148936 (731164), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Краткие обстоятельства дела:
В. обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ст.171 ч.2 п.“б” УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии с извлечением дохода в особо крупных размерах). Поводом и основанием для возбуждения уголовного дела послужили материалы проверки ОЭП УВД г.Москвы. По обстоятельствам дела, В. осуществил продажу продуктов питания на сумму 45 000 рублей без лицензии и в ходе контролируемой закупки был задержан. Органами предварительного следствия В. инкриминирована незаконная предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии), сопряженная с извлечением дохода в особо крупном размере. Требование о наличии лицензии, якобы необходимой для осуществления данной деятельности, содержалось, по мнению следствия, в ряде Постановлений Правительства Москвы (№ 699 от 15.08.95 года, № 551 от 25.06.1996 года, № 553 от 02.06.1996 года и др.). По мнению защиты, состав преступления в деянии В. отсутствовал.
Приговором суда В. Был признан виновным и осужден по указанной статье к штрафу.
В кассационной жалобе на приговор суда адвокат указал на неправильное применение норм материального права, в частности требования ФЗ РФ “О лицензировании...”, ГК РФ, неправильное определение “дохода” по делу.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Мосгорсуда приговор по делу был отменен, жалоба удовлетворена, производство по делу прекращено.
При прекращении производства по делу суд применил к отношению по лицензированию и принципам определения дохода нормы федерального законодательства.
По делу В. органами предварительного следствия и судом первой инстанции под “доходом В. от незаконного предпринимательства” была ошибочно учтена вся сумма реализации от сделки.
Согласно примечанию ст.171 УК РФ доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 200 минимальных размеров оплаты труда; доходом же в особо крупном размере - доход, сумма которого превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.
Уголовный кодекс не раскрывает понятие дохода (прибыли) и механизм его исчисления, следовательно, при его исчислении необходимо руководствоваться правилами, установленными другими нормативными актами для определения объекта налогообложения. Приведенное мнение косвенно подтверждается и п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ “О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов” от 04.07.1997 г. за № 8.
В ст.7 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” 1991 года понятие дохода не раскрывается, а только перечисляются объекты, подлежащие налогообложению.
В п.3 ст.2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” 1991 года прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как “разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг)”, аналогично понятие прибыли определяется в ст.13 “Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” 1992 года, утвержденного постановлением Правительства РФ № 552. Для отдельных видов деятельности установлены некоторые особенности определения состава затрат, а, следовательно, и прибыли.
Прибыль юридического лица и доходы физического лица - понятия различные как по своему правовому, так и по экономическому содержанию.
По смыслу руководящих разъяснений Верховного Суда РФ доходом физического лица является часть прибыли, которую оно получило в результате ее распределения в форме заработной платы или дивидендов от вложенного капитала. При определении возможности привлечения к ответственности по ст.171 УК РФ необходимо учесть, какой доход получило именно это лицо, вне зависимости от суммы сделки. В распределении прибыли, полученной в результате незаконного предпринимательства, может участвовать несколько лиц, не являющихся субъектами указанного состава.
Что касается ущерба, причиненного незаконным предпринимательством, то его определение и исчисление производится по усмотрению суда исходя из конкретных обстоятельств дела. В любом случае, необходимо наличие причинной связи между преступлением и причиненным им ущербом.
Субъектом данного преступления является любое физическое лицо, достигшее 16 лет. Заслуживает внимания то, что субъект ответственности по ст.171 УК РФ не совпадает с субъектом ответственности по ст.199 УК РФ (руководитель и главный бухгалтер предприятия).
Одним из условий привлечения к ответственности является извлечение дохода от данной деятельности в крупном или особо крупном размере. В соответствии с этим, к уголовной ответственности возможно привлечь только лицо, участвующее в распределении прибыли, или лицо, доход которого зависит от прибыли предприятия. Лица, не получающие в результате незаконного предпринимательства доход, например, главный бухгалтер и руководитель предприятия, могут, по нашему мнению, в определенных случаях являться соучастниками преступления. Так, по делу В., в качестве обвиняемого был привлечен главный бухгалтер предприятия, но уголовное дело в отношении него было прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.
Нередко квалификация действий как незаконное предпринимательство сопряжено с вменением таких составов как мошенничество (ст.159 УК РФ) и уклонение от уплаты налогов (ст.199 УК РФ). Полагаем, что указанные составы не могут образовывать ни реальной, ни идеальной совокупности преступлений.