный и орнаментальный: рисунок их, став орнаментом, утратил связь с растительной формой. Такова была тенденция армянского монументального искусства XII–XIII столетий, получившая яркое воплощение в хачкарах того времени.
Представленные две художественные группы хачкаров отнюдь не исчерпывают их разнообразия. Обратимся к следующей группе с более сложной композицией, новой по своей структуре, но столь же насыщенной орнаментикой, столь же новой. Эти хачкары открывают нам новую грань в художественном содержании хачкаров и составляют группу 3.
3 группа хачкаров выделяется обилием орнаментальной резьбы, заполняющей верхние и нижние междукрстия и составляющей их основное художественное содержание. Сама композиция хачкаров, сколь ни разнообразна, остается столь же четкой и ясной. Мелкая и плотная орнаментика в междукрестьях, выступающая на углубленном фоне, не сливается с самим крестом, который благодаря этому контрастно выделяется. Орнаментика в виде густой паутины вьющихся и переплетающихся растительных побегов, большей частью виртуозно выполненная, была выработана армянскими резчиками по камню еще в конце XI века. В XIII веке она стала популярной, излюбленной и наиболее характерной неотъемлемой чертой монументального искусства того времени.
Группа 4, пожалуй, наиболее распространенная и наиболее массовая в XII–XIII вв. и вплоть до XV в., причем начало ее развития прослеживается в VIII–Х вв. Речь идет о хачкарах с тремя крестами, из которых два малых креста занимают нижние междукрестья. Все они составляют как бы триединое «древо жизни». Три креста – это общий, основной признак, объединяющий такие, весьма многочисленные хачкары, ибо сами они, имея самые различные мотивы декора, очень разнообразны (особенно в XII–XIII столетиях).
Группа 5. Сюда следует отнести хачкары с различными иконографическими изображениями – «Распятием» («Аменапркич» – Всеспаситель), изображением «Деисуса», «Вознесения», изображением Георгия-драконоборца (Георгия Победоносца), ктиторов и других. Но следует подчеркнуть, что таких «изобразительных» хачкаров вообще сравнительно немного, они довольно редки и относятся исключительно к XIII в., немногие – к началу XIV в. и еще реже – к XV–XVII вв.
Один из видов армянских хачкаров представляет собой так называемый хачкар «Всеспаситель», на котором обычно изображена сцена распятия Христа. Такие хачкары отличаются от обыкновенных также своими растительными орнаментами. В диссертации «хачкары-распятия» подвергнуты детальному анализу: рассмотрены вопросы их происхождения, развития, хронологии, функционального назначения и художественного оформления.
Кроме скульптурных изображений на религиозную тему, на хачкарах помещались и чисто бытовые сцены мирских тем. Важно подчеркнуть, что эти высокохудожественные рельефные сцены по своей сути не имеют ничего общего с религиозными представлениями армянского народа, они чисто светские и являются выражением народного искусства. Хачкары XII–XIII вв. с рельефными изображениями мирских тем дошли до нас из исторической провинции Хачен (в Арцахе).
В 5 группу (хачкары с различными иконографическими изображениями) следует добавить в качестве отдельного раздела арцахские хачкары с бытовыми рельефами. Хачкары с подобными сценами устанавливали и в XVIII веке, но в других регионах Западной Армении.
Особую группу составляют и хачкары заключенные в специальные строения с нишами (вормнвпак-хачкары). Нишевидное строение, в которое заключен хачкар, представляет собой трехстороннюю кладку из камня, скрепленного известковым раствором, с двускатным или односкатным перекрытием. Такие строения достигают семиметровой высоты.
Хачкары, заключенные в нишевидное строение, по своей монументальности значительно превосходят обыкновенные хачкары и наиболее удобны для начертания надписей различного содержания.
Таковы основные группы хачкаров XII–XIII и начала XIV веков, которые следует обозначить исходя из их композиционной структуры. В рассмотренных группах памятников отражено отнюдь не все художественное содержание хачкаров – содержание бесконечно разнообразное, особенно в ту эпоху, ибо каждый хачкар – произведение особенное, индивидуальное, включающее в себе те или иные варианты композиции.
2.3. Общие стилистические черты хачкаров XII–XIII вв. Основной чертой большинства хачкаров XII–XIII вв., определяющей их композиционную структуру, является архитектоничность, связь с архитектурой. Хачкары можно трактовать как произведения «малой архитектуры». На это указывает целый ряд их особенностей.
Выразительной чертой декора хачкаров XII–XIII вв. является растительная орнаментика, основной мотив которой спиралеобразно вьющиеся стебли с утолщениями (словно с прижатыми к стеблю лепестками) и с ответвлениями, а также побеги, образующие миндалевидные фигуры. Такая орнаментика встречается на хачкарах всех групп и характерна для армянской монументальной резьбы XI–XIII вв., включая архитектуру и прикладное искусство (книжную миниатюру, ювелирное искусство и т. д.). Орнаментика специфична и сформировалась именно в Армении.
В искусстве хачкаров XII–XIII веков в полной мере проявили себя закономерные явления, которые были свойственны монументальному искусству Армении того времени, прежде всего, архитектуре. Насколько позволял резчикам хачкаров материал и камерный масштаб произведений, они переносили на них все стилистические особенности национальной архитектуры. Хачкары мыслились как произведения «малой архитектуры», «архитектурной миниатюры», что определяло их основные композиционные особенности:
1. Усложнение декора, усиление его роли в структуре хачкара, который с самого начала приобрел статус художественного произведения. Резьбой украшали и те хачкары, которые встречали путника на дороге, и те, что отмечали вклады феодалов в монастыри, и те, что ставились на «помин души». Хачкары часто ставились перед храмом, на гладкой поверхности стен которого выделялись утонченной резьбой. С течением времени резьба становилась обильнее и тоньше, виртуознее и артистичнее. Особого совершенства мастера достигли в ажурной резьбе, блестящие образцы которой дают хачкары Гошаванка (Нор-Гетика).
2. Декор хачкаров выделяется своей пластичностью – свойством, постепенно усиливавшимся и прогрессировавшим. Это выражалось в углублении фона, появлении двухплоскостности и трехплоскостности, в усилении светотени, усилении живописного начала в резьбе хачкаров. Эти качества были органически свойственны наступившему в XI в. новому закономерному этапу развития монументального искусства и, прежде всего, архитектуры.
Пластичность – это новое художественное качество ощутимо в трехплоскостных хачкарах, в которых резьбой покрыта не только лицевая (т. е. верхняя поверхность), но и углубленный фон и углубления на этом фоне. Убедительными примерами могут служить хачкары в Гошавнке, Санаине, Ахпате, Дсехе, Мшкаванке, Мастаре, Нораванке и т. д.
3. Эти особенности, выработанные в сфере монументального искусства, были трансформированы и в крестные камни как произведения «малой архитектуры». Крест большей частью помещали под полукруглой аркой на парных полуколонках с четко обозначенными капителями. Симптоматично использование на обрамлениях хачкаров декоративных мотивов архитектурного происхождения, т. е. звезд, ромбов, арочек, геометрического плетения. Особенно интересны рельефные звезды и ромбы, восходящие к инкрустации фасадов цветным камнем, но которые затем стали воспроизводить рельефом, дававшим светотень, заменившим эффект многоцветности. Рельефными звездами и ромбами в Армении XII–XIII вв. часто украшали порталы храмов, гавитов, ханабаров (гостиниц). Звезды, ромбы и геометрические орнаменты переносили и на хачкары, где они также передавались рельефом.