ECOLOGY (740560), страница 2
Текст из файла (страница 2)
редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;
подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;
отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
_______________________________________________________* Преамбула к Федеральному Закону “О животном мире” от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ
естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
Следует отметить что объектом животного мира являются дикие животные и их популяции. Не могут быть объектами животного
мира домашние животные. Объекты животного мира изъятые из среды обитания в установленном порядке (например, содержащиеся в зоопарках) могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством, указанным Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.
Особенным правовым статусом среди природных ресурсов обладают особо охраняемые территории. Под такого вида природным объектом подразумеваются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства на ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые территории относятся к объектам общенационального достояния, следовательно они не могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц.
В соответствии с п.6 ст.2 Федерального Закона “Об особо охраняемых природных территориях” от 15 февраля 1995 г. № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное и местное значение. От этого зависит собственник данных территорий. Территории федерального значения являются федеральной собственностью, регионального значения - собственностью субъектов Федерации и, соответственно, местного значения являются собственностью муниципальных образований. При этом территории государственных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми территориями местного значения (п.7 ст.2).
Территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов. Территории местного значения определяются в порядке, установленном нормативно правовыми актами субъектов РФ.
III. Основными субъектами права собственности на природные ресурсы, закрепленными Конституцией РФ, являются государство, в лице Федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, муниципальные образования, а также граждане и их объединения. право собственности каждой из этих групп собственников в равной степени защищается Конституцией *, однако наибольшими правами в этой области обладает государство. Это обусловлено тем. что в масштабах страны. при условии. что земля и природные ресурсы являются общенациональным достоянием и охраняются как основа жизнедеятельности народов ее населяющих, невозможно рациональное использование природных ресурсов силами местного самоуправления и тем более отдельных граждан.
Для эффективного управления и использования природных ресурсов государство обладает наибольшим количеством полномочий
По сути государство само, путем издания нормативных правовых актов определяет круг своих полномочий по распоряжению природными ресурсами, при этом учитывая рациональность тех или иных видов природопользования. Государство устанавливает также привила природопользования и для остальных субъектов права собственности. Так. например, собственник земельного участка обязан рационально его использовать с учетом целевого назначения.
Государственная собственность на природные ресурсы подразделяется, в свою очередь, на Федеральную собственность и собственность субъектов Федерации. Данный раздел собственности происходит, в основном, по значимости объекта. Так п.1 Указа Президента РФ “О федеральных природных ресурсах” от 16 декабря 1993 г. № 2144 гласит: “Считать целесообразным в соответствии с _______________________________________________________
* В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п.2 ст.8 Конституции РФ).
действующим законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их
общегосударственного значения”. Исходя из этого принципа к природным ресурсам отнесенным к Федеральной собственности относятся:
земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;
земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно - оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты.
В соответствии с Конституцией за муниципальными образованиями признается право собственности на природные ресурсы. Федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (в ред. от 17 марта 1997 г.) в п. 1 ст. 29 также указывает, что в состав собственности органов местного самоуправления входят муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. В данном случае природные ресурсы служат для удовлетворения нужд данного конкретного муниципального образования. И хотя полномочия данной группы собственников сильно ограничены по с равнению с правом государственной собственностью, что связано прежде всего с ограниченностью муниципальных образований в финансовом и территориальном отношениях, органам местного самоуправления предоставляются относительно обширные полномочия по распоряжению своим имуществом, в том числе и природными ресурсами. Так в соответствии законом органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
До недавнего времени в Российской Федерации не существовала частная собственность ни как экономическая категория, ни как юридическая. А тем более частная собственность на землю и другие природные ресурсы. в настоящее время этот пробел восполнен Конституцией и рядом Указов Президента.
Рассматривая частную собственность следует отметить, что частными собственниками, в основном, движут экономические интересы использования соей собственности. К сожалению, в настоящее время у частных землевладельцев присутствует низкая культура землепользования, и многие из них действуют по принципу: “после меня хоть трава не расти”. Во избежание нанесения недобросовестными собственниками непоправимых последствий окружающей среде законодательство максимально возможно регламентирует порядок использования природных ресурсов (рациональное использование в соответствии с целевым назначением) и совершения различных сделок (нотариальное удостоверение, государственная регистрация).
Соответственно объем полномочий по использованию природных объектов у данной группы собственников значительно ниже чем у государства и муниципальных образований.
Задача.
В конституционный Суд РФ поступил запрос одного из субъектов Федерации о противоречии положений статей 31 ч.1, 33 ч.2 и статьи 36 Водного Кодекса РФ статьям 71 и 72 Конституции РФ. В запросе утверждается, что новое законодательство нарушает право субъекта Федерации, заведомо исключая из его ведения практически все водные объекты, расположенные на его территории.
В Постановлении Конституционного суда следует указать следующее:
1. В статье 31 ч.1 Водного Кодекса установлено, что содержание права собственности на водные объекты определяется гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с п. “е” ст. 71 в ведении российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития.
Такого рода основные положения, как правило. содержаться в Федеральных Законах. которым и является Водный Кодекс. В то же время п. “о” ст. 71 Конституции РФ относит принятие гражданского законодательства также к исключительному ведению Российской Федерации.
К тому же, как указано в вышеприведенной статье Водного Кодекса, применение гражданского законодательства в отношении прав собственности на водные объекты ограничивается применением самого Кодекса. Следовательно положение указанное в статье 31 ч.1 Водного Кодекса не противоречат статье 71 Конституции РФ.
2. Положение указанное в статье 31 ч.1 Водного Кодекса не противоречат также и положениям статьи 72 Конституции РФ т.к. под совместным ведением в области принятия, согласно п. “к”, водного законодательства следует понимать не буквальное совместное принятие общих законов, а более детальную нормотворческую деятельность органов власти субъектов Федерации, основанную на Федеральных Законах и не противоречащую им. То же положение указывается в статье 2 Водного Кодекса.
3. Статья 33 ч.2 водного Кодекса указывает, что водный объект не может одновременно находиться в собственности нескольких субъектов права государственной собственности. Данное положение не противоречит ст.72 Конституции РФ, а точнее п. “в” данной статьи, который указывает на то. что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. В данном случае следует разграничить понятие собственности на водные объекты и понятие совместного решения вопросов владения, пользования и распоряжения объектами. Так в соответствии со ст. 36 ч.2 управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство Российской Федерации. Часть полномочий по управлению федеральной собственностью на водные объекты Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Кодексом может передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данное положение ст. 36 водного Кодекса следует понимать как совместное решение вопросов владения, пользования и распоряжения объектами.
4. Статья 36 Водного кодекса определяет Федеральную собственность на водные объекты. В соответствии с п. “д” ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Отсюда следует, что Российская Федерация вправе иметь собственность. В то же время ни ст.71, ни ст. 72 не содержат запрета на нахождение каких либо водных объектов в составе федеральной собственности. Кроме того, перечень водных объектов обозначенные в ст. 36 Водного Кодекса ввиду своего местоположения, а также значимости для государства и общества попадают в ведение Российской Федерации согласно ряду положений ст.71 конституции РФ. Статья 36 Водного Кодекса относит к федеральной собственности те объекты, собственника которым определить из субъектов Федерации невозможно из-за нахождения данных водных объектов на территории более чем одного субъекта Федерации.
С учетом всего вышеизложенного следует признать положения, содержащиеся в статьях 31 ч.1, 33 ч.2 и 36 соответствующими Конституции РФ.
Перечень используемой литературы.
Конституция РФ
Гражданский Кодекс РФ
Водный Кодекс РФ