158314 (736946), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Модернизированная модель рассматривает любую смерть, тем более близкого человека как катастрофу, нечто непоправимо и непереносимо страшное, дикую случайность. Сама мысль о смерти изгоняется из сознания. О ней не принято говорить без особой нужды. Безнадежно больной, обреченный человек помещается в больницу; он умирает на руках медицинского персонала, т.е. по сути дела в одиночестве. Перемещение гроба или (всё чаще) урны с его прахом на кладбище осуществляют только самые близкие родственники и друзья покойного. Это мероприятие ограничивается только церковной или гражданской панихидой по минимальному сценарию. Могилу самого близкого человека потом навещают как правило в полном одиночестве.
В наши дни можно наблюдать то или иное сочетание патриархального и модернизированного отношений к смерти в различных регионах, социальных группах, семьях.
Биомедицинская этика — сравнительно новая область исследований, расположенная на стыке нескольких традиционных наук и практик (биологии, медицины, техники, этики, богословия, юриспруденции, ряда др.). Её оформление связано в небывалым увеличением возможностей хирургического, медикаментозного и прочего вмешательства в организменные процессы. Один из вечных принципов медицины “Не навреди!” в условиях современных возможностей науки, техники и фармакологии приобретает особое значение. Навредить — с помощью эксперимента, новой технологии, изменения подходов к проблеме здоровья и болезни — можно уже не отдельному пациенту, а массам людей, всему роду человеческому. Поэтому процесс принятия решений и их выполнения по целому ряду принципиальных вопросов биотехнологии и медицины нельзя ограничить узким цехом специалистов; необходима независимая экспертиза соответствующих проектов, общественный контроль, государственное (законодательное регулирование) биотехнологических инноваций.
В качестве показательного примера недавно возникшей проблемы биоэтического плана можно привести клонирование — процедуру выращивания нового организма из одной-единственной клетки другого организма, т.е. размножения внеполовым, лабораторным путем. Эта методика появилась в растение- и животноводстве, как один из способов селекции лучших сортов растений, пород скота. Уже получены вполне жизнеспособные, взрослые особи клонированных животных (мышей, овец, др.). В последнее время учёные и журналисты обсуждают возможность клонировать человека, в том числе из сохранённых клеток уже умерших людей. Речь идёт о получении наших биологических копий, искусственных близнецов. Так, можно повторить умершего родственника, понравившегося родителям ребенка и т.п. Церковь и политики консервативного толка выступают однозначно против клонирования. Воздействия на клонируемую клетку сильными раздражителями (электричеством, химическими реактивами) способны повредить целый генотип, получить по клонируемой линии потомство с врожденной патологией необычного типа. Кроме того, повторяя организм, невозможно повторить душу, психику личности. Появление разных личностей в одинаковых телах чревато в свою очередь неконтролируемыми социально-психологическими последствиями (см. об этом последние романы братьев Стругацких “Жук в муравейнике”, “Волны гасят ветер”). Уже появились группы экстремистов, заявившие о подготовке клонирования людей, в том числе исторических личностей прошлого, вроде Гитлера. Заниматься этим экспериментом они намерены на корабле в международных водах, дабы уйти от судебного преследования в своих странах (за попытку изготовления человеческого двойника в странах, запретивших это, предусмотрено от 5 до 20 лет лишения свободы).
С другой стороны, путём клонирования можно получать искусственные органы, по качеству и цене подходящие для трансплантации безнадежно больным людям. Возможно таким же путем решить проблему бесплодия у некоторых женщин. Речь идёт о так называемом терапевтическом клонировании – вызвать к жизни человеческий эмбрион и вырастить его до той стадии (примерно две недели), когда можно получить так называемые стволовые клетки, пригодные для микропротезирования. Церковники категорически против и такого варианта клонирования. Они не различают зародыш и потенциального человека и объявляют священной жизнь младенца на любой стадии его развития. Даже в том случае, если налицо генетическое поражение зародыша и младенец родится уродом. Мне представляется научной и гуманной другая позиция – рекомендовать родителям избавиться от ребенка, если генетический прогноз обрекает его на неизлечимую и тяжелую болезнь, не оставляет шансов вырастить и воспитать из него сколько-нибудь полноценного человека.
В ряде стран, начиная с США, попытки клонировать людей уже запрещены законодательно. В 1998 г. Совет Европы принял конвенцию о правах человека в биомедицине, одним из пунктов которой искусственная репродукция людей (до сих пор эту конвенцию ратифицировали 19 европейских стран из 40); в 1999 г. администрация У. Клинтона ввела 5-летний мораторий на государственное финансирование программ, связанных с экспериментами на человеческих эмбрионах; в ООН готовится проект документа о всеобщем запрете клонирования, приравнивании к преступлениям против человечества; в 2001 г. британский парламент, напротив, снял законодательные ограничения с клонирования, однако Британское Королевское общество (Академия наук) вскоре призвало к запрету клонированию человека, за исключением сугубо терапевтического клонирования клеток отдельных органов; летом 2001 г. и российское правительство одобрило законопроект “О временном запрете на клонирование человека” (впрочем, у русских ученых всё равно нет пока денег даже на клонирование животных, не говоря уже о людях); должно быть, пятилетний запрет клонирования вскоре станет законом; за это время международное сообщество должно определиться по отношению к этому противоречивому вопросу, а русские ученые подготовятся к участию в соответствующих экспериментах.
Наиболее насущными проблемами биомедицинской этики представляются нижеследующие.
Эвтаназия (реч. “eu” — хорошо, приятно + “thanatos” — смерть) в медицинском смысле термина представляет собой методику облегчения предсмертных страданий больного. В качестве биоэтической проблемы эвтаназия рассматривается как помощь пациенту умереть, причем по возможности быстрее и безболезненнее. В этом плане различают эвтаназию пассивную (прекращение медицинской помощи, отключение систем жизнеобеспечения) и активную (медицинское вмешательство с целью прекратить жизнь пациента).
Эвтаназия в настоящее время запрещена законодательством практически всех стран мира; рассматривается как вариант уголовного преступления, убийства. В Голландии и некоторых штатах США рассматриваются законопроекты о легализации пассивной эвтаназии при строго определенных условиях (представительный консилиум медиков и юристов; абсолютно безнадежный диагноз и запредельные страдания пациента; согласие родственников пациента).
На практике эвтаназию, особенно пассивную, врачи и другие лица от случая к случаю все-таки по разным мотивам (сострадание к мучениям пациента, усталость от ухода за ним, корыстные замыслы) применяют достаточно широко. Кроме эвтаназии в собственном смысле слова, люди переживают похожие, а то и более сильные эмоции, когда на их глазах кто-то уходит из жизни, а они не в состоянии ему помочь, спасти.
В планшете одного из русских офицеров, погибших в битве за Сталинград, оказались такие стихи:
Мой товарищ, в смертельной агонии
Не кричи, не зови ты людей.
Дай-ка лучше погрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не кричи, словно маленький —
Ты не ранен, а просто убит.
Дай-ка лучше сниму с тебя валенки —
Мне ещё воевать предстоит...
Доводы в пользу эвтаназии:
— своевременная эвтаназия дает возможность избавить безнадежно больного человека и его близких от мучительных страданий; уйти из жизни человеком, а не полутрупом; избавиться от предельно инвалидных младенцев-уродов;
— эвтаназия, особенно пассивная, экономит силы и средства, которые могут спасти другие жизни; в частности, обеспечивает донорские органы для других безнадежных без них пациентов;
Доводов против эвтаназии гораздо больше и они представляются весомее:
— никогда не исключена возможность врачебной ошибки в диагнозе и прогнозе течения болезни; редко, но случается, что выживают пациенты, по всем статьям обреченные врачами умереть;
— за многими случаями самовольной эвтаназии стоят корыстные мотивы наследников, врачей, других преступников;
— расширение эвтаназической практики влечет за собой развал моральных принципов медицины, подрыв гуманизма вообще; если жизнь человек есть высшая ценность, то никому не дано распоряжаться ею по своему произволу; медицина должна бороться за жизнь вплоть до ее биологического конца; уступив смерти сегодня, завтра мы капитулируем пред ней.
Вариантом, хотя и весьма специфическим, эвтаназии выступает суицид (самоубийство). Процент покончивших с собой лиц в любом обществе остается достаточно велик. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире насчитывается более 500 000 самоубийств и около 7 000 000 попыток совершить таковое. В среднем, около 20% из этого количества составляют психически больные люди и еще 30% близкие к ним по характеру патологии алкоголики. Вторая половина — это психически и физически в основном здоровые, но по разным причинам разочаровавшиеся в жизни люди. Показательно, что суицидность возрастает не только в кризисные, но и в относительно благополучные периоды развития той или иной страны. На протяжении среднестатистической человеческой жизни имеется несколько суицидных пиков — это подростковый, юношеский; средний, вершинный; пожилой, старческий возрасты, когда давление обстоятельств на человека становится самым тяжелым.
В России рубежа XX–XXI вв. ежегодно регистрируется около 37, 8 случаев суицида на 100 000 населения. А в США этот показатель колеблется от 10 до 13. Способы удавшегося самоубийства распределяются следующим образом: самоповешение – 81, 9 %, отравления – 9, 5 %, падение с высоты – 1, 9 %, утопление – 0, 9 %. Среди неудавшихся попыток ухода из жизни преобладают отравления (лекарствами, газом, веществами бытовой химии, уксусной эссенцией) – 72 %, самоповреждения – 28 %. Концентрированная уксусная кислота в этих целях используется только в России. Смерть в этом случае оказывается особенно мучительной (ожог полости рта, пищевода, желудка – болевой шок – падение артериального давления – первичное кровотечение из поврежденных полостей пищевода и желудка – дополнительное снижение давления – некроз их тканей – всасывание кислоты в кровь – внутрисосудистый гемолиз – поражение почек). Если смертельную дозу такой отравы самоубийце выпить не удалось, он обречен на такую инвалидность, как необратимые изменения в пищеводе – от сужения до полной непроходимости. Как видно, столь изуверский способ проститься с жизнью отражает какие-то стороны русского менталитета (“национальный мазохизм”).
Отношение общества к суициду зависит от его культуры и политического устройства. На Востоке с его фатализмом, распространением таких религий, как ислам и буддизм, суицид чаще приветствуется — как выражение геройства человека, следующего долгу (самый известный пример — ритуальное, публичное самоубийство харакири в самурайском кодексе бусидо), просветления-нирваны. На Западе, в зоне христианской культуры самоубийство считается одним из самых страшных грехов — восстанием против Бога. Покончивших с собой лишают церковных таинств отпевания и погребения на общем кладбище. При тоталитарном режиме самоубийца считается сумасшедшим или преступником, заслуживающим наказания. Так, по морскому уставу Петра Великого неудачливого и разоблаченного матроса-самоубийцу надлежало привести в чувство и без суда повесить. В СССР большинству выживших самоубийц угрожало заточение в психиатрическую лечебницу и принудительное лечение. В демократических странах за личностью остается право не только на жизнь по своей воле, но и на смерть в безвыходных для нее условиях. Тогда кандидат в самоубийцы становится пациентом психологов и благотворительных служб.
В действительности варианты суицида с точки зрения его мотивации исключительно разнообразны. Их можно сгруппировать следующим образом: истинные, скрытые, демонстративные, невольные. Первые редко бывают спонтанными — им предшествуют долгие размышления отчаявшегося в жизни человека о смерти как спасении, ощущение безысходности в результате потери смысла жизни (“экзистенциальный кризис”). Скрытым суицидом считается склонность к повышенному риску, который нередко приводят к внешне “случай-ной” гибели (рискованное вождение автомобилем; злоупотребление алкоголем, наркотиками; отчаянная драчливость). Демонстрирует попытку проститься с жизнью человек, который отчаянно пытается кому-то что-то доказать. Это игра не только со своей, но и с чужими жизнями (близких людей). Последний вид по сути добровольной смерти связан с нелепыми случайностями, от которых никто не гарантирован, или же непростительной оплошностью (отравление угарным газом в автомобиле-гараже и т.п.).
Нетрудно вычленить более конкретные варианты суицида. Это самубийства-подвиг, протест, призыв, бегство, месть, преступление, слабость, шантаж, симуляция, неосторожность, наивность, отказ; различные комбинации данных причин и поводов покинуть жизнь.
Мудрое возражение суицидальным предпосылкам и настроениям, прежде всего юношеским, замечательно высказано в стихотворении курской поэтессы Елены Фейген: