168880 (742148), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Многие крупные животные если и не истреблены полностью, то количество их сильно сократилось. Достаточно назвать некогда широко распространенных горного козла и серну, ставших сейчас редкими животными.
Не будем сейчас решать, что больше отразилось на животном мире – целенаправленное их истребление или изменение ландшафта, приведшее к уничтожению исконных мест обитания птиц и зверей. Очевидно и то, и другое. Возможно, на одних животных в большей степени повлияло первое, на других – второе. Важно отметить следующее: восстанавливая леса и заселяя их животными, люди тем не менее не смогли даже частично восстановить урон, нанесенный животному миру. Мало того, они долгое время не могли понять, что фауна – тоже неотъемлемая часть биосферы, и даже не представляли себе, какое огромное значение для нашей планеты имеют животные.
Остановить наступление на природу было нельзя: капитализм уже поднимал голову, уже готовился к решающему прыжку, чтоб подмять под себя всю планету.
Должно было пройти не одно столетие, должна была миновать эпоха, с которой. По определению Ф. Энгельса, «начинается современное исследование природы, как и вся новая история», – эпоха Возрождения. Под напором нарождающейся буржуазии содрогаются и рушатся феодальные замки, и на их развалинах возникают мануфактуры – предтечи крупных фабрик и заводов.
В короткое для истории время буржуазия настолько окрепла, что ей стало тесно в рамках Европы: готовится новый прыжок – покорение и разграбление всего земного шара.
В Европе еще властвовали короли, еще не ушли со сцены крупные феодалы. Их интересы во многом не совпадали с интересами молодой буржуазии. Но в стремлении расширить сферы влияния они были едины: обнищавшие феодалы и истощившие свою казню короли посылали экспедиции на поиски новых земель – новых богатств. Буржуазия была заинтересована в новом сырье, в естественных ресурсах, в рабской рабочей силе.
И все вместе – в интенсивном ограблении планеты.
Европейская цивилизация доказала свое техническое преимущество: в короткое время силой оружия были захвачены почти все континенты и крупные острова на Земле.
С начала современного летосчисления человек истребил примерно 350 видов животных. Из них за 1750 лет – примерно 130 – 135 видов. Остальные – за последние 200 лет. Это полностью уничтоженные виды зверей и птиц. Но на Земле сейчас имеется, по крайней мере, 200 видов млекопитающих и 300 видов птиц, находящихся на грани исчезновения, животные, которых ближайшие поколения могут увидеть на фотографиях или в кино. Многие из них взяты на защиту, но запретить охоту на животных – еще не все. Ведь фауна планеты скудеет не только потому, что истребляют животных. И даже не только потому, что уничтожаются места обитания зверей, птиц, рыб. Современный человек вторгся на планету с новыми разрушительными силами
Повторное наступление на «шар жизни»
Капитализм – новый хозяин, пришедший на смену феодализма, – явился в дыме и копоти, под грохот машин и рёв моторов. Планета из сельскохозяйственной становиться всё более индустриальной. Всё выше поднимаются над землёй заводские и фабричные трубы – целый лес труб на тех листах, где ещё недавно шумели зелёные леса.
До сих пор леса сводили для того, чтобы освободить территорию под пашню. Кроме того, часть леса шла на строительство и на топливо.
Нарождающаяся промышленность тоже заявила свои права на лес. Огромные лесные массивы, принадлежавшие разоряющимся или уже разорившимся помещикам, скупались заводчиками, фабрикантами и нещадно вырубались. «Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, милеют и сохнут реки, исчезают без возвратно чудесные пейзажи», – говорил чеховский Астров.
Древесина была важным сырьём – ни одна отрасль промышленности не обходилась без древесины, она была чуть ли не единственным топливом многих фабрик и заводов.
С небывалой быстротой стали разрастаться города, вокруг промышленных предприятий возникали посёлки. Леса требовалось всё больше и больше. А на землю, уже достаточно истощённую, навалился новый груз: крестьяне должны были снабжать продуктами сотни тысяч ушедших в города людей.
С конца XIX по начало ХХ века в России была вырублено тридцать процентов леса. А ведь недостаток леса ощущался уже в начале XVII века. Даже из района Соловецкого монастыря «дозорщики», посланные туда на разведку лесных богатств, доносили, что «сечь нечего» – леса практически нет.
Но, продолжая губить живую природу. Капитализм вторгся и в косную, то есть в атмосферу и гидросферу, разрушая и губя её со свойственной капитализму энергией и быстротой.
В прошлом, до прихода капитализма, человек, влияя на растительный покров планеты, тоже так или иначе влиял и на косную природу. Но прямого, непосредственного вмешательства в атмосферу, литосферу, гидросферу фактически не было.
Вторгшись в глубину литосферу, люди вытащили на поверхность накопленные природой богатства и стали интенсивно3 использовать их. По подсчётам академика В.И. Вернадского, только в прошлом веке люди добыли 22711 тысяч тонн свинца, 11373 тысячи тонн цинка, 10679 тысяч тонн меди, 130 тысяч тонн серебра, 11,5 тысячи тонн золота и так далее. В наш век потребность в материальных ресурсах возросла многократно. И пропорционально потребностям увеличилась добыча природных ископаемых. Благодаря этому человечество разбогатело, получило сотни тысяч нужных, необходимых, удобных, прекрасных машин и предметов. Но взамен вынуждено было отдать огромные площади под шахты и рудники, под отвалы и строительство дорог.
Кислород – его в атмосфере около 21 процента – один из важнейших факторов жизни на Земле. В атмосфере кислорода достаточно. К тому же растительный мир суши и Мирового океана постоянно пополняют расходуемый кислород. Уже сейчас, по данным специалистов, человечество для дыхания потребляет в десять раз меньше кислорода, чем используется его в промышленности и технике. Но потребление кислорода неуклонно увеличивается, и будет увеличиваться – ведь умножается население планеты, с огромной быстротой растет промышленность, техника, транспорт.
Автомобиль – прекрасное изобретение человечества. Но легковые автомобили за тысячу километров пробега сжигают около полутоны кислорода каждый – годовую норму, необходимую для дыхания человека. Грузовики и автобусы гораздо больше.
Воздушный транспорт в этом отношении не менее «агрессивен»: подсчитано, что один самолет за время перелета из Европы в Западное полушарие сжигает 35–60 тонн кислорода.
Не менее тревожный факт – загрязнение атмосферы, увеличение в ней количества твердых частиц, вредных газов, примесей. И если кислород уменьшается достаточно медленно, то загрязнение атмосферы растет стремительно. Сейчас человечество ежегодно сжигает 2,7 миллиарда тонн каменного угля и 1,6 миллиарда тонн нефти. К этому можно добавить миллионы тонн торфа, огромное количество древесины. При сжигании топливо, как правило, сгорает не полностью: большой процент оказывается в воздухе в виде мельчайших твердых частиц – дыма, сажи, пепла. Это сильно загрязняет атмосферу. Но еще больше загрязняют ее попадающие в воздух промышленные отходы – ядовитые испарения и газы, количество которых с трудом поддается даже приблизительному подсчету. Более точно известно влияние строительной промышленности на атмосферу: она ежегодно выбрасывает в воздух около 3 миллиардов тонн пыли, цемента, крошки, к счастью, большая часть этого оседает.
В последнее время наблюдается одна очень опасная тенденция: накопление в атмосфере углекислого газа, который затрудняет отток тепловых лучей от планеты. В прошлом теплоотдача была меньше, да и атмосфера легко пропускала тепловые лучи, уходившие в космос. Сейчас из–за человеческой деятельности тепловой баланс на Земле изменяется, и отток тепла стал особенно важен. Но увеличение углекислоты, что тоже является результатом человеческой деятельности, затрудняет этот процесс. И может в конце концов привести к так называемому «парниковому эффекту»: климат на Земле, под влиянием отстающего тепла, станет легче.
В тридцатых годах нашего столетия произошло потепление на шесть десятых градуса в среднем по планете (по сравнению с серединой XIX века). Правда, потом наступило некоторое похолодание, но оно не компенсировало повышения температуры, в результате которого в Северном полушарии уменьшилась площадь арктических льдов, отступили границы вечной мерзлоты, в ряде районов недостаточного увлажнения уменьшилось количество осадков, что в свою очередь привело к падению уровня воды в водоёмах. И всё это произошло из-за шести десятых градуса! А что произойдёт, если потеплеет на 4 градуса?!
Учёные считают, что растопятся арктические и антарктические льды и уровень Мирового океана повыситься на 86 метро. Значит, под водой окажутся почти все материки и острова.
Что же сделал человек с «шаром жизни»?
Никто не станет утверждать, что в сегодняшнем экологическом кризисе повинны исключительно наши далекие и не очень далекие предки. Наступление современного человека на природу не сравнимо с воздействием на нее людей других эпох. По определению академика С.С. Шварца, сегодняшнее население нашей планеты воздействует на окружающую среду так, как могли бы воздействовать 48 миллионов дикарей.
Конечно, многие незаживающие раны нашей планете были нанесены давно. Но современный человек, к сожалению, не только не исправил ошибки наших предков, но и в ряде случаев еще более усугубил их и сделал множество новых, еще более серьезных.
Природа не мстительна. Но она имеет свои законы. И те, кто нарушает их, нередко бывают жестоко наказаны. Но все равно разрушения продолжаются. Над землей все чаще проносятся ураганы, все больше несчастий приносят выходящие из берегов еще недавно тихие реки, или напротив, все чаще пересыхают некогда полноводные водоемы. И беды от этого тоже трудно поддаются учету. Неожиданные беспримерные ливни, засухи, морозы – это, конечно, стихийные бедствия. Однако многие стихийные бедствия имеют общественные причины, являются результатом нашего воздействия на природу.
Но если бы даже люди вдруг одумались и стали бы очень бережно относиться к земле-кормилице, разве можно остановить поступательное движение техники, остановить прогресс, цивилизацию? Те же автомобили необходимы человеку, и число их будет несомненно, расти. А вместе с ростом автомобилей будет расти загрязнение воздуха, будет уменьшаться и количество пахотной плодородной земли. Как это ни странно на первый взгляд, но автомобили отнимают у сельского хозяйства большие территории.
Большая проблема для планеты это города, которые стоят тоже на земле, на той самой, которую давно или не очень давно распахивали, которая давала людям пищу, на которой росли леса, благотворно влиявшие на атмосферу. Сейчас это – непроизводительная земля. Конечно, от городов никуда не уйдешь, да и не надо уходить. Города рождены не по прихоти людей, а по велению времени. Города продолжают разрастаться, продолжают появляться и новые, нередко – в самом центре используемых в сельском хозяйстве земель.
Наши далекие предки чуть-чуть пошевелили планету. Последующие поколения начали ее раскручивать, всё ускоряя и ускоряя это «движение». Сейчас Земля вертится с бешеной быстротой, создавая впечатление, что с каждым витком, с каждым оборотом он приближается к своей гибели. Действительно, если представить себе, что происходит, – можно испугаться. Кислород истощается, и растения не успевают восполнять его запасы.
«Положение ухудшается очень быстро, – пишет М. Батисс, – оно гораздо более опасно, чем это представляется большинству людей, особенно горожанам, вероятно забывающим, в какой степени их жизнь зависит от природы и ее ресурсов». Газы, ядохимикаты, различные вредные испарения – все это в огромных количествах носится в воздухе, оседает на землю, загрязняет водоемы. Гибнет все живое. А вместе с этим человечеству грозит неминуемая смерть от голода, если он как-то избежит гибели от недостатка кислорода и чистой воды, от зараженности атмосферы и не погребут его миллиарды и миллиарды тонн отбросов. Уже сейчас недоедает в мире полтора миллиарда человек. А ведь население земного шара увеличивается, в то время как сельскохозяйственные площади уменьшаются.
Но так продолжаться не может – человечество поняло, что происходит на планете, и все решительнее борется за ее спасение.4
По законам и по совести…
Может сложиться впечатление, что человек на протяжении всей истории только губил, уничтожал, грабил Землю. Это, в общем, верно. И все-таки это не совсем так.
История отношения людей и природы имеет немало примеров того, как человек пытался регулировать эти отношения, сознательно или интуитивно ослабить нажим на окружающую среду или на какую–то часть её.
Природоохранительные мероприятия носили религиозный характер. Например, какие-то животные или растения брались под защиту – объявлялись священными и неприкосновенными, каких-то животных запрещалось убивать в определенное время или на определенных территориях. Религиозные запреты распространялись и на растения.
Многие приметы хотя и не имели под собой реальной почвы, но придуманы были для того, чтобы спасать полезных животных. Считалось, например, что если убить лягушку, то испортится погода, а если разорить гнездо ласточки – загорится дом. Всё это в немалой степени способствовало сохранению фауны и флоры, хотя культ животных и поклонения им часто принимало уродливые формы.
Но так или иначе, это довольно убедительные и отнюдь не малочисленные примеры того, как люди стремились по мере сил возможностей и понимания сберегать животных и растения, дать флоре и фауне в каких-то местах «передышку».
В далёком прошлом имелись не только стихийно появившиеся законы природопользования – существовали и государственные, издаваемые правителями стран. Таким был, например, закон царя Древнего Вавилона Хаммураби об охране лесов, изданный примерно за две тысячи лет до нашей эры.
В Европе подобные законы тоже принимались, но гораздо позже. Так, в середине VIII века было немало различных указов и декретов об охране лесов и отдельных животных. На Руси первым законом, вязанным с охраной природы, а конкретно – с охраной животных, пожалуй, называть «Русскую правду» Ярослава Мудрого – киевского князя, правившего в XI веке, речь шла об охране бобров.