7671-1 (740833), страница 2
Текст из файла (страница 2)
4. б. В животноводстве.
Благодаря работам советских селекционеров в животновод-стве выведены ценные высокопродуктивные породы крупного ро-гатого скота- костромская , казахская белоголовая; овец- асканийская , красноярская , казахский архаромеринос и др. С помо-щью селекции получены каракульские овцы , дающие шкурки раз-личной окраски. В птицеводстве созданы линии , используемые для получения скороспелых гибридов мясного (бройлеры) и яич-ного направлений. Усииливаются работы по селекции новых ви-дов и пород животных , отвещающих требованиям индустриальных технологий животноводства. совершенствуются племенные и продуктивные качества скота и птицы.
5. Селекция в россии
5. а. Наследие царской России.
Началом научной селекции в России считается 1903 год , когда Д. Л. Рудзинский организовал селекционную станцию при Московском сельскохозяйственном институте (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева). Немного позднее были созданы другие опытные станции- Харьковская , Саратовская , Безенчукская , Одесская. Но работа на них велась очень вяло , медленно. В то же время начали появляться селекционеры- одиночки , которые и создали научную и практическую ба-зу для развития селекции в России.
5. б. Советская селекция после Октябрьской революции.
Больших успехов достигла селекция после Октябрьской революцции. Открытый Н. И. Вавиловым закон гомологических рядов в наследственной изменчивости , обоснованные им теория цент-ров происхождения культурныых растений , учение об исходном материале стали широко использоваться в селекционной практи-ке. В развитие генетических основ селекции животных крупный вклад внесли М. Ф. Иванов и П. Н. Кулешов. С именами Г. Д. Карпе-ченко и И. В. Мичурина связана разработка теории отдлаленной гибридизации , которую впоследствии развил Н. В. Цицин. Большой вклад внесли члены Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) , созданной после революции.
5. в. В годы ВОВ.
Сложившаяся обстановка в начальный период войны поста-вила наше сельское хозяйство в очень тяжелые условия:потеря богатейших житниц-сельскохозяйственных районов Украины , Северного Кавказа , части Центрально-Черноземных областей не могла не сказаться на валовом сборе сельскохозяйственных культур. Возникла настоятельная необходимость расширения посев-ных площадей и повышение урожайности всех сельскохозяйст-венных культур в районах Поволжья , Урала , Сибири , Средней Азии и Казахстана. А для этого необходимо было усилить в этих зонах работу научных учреждений по созданию сортов зерновых и других культур , разработке эффективных приемов их возделова-ния , обеспечивающих повышение урожайности и качества получа-емой продукции.
Для решения этих задач в первые годы войны из Москвы в Западную Сибирь (г. Омск) была эвакуирована Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина.
Ученые ВАСХНИЛ вместе с учеными Академии наук СССР , приехавшими в восточныерайоны нашей страны , провели боль-шую работу по выявлению пригодных для земледелия площадей в районах Поволжья , Урала , Сибири , Казахстана и Средней Азии. Летом 1941 г. было организовано земельных фондов Казахской ССР с целью выявления дополнительных ресурсов для раз-вития земледелия и животноводства в этой зоне.
Общее руководство этими работами осуществляли Л. И. Прасолов и И. П. Герасимов. Проведенные здесь работы позволили выявить в Казахстане дополнительные значительные массивы пахотных земель , помогли вовлечь в сельскохозяйственный оборот но-вые площади и определить наиболее эффективные агротехничес-кие мероприятия по их освоению.
Аналогичные работы были проведены в Узбекистане и дру-гих республиках Средней Азии. Большая заслуга в этом деле принадледлежит академику Д. Н. Прянишникову. Им было намечено для освоения 13 млн. гектаров земель находившихся под залежа-ми и перелогами. Освоение их позволило увеличить здесь производство зерна и других продуктов земледелия.
Большое практическое значение для районирования сельскохозяйственных культур в районах Западной Сибири имела составленная почвоведом профессором Омского сельскохозяйственного института , впоследствии академиком ВАСХНИЛ , К. П. Горшениным почвенная карта этой территории.
Ученые ВАСХНИЛ разрабатывали также применительно к особенностям отдельных районов Урала , Сибири , Казахстана и Средней Азии эффективные приемы семеноводства и агротехни-ки с целью получения в этих районах высоких уражаев масличных , кормовых культур , сахарной свеклы , картофеля.
Большую работу вели ученые-селикционеры , создавая для восточных районов страны новые высокопродуктивные сорта культурных растений.
Селекционеры ВАСХНИЛ совместно с учеными Сибирского НИИ зерного хозяйства создали ряд ценных сортов зерновых , кормовых и других культур. Здесь , в частности , селикционерами Л. В. Катиным-Ярцевым и Л. И. Ивановым бали выведены три новых сорта картофеля , эффективных для возделования в условиях Сибири. В 1942 г. Наркомземом эти сорта были рекомендованы для Омской и Новосибирской областей и Алтайского края. Сорта отличались высоким содержанием крахмала , устойчивостью к засухе и пониженным температурам. Урожайность их была выше на 20% районированных раньше сортов.
В годы войны известный селикционер нашей страны А. П. Шехурдин , работая в Институте зерногого хозяйства Юго-Востока (город Саратов) , создал новые сорта яровых пшениц , которые в условиях засушливого Поволжья превышали по урожайности ра-нее районированые сорта на 2-3 ц/га. Пшеница этих сортов зани-мала большие площади в заволжских районах Саратовской и Волгоградской областей.
Сотрудник того же института А. А. Краснюк , в последующем член-корреспондент ВАСХНИЛ , создал знаменитую озимую рожь Волжанку , урожай которой на 2. 7 ц/га превышал урожаи районированных ранее сортов. Кроме того , А. А. Краснюк впервые в мире получил многолетние кормовые высокопродуктивные житняковопырейные гибриды , обладающие высокой кормовой ценностью.
Созданные академиком ВАСХНИЛ П. И. Лисицыным сорта озимой ржи в 1944 г. высевались на больших площадях (более 4 млн. гектаров) и давали ценное продовольственное зерно. Выдающийся ученый-селикционер академик В. С. Пустовойт , работая в годы войны в Казахстане , вывел ценные сорта подсолнечника , которые к концу войны в производственных посевах занимали свыше 200 тыс. гектаров в Саратовской , Волгоградской и Оренбургской областях. Селикционер по масличным культурам В. К. Морозов в Институте зернового хозяйства Юго-Востока в 19411943 гг. создал новый сорт подсолнечника с выходом масла из семян на 4-6% больше , чем у сортов , широко распространен-ных в то время в зоне Поволжья.
Директор Грибовской селекционной овощной станции (под Москвой) Е. И. Ушакова и селекционер этой станции А. В. Алпатьев , успешно работали над созданием новых сортов овощных культур.
В 1943 г. на этой станции было получено 12290 кг. элитных семян 64-х различных сортов овощных растений.
Рассказывая о труде селекционеров ВАСХНИЛ в годы Великой Отечественной войны , хотелось бы несколько подробней остановиться на работе наших выдающихзся ученых-П. П. Лукьянен-ко , В. П. Кузьмина , Н. В. Ремесло.
Павел Пантелеймонович Лукьяненко перед началом войны был заместителем директора Краснодарской селекционной стан-ции. В начале 1942 г. после смерти директора станции М. В. Свитнева все заботы легли на плечи П. П. Лукьяненко. Трудно было работать в те годы на станции:мало было помощников , не хватало материальных средств , транспорта. А нужно было вести исследования , сеять , убирать урожай с селикционных посевов , очищать , сушить семена , засыпать их в мешки и убирать на склады. Ученый тщательно следил , чтобы не перепутали , не смешали сорта , что-бы ни один килограмм ценного селекционного материала не пропал. Иначе нельзя было. Нерелко за килограммом тех или иных се-мян стоял многолетний труд самого ученого и его коллег. Может быть , тем семенам пшеницы , кукурузы , ячменя или трав и цены нет , они во сто крат дороже золота. Не зря говорят , что крошка хлеба всегда перетянет крошку золота.
Когда враг подошел к Краснодару , стало очевидно , что стан- цию нужно эвакуировать. Погрузив на повозки все наиболее цен-ное имущество станции , и прежде всего селекционный материал- семена , исходные формы будущих новых сортов , -сотрудники станции и П. Лукьяненко с семьей-женой и пятилетней дочерью отправились в далекий Казахстан. Шестнадцатилетний сын
П. Лукьяненко , комсомолец , остался в Краснодаре , и о его судьбе родители долго ничего не знали.
Через три месяца трудного пути прибыли в Алма-Ату , поселились в полаточном городке , и снова началась упорная работа селекционеров.
В начале 1943 г. П. П. Лукьяненко вернулся в освобожденный от фашистских оккупантов Краснодар. И здесь узнал: в день освобождения города , 12 февраля 1943 г. , вместе с двенадцатью товарищами , боровшимися с врагом , фашисты расстреляли его сына- Геннадия Лукьяненко.
Утрата была тяжелая. Но нужно было работать.
После возвращения коллег и семьи из Казахстана начали восстанавливать хозяйство станции , приводить в порядок плуги , бороны , сеялки. Радоволо и ободряло то , что главное богатство станции- селекционный материал- удалось спасти. Можно было , не теряя времени , начинать работу. Родине нужен был хлеб. Хлеб для армии , хлеб для народа. Каждый пуд хлеба- удар по врагу.
П. П. Лукьяненко вплотную начинает работать над созданием неосыпающейся и неполегающей пшеницы. Это была очень важ-ная задача. Обычные сорта пшеницы требуют своевременной уборки и , значит , много рабочих рук: если какой-то участок оста-нется неубранным , пшеница на нем перестоит и пшеница на нем осыпется. Создание сортов неосыпающейсяч пшеницы позволит производить уборку постепенно , не опасаясь потерять урожай , и обходиться небольшим числом работников , что было важным обстоятельством в годы войны. То , что неосыпающаяся пшеница существует в природе , П. П. Лукьяненко знал.
Издавна неосыпающуюся пшеницу выращивали в Казахста-не кочевники- скотоводы. Они получили сорта такой пшеницы пу-тем случайного отбора. Вблизи своих стоянок скотоводы обычно высевали пшеницу , а сами уходили со стадами скота на летние пастбища и к стоянкам возвращались только поздней осенью. К этому времени пшеница не только успевала созреть , но и перестаивала на корню. В результате все неустойчивые растения теряли зерно и оставались только неосыпающиеся. Зерно этих расте-ний и использовалось для питания , последующего посева и размножения. Так за многие годы создавались не осыпающиеся сор-та.
Преступая к работе по созданию не осыпающихся сортов , П. П. Лукьяненко пересмотрел все имеющиеся на станции гибрид-ные линии пшениц и отобрал из них формы , наиболее устойчивые к осыпанию и полеганию. Работая с этими гибридами , П. П. Лукьяненко с сотрудниками вывели ценные сорта озимой пшеницыКраснодарка , Новоукраинка-83 , у которых зерно в колосьях держится до самой осени. Прибавка урожая от новых сортов достига-ла 80 ц/га. Сорта эти относятся к сильным пшеницам , т. к. зерно их обладает высокими мукомольными и хлебопекарными свойства-ми.
Сорта Краснодарка и Новоукраинка-83 в годы войны и в первое послевоенное время занимали на Кубани большие площади. Они давали высокие устойчивые урожаи. Страна в годы войны тольго за счет этих сортов дополнительно получила миллионы пудов хлеба. Это был весомый вклад ученого в разгром врага , в Победу.
В послевоенные годы П. П. Лукьяненко создал высокоурожайные сорта озимой пшеницы: Краснодарская-622/2 , Новоукраинка-84 , Скороспелка-3б , Безостая-4. Улучшая Безостую-4 , ученый вы-вел новый , знаменитый ныне сорт озимой сильной пшеницы Бе-зостая-1 , резко отличающейся от всех своих предшественников низкорослостью , крупным многоцветковым колосом и урожайностью 60-80 ц/га.
Вдохновенным и плодотворным бал труд П. П. Лукьяненко , выдающегося селекционера , академика АН СССР и ВАСХНИЛ , дважды Героя Социалистического Труда , лауреата Ленинской и Государственной премии. Его дело достойно продолжают многочисленные ученики. Краснодарская селекционная станция преобразо-вана в Краснодарский научно-исследовательский институт сельс-кого хозяйства имени П. П. Лукьяненко , ставший в наше время всемирно известным селекционным учереждением.
В годы Великой Отечественной Войны с полной отдачей сил-на благо Родины , во имя победы над врагом трудился в то время мало еще известный селикционер Валентин Петрович Кузьмин.
В. П. Кузьмин начинал свою научную деятельность на Тулунс-кой селекционной станции Восточной Сибири , затем работал во Всесоюзном институте растениеводства в Ленинграде под руководством Николая Ивановича Вавилов. Институт в то время начинал сбор растений со всего земного шара , и В. П. Кузьмин в составе различных экспедиций изъездил долины , горы и пустыни всей Центральной Азии. Знания , полученные им в этих экспедициях , оказались весьма полезными в его работе на Шортангинской опытной станции в Северном Казахстане в военные и после воен-ные годы. В самом начале войны ученый поставил задачу- создать сорта , способные произрастать в Центральном и Северном Казахстане , где наличие влаги ниже всякой нормы , а засуха превосходит всякие нормы , где ранние заморозки в конце лета нередко губят все посевы. Задача была не из легких. Да и времени на это было отпущено очень мало.
Некоторый опыт создания высокоурожайных сортов , пригод-ных для возделования в суровых условиях Северного Казахстана , у В. П. Кузьмина уже был. Еще до войны он создал сорт яровой пшеницы Акмолинка-1 , который превзошел по урожайности местные сорта этой культуры. Этот опыт пригодился ученому при решении новой задачи.
В. П. Кузьмин , отобрав в качестве исходных форм высокоурожайные сорта украинских озимых пшениц и хорошо приспособленные к суровым условиям Казахстана местные сорта пшениц , начал работу над созданием сортов , в которых сочетались бы высокоурожайность , засухоустойчивость , холодостойкость , скороспелость , устойчивость к полеганию (низкорослость) , неосыпаемость , хорошая вымолачиваемость зерна из колоса.