net_ver (741432), страница 13
Текст из файла (страница 13)
Чрезмерный выпас домашнего скота тормозит естественное восстановление лесов. Права на выпас в лесных районах недостаточно регулируются. Недостаточность лесокультурных технических мероприятий сдерживает естественное возобновление. Запрет вырубки лесов ограничивает возможности санитарного обновления и вырубки старых и больных деревьев. В результате чего возрастная структура леса неоптимальная и для сохранения биологического разнообразия и для экономической деятельности. Комбинация неконтролируемой вырубки леса, сухого климата и антропогенного давления уменьшает возможности естественного восстановления площади лесов. Вдобавок, экологическое взаимоотношение лесов и лесных вредителей не сбалансировано, а осложняется неправильным использованием пестицидов. Это повлияло на качество и количество производимых лесоматериалов. Бесконтрольный сбор древесины для топлива увеличился с ростом бедности горного населения, и уменьшающейся надёжностью снабжения электроэнергией, что приводит к потере лесов, к снижению защиты почв и вод. Высокие рыночные цены на высококачественные лесоматериалы из ореховых, еловых и арчовых деревьев приводит к нелегальной вырубке. Неэффективное административное управление и несовершенное законодательство способствуют гибели лесов.
Многие из упомянутых проблем связаны с недостаточным вовлечением местных сообществ в управление лесными ресурсами. В советское время лесные ресурсы управлялись из центра, и сёла вокруг лесных ресурсов также управлялись централизованно. И в настоящее время мотивация у местных жителей быть вовлечёнными в управление лесами малая. У людей нет определённых долгосрочных прав на собственность лесных угодий и почти нет экономических стимулов. Государственное лесное агентство функционирует неэффективно при новых рыночных условиях. Управление нацелено вниз при недостаточной ответственности низов. Всё это приводит к неэффективному управлению лесными ресурсами.
Недостаёт как государственных, так и частных мелких местных предприятий по переработке леса и лесной продукции. В настоящее время отсутствует действенное законодательство, поддерживающее частные или государственные учреждения, перерабатывающие лесную продукцию.
Стратегия и цель сектора.
Устойчивость лесных экосистем является первостепенной целью государства для сохранения всех благ, предоставляемых лесами. Это значит, что необходимо поддерживать целостность природных лесов, их структуры, состава, экологических характеристик с учётом их особенностей относительной недоступности, хрупкости, средоточием биоразнообразия и пр.
Достижение данной цели не является чисто технической проблемой. Решение данной сложной проблемы вовлекает фермерские хозяйства (системы) и социально-экономический компонент, политические и государственные структуры. Цель может быть достигнута только тогда, когда выгоды лесов и их устойчивое использование перевесят издержки людей, живущих рядом или около них. Выгоды должны быть в равной степени распределены между теми акционерами, которые контролируют данную лесную территорию. Это является основой для любой осуществимой стратегии лесопользования.
Население, живущее рядом или имеющее относительно свободный доступ к лесным районам, должно быть активно вовлечено в управление этими горными ресурсами. Должно быть выработано осознание прямой и косвенной ценности леса и требований по его защите. Права и обязанности должны быть согласованы между государственным агентством по лесу и местным сообществом, при условии, что местные сообщества будут обладать соответствующими возможностями, влиять на управление лесами.
При существующих административных и законодательных условиях, эта финальная цель пока далека от воплощения в жизнь. Но все действия, изложенные ниже, должны быть использованы. Следует заметить, что полная приватизация лесов неуместна, хотя и рекомендуется перевести некоторые аспекты производства из Лесхоза сообществам и частным предприятиям. Правительственное агентство выполняет государственные контрольные функции, а местные сообщества должны быть заинтересованы в использовании и защите лесов.
Полный запрет рубки не является адекватным для развития национального лесного хозяйства и даже не является адекватным для защиты лесных ресурсов. Кыргызстан мог бы значительно сократить импорт леса из за рубежа, посредством рубки своего собственного леса, не только без вреда для лесных ресурсов, но и с увеличением производительности последних и с соблюдением принципов их устойчивого использования.
Возможные действия.
Система управления. Государственное Агентство по лесному хозяйству и лесхозы должны продолжать функционировать, приспособляясь к новым экономическим требованиям. Это уже началось благодаря поддержке Швейцарского проекта Lesic, который является первым лесным проектом в Центральной Азии.
Децентрализация структуры управления, планируемая Lesic, позволит отдельным лесхозам проводить независимую экономическую деятельность и сохранять основную часть дохода для повторного инвестирования в лесную деятельность. Все действия будут находиться под наблюдением центральной администрации.
Улучшенные методы лесного управления должны быть на вооружении управляющей системы. Критерии рациональной рубки леса и рационального снятия урожая других продуктов леса нуждаются в развитии. Старые заявления о рациональном производстве придавали значение только промышленной продукции лесов и не обращали внимания на использование других продуктов леса.
Выпас на территориях, которые больше не покрыты лесом, как и в самом лесу должен управляться и контролироваться лучше. Это невозможно без сотрудничества лесхозов с местными общинами.
Участие всех заинтересованных сторон в планировании использования лесных ресурсов должно поощряться. Это будет содействовать защите и эффективному осуществлению систем лесного управления. Так называемое лесное управление в сотрудничестве должно в дальнейшем быть поддержано не только как выбор экономически эффективного управления для лесхоза, но также для повышения интереса местного населения, так как это обеспечит занятость. Необходимо иметь легальную собственность на землю или права на её использование в зонах леса для индивида или групп, чтобы обеспечить долгосрочную выгоду от инвестиций в лесную деятельность.
Установление лесных лотов для общинного леса, топливного леса и агро-лесных технологий должны быть поддержаны либо в системе Лесхоза, либо для отдельных индивидов. Индивиды должны иметь долгосрочные легальные права на землю, для того, чтобы осуществлять посадки деревьев. Посадка деревьев является долгосрочным вложением, и она не будет предпринята, если человек не уверен в своих правах и правах его детей на землю в ближайшем будущем. Законодательство также нуждается в изменении, для разрешения контролируемых рубок.
Широкомасштабные посадки для достижения национальных целей должны управляться Государственным Лесным Агентством. Это же относится к защитным насаждениям против водных разливов (в зонах риска и эрозии, в районах высоких склонов и пр.). Надо стимулировать частные предприятия для посадок промышленного леса.
Для привлечения частных компаний необходимо законодательство, способствующее привлечению инвестиций и специально предусмотренные правила для долгосрочного инвестиционного потока в лесной сектор.
Предпосылками для развития плантаций являются хорошо функционирующие питомники в лесхозах или находящиеся в частном владении. Они должны снабжать преимущественно местными видами и, где уместно, снабжать экзотическими видами для лесопромышленных нужд.
Обработка и маркетинг материалов из дерева и не древесных продуктов нуждаются в дальнейшем развитии. Должна быть использована адекватная перерабатывающая техника, обеспечены благоприятные условия для кредитования, учреждены маркетинговые связи и развита эффективная правовая база. Если рынок доступен для леса и лесоматериалов, то рынок для таких лесных продуктов как ягоды, дикие фрукты и лекарственные растения нуждаются в интенсивной поддержке.
Защита национальных лесов, включая их биоразнообразие, не должна ограничиваться только охраняемыми территориями, но и должна быть побочным продуктом методов рационального использования. Ореховые леса в особенности нуждаются в защите, так как они являются уникальными в мире. Необходимо определить подходящие лесные районы, где специальное внимание уделить биоразнообразию. Эти леса нуждаются в продолжительном мониторинге, учитывающем эффект использования и их экологический статус.
3.6 Управление охраняемыми и неохраняемыми территориями.
Международные предпосылки.
В 1992 году Институт Мировых Ресурсов, IUCN – Всемирный Союз Заповедников и Программа охраны природы ООН, совместно с Организацией ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (FAO) и ЮНЕСКО опубликовали Глобальную стратегию сохранения природного многообразия: направления охраны, изучения и использования биологических ресурсов Земли (1992). В том же году, на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию, более 160 стран пришли к соглашению о принятии мер по сохранению биологического многообразия, подписав Конвенцию о биологическом многообразии. Та же конвенция выбрала документ «Агенда 21».
Эти документы признают, что все горные районы, затронутые цивилизацией, нуждаются в соответствующем управлении. Заповедный режим может и должен в значительной степени дифференцироваться в зависимости от природных и человеческих факторов. Модель сохранения биосферы, состоящей из центральных, буферных и промежуточных зон, - это модель, всё чаще применяемая и приобретающая всё большую значимость. Эта модель признаёт необходимость в различных уровнях защиты, и, с другой стороны, различной степени активности человека в каждой зоне охраняемой экосистемы.
Комплексные методы разумного определения ценностей живой природы на охраняемых территориях были предложены лишь недавно. Подобный анализ доходов и расходов и внерыночные способы оценки используются для количественного определения ценности природного многообразия. Положительные результаты такой оценки могут быть ясно видны на примере хорошо знакомых местностей. Тем не менее, даже при отсутствии количественных параметров достаточно ясно, что абсолютное многообразие даже внешне неприметных организмов имеет огромное значение для сохранения продуктивности и множества благ, обеспечиваемых всеми горными экосистемами.
Система охраняемых территорий в Кыргызстане.
Национальная система заповедников была унаследована от Советского Союза. В целом было образовано 86 охраняемых районов общей площадью в 777300 га, или 3,9% территории Кыргызстана. Существует 6 заповедников (строго охраняемых зон), 1 национальный парк, 5 природных заповедников, из которых абсолютное большинство расположено в горных местностях. В заповедниках запрещена любая экономическая деятельность. Каждый из них имеет специфические объекты охраны. Другие виды заповедных зон охраняются менее строго. Список всех охраняемых территорий включён в Стратегический план действий по охране биологического многообразия Кыргызстана.
Особо охраняемые природные территории.
Особо охраняемые лесные территории образуют природно-заповедный фонд Кыргызской Республики, который находится под особой охраной государства. Сюда включают леса разных категорий защищенности: государственные заповедники, государственные природные национальные парки, комплексные заказники, лесные заказники. На территории лесов расположены охотничьи и государственные заказники.
На сегодняшний день в Кыргызстане имеются 83 особо охраняемые природные территории (ООПТ) общей площадью 761.30тыс. га, что составляет 3.9% всей территории республики.
Существующая в стране сеть особо охраняемых территорий (ООПТ) включает в себя два национальных и четыре природных парка, шесть заповедников, 83 заказника, одну биосферную территорию – «Ыссык-Кёль».
Национальные парки.
Одна из основных задач национальных парков – организация туризма, не приносящего вреда природе. В национальных парках могут также быть взяты под охрану находящиеся на их территории памятники культуры и истории.
Национальный парк Ала-Арча.
Организация национального парка Ала-Арча – одна из наиболее значительных инициатив по охране природы в нашей республике. Парк создан в 1974 году с целью сохранения уникального для Кыргызстана природного образования древней реки Ала-Арча и ее окрестностей в интересах общества и будущих поколений. Протяженность парка по ущелью 15 км, при значительном перепаде высот - от 1500 до 2240 м. над уровнем моря.
Ала-Арчинское ущелье с величественными уникальными ландшафтами, большим количеством водопадов и скал, разнообразной флорой и фауной, здоровым климатом и большой суммой солнечных дней в году обладает потенциальными ресурсами для отдыха и восстановления здоровья людей.
Национальный парк Чон-Кемин.
В 1997 году в долине реки Чон-Кемин был создан Национальный парк, к которому Постановлением Правительства Кыргызской Республики отнесены почти все лесные хозяйства Кеминского района. Главная задача этого парка - сохранение уникальных ландшафтов и биогеоценозов с их разнообразием растений и животных, в первую очередь редких и исчезающих видов, к которым относится и знаменитый серпоклюв – ibidirhyncha struthersii, обитатель высокогорных галечниковых отмелей. Здесь его популяция самая многочисленная в Центральной Азии.
Чон-Кемин представляет собой уникальный по своей живописности и биоразнообразию природный комплекс, расположенный относительно недалеко от крупных населенных пунктов (Кемин, Чуй-Токмок, Бишкек) и сохранивший в то же время малонарушенные естественные ландшафты от полупустынь до снежников и ледников. Закрытая с трех сторон хребтами долина лежит в пределах высот 1400 - 2800 м. над уровнем моря. Самый низкий хребет – Кеминский, он отделяет Чон-Кемин от Кичи-Кемина. Высокогорье Заилийского и Кунгей Ала-Тоо, расположенное на высоте 2600 - 4700 м, является царством льда, вечных снегов, высоких вершин, узких гребней, карстовых озер. Здесь сосредоточены выходы кристаллических пород, гнейсов, порфиритов, базальтов, гранитов.