149923 (732459), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Николай Николаевич Боголюбов(1909-1992), основавший киевскую школу физиков, был одним из величайших ученых в области нелинейной динамики, причем как в математическом, так и в физическом аспекте этой науки(9. с. 390). Еще в начале 30-х гг., после возвращения со стажировки в Париже, он совместно со своим учителем, выдающимся советским математиком и механиком, академиком Николаем Митрофановичем Крыловым(1879-1955) создал в 1932-1943гг. новый раздел математической физики – теорию нелинейных колебаний. В 1943г. его пригласили из Киева, где он работал, в Москву для участия в проекте по созданию атомного оружия. Позднее он возглавил Институт теоретической физики Украинской академии наук, и с этого времени в Киеве стала создаваться мощная школа физиков-теоретиков. С 1949г. Боголюбов работает в Математическом институте имени В.А.Стеклова, а с 1958 – в Объединенном институте ядерных исследований в г.Дубна Московской области, где им была создана микроскопическая теория сверхпроводимости. Участвуя в суперсекретных проектах и занимая высокие должности, Н.Н.Боголюбов всегда отказывался от вступления в КПСС. Он был истинно верующим человеком и считал, что это несовместимо с его верой.
Лев Давидович Ландау(1908-1968), основавший московскую школу, был одним из самых выдающихся отечественных физиков, основоположником советской теоретической физики(2. с. 227-234, 8. с. 255-260). Когда, уже будучи доктором наук, он в 1929г. приехал на стажировку к Нильсу Бору в Институт теоретической физики в Копенгагене, ему не исполнилось еще и 22 лет. Во время этой заграничной командировки он встречался с А.Эйнштейном, М.Борном, В.Гейзенбергом и многими другими физиками. Но своим учителем в физике Ландау считал Н.Бора, а Бор называл его своим лучшим учеником. Имя Ландау связано почти со всеми разделами теоретической физики: ядерная физика и физика элементарных частиц, квантовая механика и термодинамика, кинетическая теория газов и статистическая физика, электродинамика и физика твердого тела, а также физика низких температур – сверхпроводимость и сверхтекучесть. Совместно со своим учеником и ближайшим сподвижником Евгением Михайловичем Лифшицем(1915-1985) Ландау выпустил знаменитый «Курс теоретической физики», неповторимым достоинством которого была его энциклопедичность.
Сразу же по возвращении из полуторагодовалой заграничной стажировки Ландау ставит перед собой труднейшую задачу: создать в СССР передовую школу физиков-теоретиков. Она стала самым демократичным сообществом в российской науке 30-х-60-х гг. Вступить в нее мог кто угодно – от доктора наук до школьника. Единственным условием была успешная сдача так называемого теорминимума Ландау, который состоял из 9 экзаменов – двух по математике и семи по физике. Поименный список выдержавших это испытание, который Ландау вел с 1934 по 1962 год, включал всего 43 фамилии, но зато 10 из них принадлежали академикам и 26 докторам наук.
За годы своей научной деятельности Ландау сотрудничал со многими советскими учеными. Так, в 1937г. он работал в Институте физических проблем (ИФП) и под руководством П.Л.Капицы создал теорию сверхтекучести жидкого гелия. С 1940 по 1950гг. совместно с В.Л.Гинзбургом – теорию сверхпроводимости. В 1954г. Л.Д.Ландау, А.А.Абрикосов и И.М.Халатников публикуют свой фундаментальный труд «Основы квантовой электродинамики».
В январе 1962г. Ландау попал в автомобильную катастрофу, после которой, по мнению известных нейрохирургов, его жизнь стала «несовместима с полученными травмами». Но физики всего мира совместно с врачами сотворили чудо: в Москву самолетами летели лекарства из Америки, Англии, Бельгии, Канады, Франции, Чехословакии. По выражению П.Л.Капицы, «ученые парни всего мира» выиграли схватку со смертью. Нильс Бор, чтобы психологически поддержать больного, отправил в Шведскую королевскую академию наук письмо с предложением присудить Л.Д.Ландау Нобелевскую премию по физике за 1962г., отмечая решающее влияние, которое оказали на современную атомную физику «его оригинальные идеи и выдающиеся работы». Вопреки традициям, эта премия была вручена не в Стокгольме, а в Москве, в больнице Академии наук, и ее лауреат не зачитывал обязательную нобелевскую лекцию. Не присутствовал на церемонии вручения и скончавшийся незадолго до этого Н.Бор. Ландау прожил еще 6 лет, в течение которых тяжелейшая травма постоянно напоминала о себе, не давая возможности возвращения к полноценной научной работе. Свое 60-летие он встретил в кругу учеников.
Наряду с Л.Д.Ландау, советские физики-теоретики видели своим заслуженным и признанным главой и Игоря Евгеньевича Тамма(1895- 1971). Ему принадлежат «именные» результаты в квантовой физике: таммовская теория рассеяния света на кристаллах, уровни Тамма, формула Клейна-Нишины-Тамма, обменные взаимодействия Тамма. Последний результат он считал своим главным достижением, хотя Нобелевскую премию получил в 1958г. за теорию эффекта Черенкова-Вавилова, разработанную им еще в 30-х гг.(9. с. 292). Представляется невероятным, что в сталинско-бериевскую эпоху беспартийный деятель науки И.Е.Тамм, близкими предками которого были генерал-майор из потомственных дворян, немец из фольксдойче, куренной атаман Запорожской Сечи, крымский хан Гирей, а родной брат, инженер-химик, при такой анкете в 1936г. признан врагом народа и погиб в заключении, мог быть привлечен к решению сверхзасекреченной проблемы создания водородной бомбы. Но И.В.Курчатов сумел доказать руководству, что гений Тамма, его знания и смелость творческой мысли являются одним из надежных гарантов успеха в работе. Как уже говорилось, знаменитыми учениками Тамма были А.Д.Сахаров и В.Л.Гинзбург. Он имел не только научный, но и огромный человеческий авторитет в глазах своих учеников. Физики даже ввели «единицу порядочности» - 1 тамм. Утверждалось, что порядочности больше 1 тамма в природе не существует.
Еще одним из лидеров теоретической физики был Владимир Александрович Фок(1898-1974). Свою научную деятельность он начал со скрупулезного анализа математических основ квантовой теории, ставя во главу угла адекватность математического аппарата физической задаче. «Именными» результатами этой деятельности стали уравнение Клейна-Фока-Гордона, представление Фока, пространство Фока, метод Хартри-Фока. Когда Фок в 1940г. был арестован, П.Л.Капица написал И.В.Сталину: «Я себе не могу представить, что он мог сделать крупное преступление… Таких ученых, как Фок, у нас не много, и им союзная наука может гордиться перед мировой наукой, но это затрудняется, когда его сажают в кутузку»(9. с. 299). Заступничество Капицы помогло, и Фока выпустили из Лубянки. Как все здравомыслящие люди, Фок выступал против политического подхода к науке. Во время массированного наступления на теорию относительности и квантовую механику он организовал философский семинар на физическом факультете Ленинградского университета, который стал надежным оплотом борьбы с официальными идеологическими установками.
Работа ученого оценивалась в СССР с учетом его политических взглядов. Независимость в суждениях и непокорность карались со всей строгостью. Как уже упоминалось выше, выдающийся советский физик и конструктор-новатор, Герой Социалистического Труда, дважды лауреат Государственной премии СССР, академик Петр Леонидович Капица(1894-1984) был в 1946г. смещен с поста директора основанного им Института физических проблем(ИФП) и в течение 8 лет находился под домашним арестом по причине независимости взглядов и редкостной смелости поведения(2. с. 235, 9. с. 249). Изыскания в области гидродинамики, а затем и электроники высоких мощностей он проводил на своей даче, устроив там маленькую кустарно оборудованную лабораторию. Только через 2 года после смерти Сталина Капице возвратили его институт, и он смог в широком масштабе продолжить эти научные работы. Нобелевскую премию он получил в 1978г. за свои ранние труды в области физики низких температур, увенчавшиеся открытием явления сверхтекучести.
Репрессии продолжались и после смерти И.В.Сталина. Брежневская администрация еще с 1966г. перешла к открытым гонениям на инакомыслящих. Одни были насильственно высланы за границу, другие оказались в лагерях и психбольницах. Поплатился за свои поступки, идущие вразрез с партийными установками, и академик Андрей Дмитриевич Сахаров(1921-1989). «Отцу» советской водородной бомбы было всего 27 лет, когда постановлением Совета Министров СССР он был привлечен к работам по созданию термоядерного оружия. В 1953г. он был удостоен Государственной, а в 1956г. – Ленинской премии СССР. За период с 1954 по 1962г. ему трижды присваивалось звание Героя Социалистического труда. Отношение властей к академику резко изменилось после того, как он, повинуясь велению совести, включился в борьбу за запрещение испытаний ядерного оружия в трех средах, стал одним из участников создания Советского комитета прав человека, выступал в защиту политзаключенных и против использования психиатрии в борьбе с инакомыслием(9. с. 296). В 1974г. А.Д.Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира, однако власти не дали ему разрешение на поездку для ее получения. А в январе 1980г. его лишили всех правительственных наград, отстранили от работы и отправили в закрытый для иностранцев город Горький(ныне Нижний Новгород). Ссылка продолжалась до декабря 1986г. В 1988г. власти попытались вернуть ему правительственные награды, но он отказался принять их до освобождения и реабилитации всех политзаключенных 70-80-х гг.
Следует отметить, что с начала 50-х годов в СССР неуклонно растут расходы государства на науку, открывается много новых исследовательских институтов, увеличивается численность научных работников. Большой оборонный потенциал ядерной энергетики, квантовой электроники, а также космической техники в условиях «холодной войны» обеспечил им приоритетный режим развития. В системе военно-промышленного комплекса были созданы хорошо оснащенные научно-технические организации – «почтовые ящики». В области физики атомного ядра советская наука заняла одно из ведущих мест в мире. Построенный в 1956г. в Дубне синхрофазотрон был по тем временам «мировым рекордсменом» по энергии ускорения протонов(10ГэВ; 1 ГигаэлектронВольт = 109 электронВольт; 1 электронВольт = 1,6·10-19 Джоуля). В 1967г. был пущен синхротрон в г.Протвино близ Серпухова(энергия 70ГэВ). С помощью этих устройств был получен целый ряд фундаментальных результатов и сделано несколько открытий в области физики высоких энергий. Были, например, впервые зарегистрированы ядра антивещества и обнаружен «серпуховский эффект» в ходе реакции двух сталкивающихся частиц(3. с. 202). Советские ученые заняли ведущее место в изучении проблем управления реакцией ядерного синтеза. Но в не связанных с «оборонкой» отраслях старело импортированное в годы первых пятилеток научное оборудование, и лишь единичные лаборатории имели оборудование мирового класса. После смерти Сталина командно-административной системой были критически пересмотрены многие аспекты развития советской науки. Новым руководством страны было замечено наше отставание от Запада в области науки и техники, но по традиции его объясняли исторической отсталостью России и послевоенной разрухой. П.Л.Капица в своих письмах Н.С.Хрущеву и Г.Н.Маленкову назвал важнейшие причины, приведшие к общему неблагополучию в советской науке. По его мнению, для успешного развития науки руководству необходимо «научиться уважению к ученым» и при их содействии провести серьезные преобразования в организации научных исследований. Но его голос не был услышан. Поэтому, несмотря на то, что ЦК КПСС и правительство принимали бесконечные постановления об ускорении научно-технического прогресса, советская наука неуклонно теряла позиции даже в тех областях, где ранее лидировала. В брежневскую эпоху, ознаменовавшуюся формированием номенклатурной системы управления и двойной моралью, приток «нефтедолларов» позволил государству существенно увеличить расходы на науку. Это привело к численному росту научных работников, открытию новых научно-исследовательских институтов. Но эти количественные изменения не принесли ощутимых качественных результатов. В среде ученых, как и во всем обществе, стала происходить деградация. Целью становились не научные открытия, а научные звания, награды, поездки за границу. Зачастую, используя свое положение, партийные и хозяйственные руководители для престижности обзаводились учеными степенями. При таком положении дел работа основной массы сотрудников в научно-исследовательских институтах, потенциал которой оставался не востребованным, сводилась к «отсиживанию» на рабочем месте. Шесть лет перестройки(1985-1991) никак не отразились на положении дел в науке.
При распаде союзного государства и образовании СНГ(8 декабря 1991г.) Россия, ставшая правопреемницей СССР, унаследовала не только его громадный внешний долг, но и находящуюся в кризисном состоянии директивную экономику. Первые годы перехода к новой, рыночной экономике ознаменовались сокращением как объема промышленного производства, так и валовой продукции сельского хозяйства. Единственное, что стабильно росло, - это государственный долг, как внешний, так и внутренний. Глубокий спад в экономике серьезно повлиял на состояние дел в науке: резко сократилось ее государственное финансирование. В Законе о Федеральном бюджете 2004 года на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу выделено лишь 1,8% от общей расходной части бюджета. В 2005 году чуть более – 2,4%. Для сравнения, в США на эту статью выделяется около 16% от их бюджета. В денежном выражении это примерно в 20 раз больше, чем в России. Кроме того, раньше 70% государственных ассигнований на науку предназначалось на проекты, имевшие оборонное значение. Свертывание военно-промышленного комплекса сказалось на обслуживающей его научно-исследовательской базе: фундаментальная и прикладная наука оказались невостребованными. Государство перестало диктовать науке свои требования, но и наука утратила гарантированного заказчика. Уровень же спроса на научную продукцию у российской промышленности крайне низок – порядка 5%. Острая нехватка денежных средств на научные исследования и невостребование 95% научно-технических открытий привели к усилившейся «утечке мозгов» за рубеж. Россия имеет уникальную научно-техническую культуру, поэтому ее ученые реализуют свой потенциал как в хорошо оснащенных научных лабораториях Америки и Европы, так и в крупных зарубежных коммерческих фирмах. Так например, в «империи» Билла Гейтса Майкрософт (Microsoft) из 120 тыс. ее сотрудников 65% составляют выпускники российских ВУЗов – математики, физики, электронщики и др. Но многие из работающих сейчас за границей российских ученых имеют двойное гражданство, надеясь на возрождение отечественной науки.