160479 (737972), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Кейнсианская теория регулируемой валюты возникла под влиянием мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда обнаружилась несостоятельность идей неоклассической школы, выступавшей за свободную конкуренцию и невмешательство государства в экономику. В 50-60-е гг. кейнсианство заняло господствующее положение в западной экономической науке. В противовес теории валютного курса, допускавшей возможность автоматического его выравнивания, на базе кейнсианства была разработана теория регулируемой валюты, которая представлена двумя направлениями.
Первое направление - теория подвижных паритетов, или маневрируемого стандарта,- разработано И. Фишером и Дж. М. Кейнсом. Американский экономист Фишер предлагал стабилизировать покупательную способность денег путем маневрирования золотым паритетом денежной единицы. Его проект «эластичности» доллара был рассчитан на золотую валюту. В отличие от Фишера Кейнс защищал эластичные паритеты применительно к неразменным деньгам, так как считал золотой стандарт пережитком прошлого. Его рекомендации снижать курс национальной валюты в целях воздействия на цены, экспорт, производство и занятость в стране, для борьбы за внешние рынки были использованы Великобританией и другими странами с 1930-х гг.
Второе направление - теория курсов равновесия, или нейтральных курсов, - подменяет паритет покупательной способности понятием «равновесие курса». По мнению западных экономистов, нейтральным является валютный курс, соответствующий состоянию равновесия национальной экономики. Рассматривая валютный курс лишь как воплощение меновых пропорций, зависящих от спроса и предложения валюты, авторы на основе взаимосвязи разных факторов строят системы уравнений для оценки изменений курсовых соотношений под их влиянием. На этой основе появились новые теории:
-
рациональных ожиданий операторов валютного рынка, которая анализирует влияние их поведения (купля или продажа определенной валюты) на курсовые соотношения;
-
чрезмерно повышенной реакции валютного курса на экономические события;
-
гипотезы «новостей» как курсообразующего фактора;
-
концепция портфельного баланса, которая учитывает влияние усиливающегося международного движения капиталов, в частности портфельных инвестиций на валютный курс.
Теория нейтральных валютных курсов подчеркивает влияние на курс также факторов, которые не всегда могут быть измерены. В их числе таможенные пошлины, валютная спекуляция, движение «горячих» денег, политические и психологические факторы.
Теория ключевых валют
Исторической почвой возникновения этой теории явилось изменение соотношения сил в мире в пользу США на базе усиления неравномерности развития стран. В итоге второй мировой войны США заняли господствующее положение в мировом производстве, международной торговле, накопили огромные золотые резервы. В то же время экономика большинства стран Западной Европы, Японии была подорвана войной, ослабли позиции их валют, сократились золото валютные резервы. Господствовал «долларовый голод» нехватка долларов у стран Западной Европы и Японии. Представители теории ключевых валют - американские экономисты Дж. Вильямс (автор этого термина, появившегося в 1945 г.), А. Хансен, английские экономисты Р. Хоутри, Ф. Грэхем и др.
Сущность данной теории заключается в стремлении доказать:
1) необходимость и неизбежность деления валют на ключевые (доллар и фунт стерлингов), твердые (валюты остальных стран «группы десяти» и «мягкие», или «экзотические», валюты, не играющие активной роли в МЭО;
2) лидирующую роль доллара в противовес золоту (по их оценке, доллар («не хуже, а лучше золота»);
3) необходимость ориентации валютной политики всех стран на доллар и поддержки его как резервной валюты, даже если это противоречит их национальным интересам.
Преемственность теории ключевых валют с теорией регулируемой валюты проявляется в том, что ДЖ. М. Кейнс еще в начале 20-х гг. ХХ в. выступал за мировую валютную систему, основанную на двух регулируемых валютах - фунте стерлингов и долларе. Однако, защищая интересы Великобритании, которая постепенно утрачивала лидирующую роль в валютных отношениях, Кейнс критиковал еще в 1923 г. стремление США установить долларовый стандарт.
Теория ключевых валют отражает политику гегемонии доллара в противовес золоту. Американский экономист Ф. Нуссбаум назвал доллар «богом валют», выдающейся валютой, которая вытеснила золото. Х. Обрей утверждал, что валютная стабилизация в мире зависит от доллара как лидирующей валюты. А. Хансен выступал за демонетизацию золота и создание регулируемой мировой валютной системы, которая должна базироваться на долларе. Эта идея оказала влияние на эволюцию мировой валютной системы, обоснование принципов Бреттонвудской системы, которая базировалась на золоте и двух резервных валютах, обязывала страны - члены МВФ проводить валютную интервенцию в целях поддержки доллара, освободив США от этой заботы.
Кризис Бреттонвудской системы обнажил несостоятельность утверждений о превосходстве доллара над другими валютами. Американская валюта оказалась такой же нестабильной, как и другие национальные неразменные кредитные деньги. С 1960-х гг. в связи с относительным ослаблением позиций США в мировой экономике «долларовый голод» сменился «долларовым пресыщением», началось ослабление лидирующих позиций доллара и он дважды был девальвирован (1971 и 1973 гг.).
Теория фиксированных паритетов и курсов
Сторонники этой теории (Дж. Робинсон, Дж. Бикердайк, А. Браун, Ф. Грэхем) рекомендовали режим фиксированных паритетов, допуская их изменение лишь при фундаментальном неравновесии платежного баланса. Опираясь на экономико-математические модели, они пришли к выводу, что изменения валютного курса - неэффективное средство регулирования платежного баланса в связи с недостаточной реакцией внешней торговли на колебания цен на мировых рынках в зависимости от курсовых соотношений. Эта теория оказала влияние на принципы Бреттонвудской системы, основанной на фиксированных паритетах и курсах валют. Предшественниками данной теории были номиналист Г. Кнапп и его последователи. Они выдвинули принцип договорного паритета, устанавливаемого государствами путем соглашения об обмене валют по фиксированному курсу.
Кризис Бреттонвудской системы обнажил противоречия между неокейнсианцами и неоклассиками, которые обвиняли первых в неспособности справиться с экономическими и валютными кризисами, инфляцией, предлагая взамен ослабить вмешательство государства в экономику, ограничиться в основном рыночным регулированием. Сторонники монетаризма отдают предпочтение свободно колеблющимся курсам валют.
Теория плавающих валютных курсов
Представители этой теории преимущественно экономисты неоклассического (монетаристского) направления. В их числе М. Фридмен (глава Чикагской школы), Ф. Махлуп (Принстонский университет), А. Линдбек (Стокгольмский университет), г. Джонсон (Чикагский и Лондонский университеты), л. Эрхард, Г. Гирш, Э. Дюрр (Фрейбургская школа в ФРГ) и др. Сущность данной теории состоит в обосновании следующих преимуществ режима плавающих валютных курсов по сравнению с фиксированными:
- автоматическое выравнивание платежного баланса;
- свободный выбор методов национальной экономической политики без внешнего давления;
- сдерживание валютной спекуляции, так как при плавающих валютных курсах она приобретает характер игры с нулевым результатом: одни теряют то, что выигрывают другие;
- стимулирование мировой торговли;
- валютный рынок лучше, чем государство, определяет курсовое соотношение валют.
По мнению монетаристов, валютный курс должен свободно колебаться под воздействием рыночного спроса и предложения, а государство не должно его регулировать. Фридмен предложил законодательно запретить валютную интервенцию, полагая, что «рынок проделает работу валютных спекулянтов намного лучше, чем правительство». Сторонники неоклассического направления полагают возможным стабилизировать экономику путем рыночного регулирования валютного курса и превращения плавающих курсов в автоматический регулятор международных расчетов. Идея отказа государства от регулирования валютных отношений утопична. Вопреки отрицательному подходу монетаристов к валютной интервенции на практике она периодически проводится, и преобладает «грязное» плавание курсов валют, основанное на сочетании рыночного и государственного регулирования.
Последователи этой концепции признают ее уязвимость. Например, американский экономист Г. Джонсон пришел к выводу, что реакция платежного баланса на изменения валютного курса оказывается медленной, а плавающие валютные курсы не могут ослабить спекулятивные потоки капиталов. По мнению Дж. Вайнера, «даже в мире свободных рыночных цен невозможно представить рынок иностранных валют, в деятельность которого государство не вмешивается прямо или косвенно. Полностью свободно колеблющиеся курсы являются, вероятно, недостижимой вещью, если определять их точно». Тем самым признается неизбежность вмешательства государства в валютные отношения. Нестабильность плавающих валютных курсов подрывает уверенность участников рынка. Поэтому на практике предпочтение отдано режиму регулируемых плавающих валютных курсов. Совещания «семерки» ведущих стран подтвердили этот принцип. Введено понятие пределов колебаний курсов. Биржевой кризис 1987 г. вновь (как и в середине 70-х гг.) выявил необходимость коллективной валютной интервенции США, ФРГ, Японии для стабилизации доллара и других ведущих валют.
Нормативная теория валютного курса
Эта теория рассматривает валютный курс как дополнительный инструмент регулирования экономики, рекомендуя режим гибкого курса, контролируемого государством. Данная теория называется нормативной, так как ее авторы считают, что валютный курс должен основываться на паритетах и соглашениях, установленных международными органами. Дж. Мид, Р. Манделл пришли к выводу, что «государство не всегда может использовать их изменения, а политика валютного курса одной страны может оказывать отрицательное влияние на экономику других стран». Американский экономист Е. Бирнбаум считает, что валютные курсы должны опираться на международные паритеты, устанавливаемые межгосударственными организациями. Его соотечественник А. Ланьи рекомендует применять коллективно регулируемые плавающие курсы валют.
Большинство идей теории плавающих курсов не реализовано: не удалось добиться автоматического уравновешивания платежных балансов, эффективной защиты от стихийного движения «горячих» денег, пресечения международного распространения инфляции. Результаты осуществления рекомендаций теоретиков лишь частично соответствуют, а порой и противоречат их прогнозируемым целям. Теоретиков и практиков тревожит отсутствие разработок фундаментальных теоретических решений проблем стабилизации экономики, в том числе валютных отношений. Американский специалист П. Дракер писал: «Нам нужна подлинная экономическая теория, основанная на теории стоимости». Проявлением несостоятельности теорий валютного курса, базирующихся на концепции предельной полезности, стало обращение некоторых западных экономистов к учению К. Маркса о трудовой стоимости. С призывом переосмыслить эту теорию выступили лидер неокейнсианства Дж. Робинсон, а также М. Моришама (США), П. Сраффа (Великобритания). Представители неокейнсианства и его ветви - неорикардианства - стремятся к новому прочтению теории воспроизводства К. Маркса с учетом реальных изменений в современной рыночной экономике.
Теория оптимальных валютных зон
Начало обширной экономической литературы по теории оптимальных валютных зон было положено работами американских профессоров Р. Маккиннона и П. Кеннета. Они определили экономические свойства системы, которые позволили бы идентифицировать оптимальную валютную зону. Последовавшие за тем работы Дж. Инграма, Г. Грубела, У. Кордена, И. Ишиянмы и К. Хакамады были посвящены изучению преимуществ и недостатков вхождения в валютную зону, а также расчету участия в ней.
Валютная зона – представляет собой географическую область с единой валютой или рядом валют, чьи курсы неизменно зафиксированы друг к другу и изменяются синхронно по отношению к валютам остального мира. Оптимальность зоны рассматривается с макроэкономической точки зрения в рамках поддержания в открытой экономике внутреннего и внешнего равновесия. Главным недостатком участия в валютной зоне является потеря денежно-кредитного суверенитета, основным преимуществом – увеличение полезности денег. Определить, что перевешивает - недостатки или преимущества участия в валютной зоне – можно с помощью критериев оптимальности (таблица 5.1).
Таблица 5.1 - Критерии оптимальности валютной зоны их разработчики
Критерий оптимальности | Автор и год предложения | Экономическое содержание критерия |
Гибкость цен и заработной платы | М. Фридман, 1953 г. | При возникновении макроэкономического дисбаланса ценовые структуры в национальной экономике должны обладать достаточной гибкостью, чтобы их изменение приводило к восстановлению равновесия |
Мобильность факторов производства | Р. Манделл, 1961 г. | Если товарные цены недостаточно гибки, то устранение макроэкономического дисбаланса может произойти через изменения на рынке факторов производства, прежде всего через переток трудовых ресурсов из депрессивных отраслей (стран) экономики в отрасли (страны), испытывающие подъем |
Интеграция финансовых рынков | Дж. Инграм, 1962 г. | Отчасти макроэкономическое равновесие в краткосрочном периоде может быть восстановлено, если участник валютной зоны, находящейся в рецессии, получит доступ к дешевым финансовым ресурсам более успешного члена зоны |
Степень торговой открытости экономики | Р. МакКиннон, 1963 г. | Небольшой экспортно-ориентированной экономике гораздо выгоднее, чем крупной закрытой экономике, зафиксировать курс национальной валюты к обменному курсу валюты торгового партнера |
Диверсификация производства и потребления | П. Кенен, 1969 г. | Диверсификация внутреннего производства и потребления снижает уязвимость экономики к внешним шокам товарного рынка |
Инфляционная конвергенция | Дж. Флеминг, 1971 г. | Низкие темпы прироста цен и их корреляция среди членов зоны свидетельствуют об их структурной гомогенности, иными словами, шоки одного из участников не будут передаваться остальным членам зоны |
Фискальный федерализм | П. Кенен, 1969 г. | Издержки растущей безработицы в случаемакроэкономического дисбаланса могут быть покрыты за счет бюджетных трансфертов других членов валютной зоны |
Политическая интеграция | Н. Минц и Г. Хаберлер, 1970 г. | Политическая поддержка позволит осуществить быстрые институциональные изменения, направленные на создание однородного экономического пространства членов валютной зоны |
Между критериями существует взаимосвязь: к примеру, рост внешней открытости экономики приводит к большей гибкости цен по отношению к валютному курсу; высокая степень мобильности факторов производства и финансовая интеграция между членами зоны делает необязательным условие гибкости цен; в наличие фискального федерализма позволяет не беспокоиться о последствии шоков.
Теория оптимальных валютных зон обладает двумя фундаментальными недостатками. Прежде всего оная является нормативной экономической теорией, постулирующей, какой в идеале должна быть валютная зона. Однако она не предлагает инструментов оценки , с помощью которых можно определить , обладает данная валютная зона оптимальностью или нет. Кроме того, из нее следует противоречивые выводы. С одной стороны, участники валютной зоны должны представлять собой небольшие открытые экономики, которым выгодно зафиксировать курсы своих валют. С другой стороны, чтобы выжить в условиях внешних шоков, им необходимо диверсифицировать производство и потребление, что могут сделать только крупные закрытые экономики. Налицо несовместимость критериев оптимальности, что оставляет определение баланса выгод и издержек в зоне.