1248-1 (740701), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Россия вполне обеспечена сырьевыми и энергетическими ресурсами, имеет все возможности для самообеспечения продовольствием, имеет достаточные, на текущий момент, трудовые ресурсы. Основная зависимость от внешних связей - это потребность в высокотехнологичной продукции: как в сфере средств производства, так и в сфере предметов потребления. Причем эта зависимость значительно увеличилась за последние годы.
Народное хозяйство СССР не было сбалансировано. Но был приемлемый баланс существовал в рамках СЭВ. При этом СССР специализировался в машиностроении, включая вооружение, а на другие страны СЭВ приходилась основная доля производства товаров народного потребления. Именно разрушение СЭВ стало основной причиной экономического кризиса 1990-1992 гг. Поэтому если говорить о путях уменьшения зависимости от доходов, связанных с экспортом сырья, то основным путем следует назвать создание импортзамещающих производств. Причем, как показал анализ использования прибыли нефтедобывающих компаний за 2003 г., проведенный Министерством промышленности и энергетики России частный сектор не в состоянии "переварить" и диверсифицировать валютную выручку [23]. Поскольку сейчас государство изымает значительную часть сверхприбыли сырьевых компаний через таможенные пошлины логично предположить, что часть этого дохода должна служить целям инвестирования в приоритетные сферы промышленного производства, снижая уже упомянутую импортную зависимость. Не отрицая концептуальных преимуществ рыночной экономики нельзя не согласиться с тем мнением, что взлёты глобальной конкурентноспособности России приходятся на периоды эффективного вмешательства государства в экономику страны, в организацию эффективного взаимодействия регионов [22, с. 31].
Выбор этих приоритетных отраслей - тема отдельного внимательного рассмотрения. Тем не менее, в порядке инициативы можно внести следующие предложения. Во-первых, это микроэлектроника, включая производство компьютеров и комплектующих. Важным направлением является развитие автомобильной промышленности на качественно новом уровне, но не по "отверточной технологии" (сборка изделия из готовых компонентов является по сути предпродажной подготовкой, поэтому её (сборку) нельзя относить к производству), примеры чего демонстрируют сейчас в России многие зарубежные компании, а, опять-таки, включая производство важнейших компонентов, прежде всего двигателей. Другим направлением может стать поддержка авиационной промышленности. Здесь также важное значение имеет совершенствование двигателей, приведение их в соответствие со стандартами ЕС. Государство может оказать содействие в увеличении доступности новых самолетов, используя государственные лизинговые компании для закупок отечественной продукции. С позиций энергосбережения важным направлением является повышение экономичности работы насосов и электродвигателей (в России в 2001 г. ВВП составлял 70% к уровню 1990 г., а потребление электроэнергии - 80% [25], т.е. энергоёмкость ВВП возросла на 15%.). Резервируя изымаемую сверхприбыль в стабилизационном фонде, Министерство финансов РФ сдерживает темпы инфляции, что конечно верно. Но следует обратить внимание, что приобретение за рубежом средств производства также не должно приводить к увеличению уровня инфляции и развитию "голландской болезни", которая связана с импортом предметов потребления.
К другим экономическим критериям можно отнести:
3.2. Показатели, характеризующие расслоение общества по уровню доходов.
3.3. Энергоемкость валового внутреннего продукта (ВВП).
3.4. Соотношение между денежной массой и валютными резервами.
3.5. Доля налоговых отчислений в ВВП.
3.6. Отношение государственного долга (с разделением на внешний и внутренний) к ВВП.
3.7. Уровень инфляции.
Объем данной статьи не позволяет обсудить все предлагаемые критерии. Поэтому остановимся на золотовалютных резервах ЦБ России, поскольку данная тема стала весьма актуальной. До сих пор финансисты не дали ответа на вопрос: каким должно быть соотношение между рублевой массой и валютными резервами ЦБ? Можно высказать предположение, что обеспечение баланса между ними, исходя из паритетного курса рубля, является чрезмерным требованием. Но резервы должны быть достаточными для того, чтобы противостоять, как стихийным колебаниям рынка, так и массированным интервенциям крупных финансовых спекулянтов. В последнем случае вполне уместными являются также административные меры.
Замораживая доходы ЦБ, мы меняем нефть на бумагу, которую в США могут напечатать в любом количестве. К возможным направлениям использования резервов ЦБ, наряду с выплатой внешнего долга, можно отнести их использование для создания государственных материальных резервов. При этом сама деятельность государства в области закупок/продаж является очень важным инструментом регулирования цен как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Может быть более эффективным, чем административное вмешательство.
Межнациональная и межгосударственная конкуренция является одним из главных препятствий на пути к устойчивому развитию в глобальном масштабе. Глобализация, сглаживая межнациональные противоречия, способствует повышению устойчивости [24]. Но, с другой стороны, высокая подвижность международного капитала снижает потенциальную устойчивость на местном, региональном и национальном уровнях. По мнению экспертов Фонда Генриха Бёля [26] в настоящее время идет глобализация интересов богатых, в то время как носителями национальных (локальных) интересов выступают бедные. Выстраивается своеобразная пирамида, верхушку которой занимают владельцы и топ-менеджеры фирм и корпораций, чей бизнес не имеет национальных ограничений, и обслуживающие их интересы политики, журналисты и другие лица (всего около 100 тыс. чел.) [27, с. 18].Поэтому ограничение межгосударственной конкуренции, при одновременном ограничении подвижности капиталов и признании права национального суверенитета на природные ресурсы, является одним из важнейших условий обеспечения устойчивости на национальном уровне.
В заключении данного раздела целесообразно коснуться вопросов европейской интеграции в рамках Европейского Союза (ЕС). Выше было отмечено, что включение в НАТО стран центральной и восточной Европы является формой аннексии. Аннексии не в интересах конкретного национального государства, а в интересах групп международного капитала, политика которых может быть в определённой степени быть "материализована" как политика конкретного национального правительства. Расширение НАТО и расширение ЕС идут параллельно. В отличии от классической военной аннексии современная аннексия не сопровождается экспроприацией материальных ценностей побеждённой стороны. Их отчуждение происходит в форме выкупа акционерного капитала. И выкуп "контрольного пакета" национальной экономики является необходимым условием для вхождения новых членов в ЕС и НАТО. Поэтому ответ на вопрос: когда сможет стать членом ЕС и НАТО Россия? - прост: когда европейским транснациональным корпорациям (ТНК) удастся установить контроль над экономикой России. Задача эта достаточно сложная и решить её в лоб, как в случае небольших государств, невозможно. Способствовать этому могут в частности такие мероприятия, обсуждаемые в России на самых различных уровнях, как реформирование (раздробление) естественных монополий (РАО ЕЭС России, ОАО "Газпром", ОАО РЖД) и превращение России в конфедерацию. Достижению тех же целей служит активное привлечение в Россию зарубежных инвестиций при одновременном сдерживании инвестиций отечественных.
Возвращаясь к ЕС хотелось бы отметить, что в настоящий момент мы наблюдаем переход от торгового объединения равноправных партнёров в квазигосударству, своего рода либеральной империи. Но в империи не может быть равноправия между метрополией и периферией. Конституция объединенной Европы предусматривает, что она может вступить в действие, если её ратифицирует 80% участников, т.е. 20 и 25 стран. Оставшиеся 5 стран, подписавшие, но не ратифицировавшие конституцию, смогут одновременно пользоваться преимуществами, которые даёт им конституция, и не выполнять противоречащие национальным интересам обязанности. На статус привилегированных стран вполне обоснованно претендуют Франция, Нидерланды, Дания, Швеция и Англия. Характерно, что Германия не смотря на всю свою экономическую мощь оказалась в другой группе стран. Причина этого в том, что большая часть промышленного потенциала Германии Германии не принадлежит.
4. Социальные критерии.
К социальным критериям можно отнести:
4.1. Реальные доходы населения.
4.2. Бюджетная обеспеченность.
4.3. Демографические показатели (продолжительность жизни, рождаемость, смертность, возрастная структура).
4.4. Показатели здоровья.
4.5. Занятость населения.
4.6. Наличие смысла жизни.
4.7. Осознание населением экологических проблем.
4.8. Готовность населения на самоограничения по экологическим причинам.
Доходы населения являются важнейшим показателем, от которого зависят многие другие обстоятельства. Например, Всемирная организация здравоохранения отводит доходам первую позицию среди факторов, от которых зависит здоровье населения. С другой стороны, распространенная процедура приведения доходов к долларовому эквиваленту, в особенности, с использованием рыночных курсов не дает реального представления о степени социальной устойчивости системы. Долларовый эквивалент важен для оценки покупательной способности населения в отношении товаров, производимых ТНК. Реальные доходы населения на конкретной территории необходимо сравнивать с [1]: (1) прожиточным минимумом (нижняя граница - далее начинается физическая и нравственная деградация людей) и (2) социальным стандартом (верхняя граница - далее резко снижается мотивация к труду). Именно доходы в этих границах обеспечивают социальную устойчивость общества.
На первый взгляд эфемерным критерием является "наличие смысла жизни". Его введение логично следует из определения устойчивого развития на основе понятия "счастья", потому что стремление к счастью является основным мотивом, определяющим поведение человека [28]. Но данный критерий имеет и практическое значение. От настроений в обществе, его менталитета зависят направленность поведения людей и принимаемых решений [29]. По мнению ряда исследователей [30, 31] именно социальная агрессивность и социальная апатия (т.е. отсутствие смысла жизни) являются основными причинами высокой смертности населения в странах СНГ.
Хотя в процесс деиндустриализации в странах Западной Европы зашел достаточно далеко, они оказываются не в состоянии обеспечить воспроизводство рабочей силы, необходимой для обеспечения внутренних потребностей, и привлекают ее из-за рубежа. Причинами этого являются как отрицательный естественный прирост населения, так и нежелание коренного населения выполнять определенные работы, не соответствующие их культурному уровню. По мнению автора, изменение демографической структуры является одним из важнейших факторов, дестабилизирующих страны Западной Европы.
Главной причиной, определяющей депопуляцию коренных этносов развитых стран, является широкое вовлечение в общественную, в т.ч. в экономическую, деятельность женщин.
В этой связи весьма показательна динамика демографических показателей в Китае (см. рис. 1) [32, с. 18]. Вызванный культурной революцией резкий спад рождаемости был очень быстро преодолен, поскольку она не изменила социальную психологию основной массы населения. И лишь в ходе социально-экономических преобразований 80-тых годов произошло сокращение прироста населения. Поэтому нельзя говорить о том, что абсолютная величина доходов является причиной низкой рождаемости в России. Спад рождаемости стал следствием воздействия на протяжении ряда лет "шоковой терапии".
Для простого воспроизводства населения на каждую женщину должно приходиться два ребенка. Для удовлетворения инстинкта материнства женщине, при условии ее вовлечения в общественную жизнь, оказывается достаточно одного ребенка. Приостановить депопуляцию можно только вернув женщину в семью. Но этот процесс, трудный сам по себе, будет иметь отрицательные экономические последствия. Таким образом, коренные этносы развитых стран оказались между вымиранием с одной стороны и экономическим кризисом с другой стороны. Проблема данного выбора в настоящий момент не только не осмыслена, но и не осознана.
Обратимся теперь к России. За годы экономических реформ в стране произошло значительное сокращение рождаемости и увеличение смертности. В целом за период между переписями населения, с 1989 по 2002 г. естественная убыль населения в России составила 7,4 млн. чел. Она, однако, была скомпенсирована положительным балансом миграции - +5,6 млн. чел. Так что общее снижение численности составило всего 1,8 млн. чел., а численность трудоспособного населения за счет миграции даже возросла на 5,3 млн. чел. [8]. Все это ослабило внимание общественности и руководства страны к демографической проблематике. А между тем за эти годы резко изменилась возрастная структура населения: численность в группе до 9 лет уменьшилась с 23,4 млн. чел. в 1989 г. до 13,3 млн. чел. в 2002 г. [8] (см. рис. 2). Это означает такое же резкое сокращение репродуктивной группы через 15-20 лет и новый обвал в рождаемости. Важность данной проблемы осознана на государственном уровне лишь частично. Так в Проекте Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы), подготовленном Министерством экономического развития и торговли [33], ограничились лишь констатацией проблемы, не предложив ни каких мер по её преодолению.















