137611 (723937), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Таким образом, официально признав себя партнёром сионистского движения, правительство Израиля взяло на себя ответственность за деятельность Всемирной Сионистской Организации со всеми вытекающими отсюда последствими. Тогдашний премьер-министр Израиля Л. Эшкол расценил «Коммюнике» 1964 года как наступление нового этапа во взаимоотношениях между государством Израиль и сионисткой организацией47. В свою очередь, международный сионизм получил широкие возможности для осуществления своей политической практики.
ХХV1 сионистский конгресс, состоявшийся в декабре 1964- январе 1965 года, решал задачи особой идеологической важности. Он прошёл под лозунгами «лицом к диаспоре» и «единства евреев» по всему миру. В связи с этим основная задача сионистов формировалась как необходимость способствовать «евреизации» евреев, что рассматривалось как дело первостепенной важности. Конгресс торжественно провозгласил наступление «новой эры» сотрудничества между Израилем и диаспорой. Это означало, что на Израиль возлагалась обязанность оказания (совместно с ВСО) помощи евреям диаспоры в борьбе против духовного разобщения и ассимиляции48.
Разъяснение выдвинутых ХХV1 сионистским конгрессом задач с точки зрения их идеологического обоснования было дано тогдашним президентом ВСО Н. Гольдманом. По его словам, молодому поколению евреев особенно «угрожает безымянный процесс эрозии, разъединения, проявляющийся не как теория или философское мировоззрение, но как факт нашей сегодняшней жизни. Этот процесс, если его не остановить, угрожает существованию евреев больше, чем преследования, погромы и массовые убийства, имеющие место в прошлом. Тот факт, что эти опасные явления не проявляются открыто, с драматическими последствиями, что они не вызывают сопротивления, чувства солидарности или протеста, что их воздействие происходит незаметно и почти неощутимо, делает их особенно опасными» 49. Таким образом, по словам Н. Гольдмана, главной опасностью, угрожающей евреям диаспоры, являлась ассимиляция, которая была равносильна их почти полному вымиранию.
Широкое идеологическое наступление сионистов на диаспору имело в виду «новую атаку на евреев, чтобы вызвать у каждого еврея вспышку некой духовной искры … искры сионизма» 50. При этом «росту еврейского самосознания» молодежи должно было способствовать прежде всего получение образования на иврите, особенно изучение в подлиннике Торы, т.е. воспитание в религиозно-иудейском духе. Реальный смысл обретали выдвигавшиеся на этой же основе идеи «поощрения еврейской формы жизни» как средства «защиты от ассимиляции», а также признания «ценности религии как связующего фактора в еврейской жизни» и так далее. Осуществление данных задач возлагалось на Израиль, который должен был приступить к практической реализации «основной цели сионизма, а именно обеспечению выживания нашего (еврейского) народа». Такова одна из ролей Израиля в системе международного сионизма. Как писал Н.Гольдман: «Государство никогда не было целью движения. Оно всегда рассматривалось как инструмент…» 51. Израиль должен был стать центром для евреев всего мира и «светочем для всех наций»; обеспечить еврейской молодежи « принадлежащее ей по праву место под солнцем» 52.
Успех, одержанный Израилем в союзе с сионизмом в июне 1967 года активизировал усилия сионистов во всех направлениях. Это засвидетельствовал ХХV11 сионистский конгресс, состоявшийся в июне 1968 года, который был посвящён обсуждению двух основных вопросов: «шестидневная война» и порождённые ею проблемы, а также поощрение беспрецедентной по своим размерам алии. Следует подробней остановиться на ряде принятых сионистским конгрессом резолюций.
В первой резолюции осуждались попытки «провести разграничение между сионизмом и еврейским народом» 53. В резолюции подчёркивалось, что «сионизм является национально-освободительным движением еврейского народа».
Вторая резолюция содержала призыв к правительству Советского Союза «изменить позиции» в отношении Израиля и советских евреев. Тем самым сионизм выдвигал на повестку дня существующий в СССР «еврейский вопрос».
Третья резолюция призывала сионистский Исполком усилить работу в международном плане, делая на этот раз основную ставку на «еврейских студентов». Резолюция предлагала «использовать современные методы и средства информации» с тем, чтобы представить Израиль в глазах мировой общественности «в правильном свете». В остальных резолюциях содержались призывы оказывать всяческую поддержку курсу правителей Израиля.
ХХV11 сионистский конгресс принял также новую Иерусалимскую программу ( Приложение № 9), в которой нашли отражение цели сионизма:
-
достижение единства еврейского народа и превращение Страны Израиль в центр притяжения для всех евреев;
-
содействие усилению государства Израиль;
-
собирание еврейского народа на его исторической родине - Стране Израиль при помощи алии;
-
сохранение самобытности еврейского народа путём распространения еврейского и ивритского образования и овладения духовными и культурными ценностями евреев;
-
защита прав евреев во всех странах, где они проживают54.
Таким образом, в новой Иерусалимской программе впервые открыто заявлялось о существовании исторической Страны Израиль. Имели место апелляции и к «еврейскому народу» как реальному политическому фактору, и выступления от имени этого народа. Следовательно, сионизм официально претендовал на правомерность организационного оформления надгосударственной политической системы на основе слагаемых: «Израиль и диаспора, центр и периферия» 55. Это означало, что сионизм поставил себя вне международной общности государства56.
Сионистская деятельность на этом этапе, подкрепляется прочной финансовой базой. Об этом наглядно свидетельствуют созываемые международные и региональные совещания миллионеров еврейского происхождения из различных стран капитала, образующие своего рода финансовый консорциум, обладающий огромными средствами и чрезвычайно большой властью. Так, на совещании в 1967 году присутствовало около 60 бизнесменов из 14 стран, представлявших международные финансовые, промышленные и торговые круги. Было принято решение о создании Постоянного секретариата для осуществления регулярных контактов между правительством Израиля и представителями мирового сионистского бизнеса. С этой же целью учреждались три региональных комитета: для бизнесменов- евреев из США и Канады, из Латинской Америки и Западной Европы. Создание всех этих учреждений имело целью поощрение и расширение частных капиталовложений в экономику Израиля. На совещании еврейских миллионеров в 1968 году присутствовали 800 бизнесменов, принявших решение о создании специальной компании-учредителя для увеличения капиталовложений в Израиле. Политические цели евреев-миллионеров в 1968 году выразил председатель инициативного комитета английский сионист Зиф. Он заявил: «Иерусалим воссоединенный является осуществлением вечного пророчества… Мы собрались здесь ради экономических целей, но мы полностью убеждены, что в их основе заложено духовное единство еврейского народа…» 57.
Следует отметить, что в созданной в 1968 году «компании для Израиля» участвовали миллионеры еврейского происхождения из США, Канады, Франции, Южной Африки. Это был пример оформления особой международной (многонациональной) корпорации. Как подчеркнул ХV11 съезд Компартии Израиля, «международный состав придаёт «компании для Израиля» значительную силу и мощь» 58. Это отражает процесс концентрации сионистского капитала в международных масштабах.
Итак, после образования Израиля союз международного и израильского сионизма, если исходить из резолюций сионистских конгрессов, решал задачи: программные – они были вызваны фактором образования Израиля; организационные – по расширению членства в ВСО и поощрению иммиграции в Израиль; идеологические – наступления на «еврейские умы», или осуществление задач по «евреизации» евреев с целью их «духовного единения» (1965г.).
Совершенно очевидно, что новая ситуация порождала необходимость не только в организационном оформлении сионистской политико-финансовой системы, но и в создании своего рода «всемирного органа управления». Эта задача была осуществлена путем «реорганизации», предпринятой в июне 1971 года. В связи с этим следует в общих чертах охарактеризовать структуру Всемирной Сионистской Организации – Еврейского Агентства. Согласно уставу, принятому в 1960 году, ВСО является «федерацией организаций». Членство в ВСО предоставляется сионистским ассоциациям, федерациям, как территориальным, так и межтерриториальным (включая партийные конфедерации), а также территориальным («национальным») и международным еврейским организациям, признающим иерусалимские программы (1951 и 1968 гг). При этом членство групп, не считающих сионизм главной целью своей деятельности, по уставу ВСО предусматривается на условиях согласованного меньшего представительства и с меньшими правами, чем для сионистских организаций.
Верховным органом ВСО является Сионистский конгресс, избираемый от сионистских федераций в «странах рассеяния». Израиль на конгрессе представляют сионистские партии соответственно весу, занимаемому ими в кнессете. Представительство на конгрессе распределяется в пропорции: 38% для Израиля, 29% для США и 33% для других стран, где проживают евреи. Таким образом, фактически вся власть находится в руках американо – израильского консорциума сионистов (евреи России на данный момент лишены возможности участвовать в управлении ВСО).
Конгресс избирает два органа: Исполком и Сионистский Генеральный Совет. Исполком осуществляет постоянное руководство делами ВСО в Израиле и в диаспоре и имеет штаб-квартиры в Нью-Йорке и Тель-Авиве; таким образом, фактически существуют два Исполкома. Как в Израиле, так и за границей Исполком действует через ряд департаментов. В период между сессиями конгресса Сионистский Генеральный Совет (150 человек) определяет общую политическую линию и бюджет; он заседает ежегодно, и ему подчинен Исполком.
Политическая система современного сионизма организационно представлена ВСО – ЕА (с филиалами в 80 странах) и примыкающим к ним Всемирным Еврейским Конгрессом (ВЕК), имеющим филиалы в 67 странах. ВЕК был создан по инициативе ВСО в 1936 г.; при этом лидеры сионизма учредили параллельную международную организацию, которая имела бы целью «обеспечивать и защищать гражданские, религиозные и политические права евреев в диаспоре» 59. Система ВСО – ЕА – ВЕК в середине 70-х стала более единой. Так как, в феврале 1975 года между исполкомами ВСО и ВЕК было подписано соглашение о совместной деятельности, а ряд сионистских организаций, таких как, например, «Хадасса» (в США), стали членами ВЕК. Израильскую секцию ВЕК представляют крайне правые и националистические группы: «Свободный центр», «Государственный список», «Движение за гражданские права» и другие. На сессии ВЕК в феврале 1975 года в повестку дня была включена тема «Иерусалим и его народ», т.е. по сути дела обсуждалась сионистская доктрина о существовании « всемирной еврейской нации». На этой же сессии было заявлено, что «ВЕК представляет 8 миллионов из 10 миллионов евреев, проживающих вне стран Восточной Европы60.
Число членов ВСО, как показала выборная кампания перед XXVIII сионистским конгрессом, проведенная в 1971 г. в странах, где имеются сионистские фракции (кроме Израиля), достигла около 1 млн. евреев. В Израиле насчитывала примерно 500 тыс. членов сионистских партий, входящих в ВСО, не считая израильские филиалы различных сионистских организаций.
В июне 1971 года была проведена реорганизация ЕА путем включения в его руководящие органы лидеров еврейских (несионистских) благотворительных корпораций, занимающихся сбором пожертвований в пользу Израиля. Расширенное Еврейское Агентство выделилось в самостоятельную организацию, хотя имело место лишь разделение функций ЕА и ВСО. Реорганизация, однако, не затронула правового статуса этой организации в Израиле. Было создано Правление руководителей в составе 40 человек на паритетных началах из представителей ВСО и руководителей ведущих, главным образом в США, организаций, занимающихся сбором средств для Израиля. Его возглавил американский миллионер М.Фишер. Таким образом, Правление руководителей Еврейского агентства, объединившее лидеров сионизма является ныне распорядительным органом политической системы сионизма.
XXVIII сионистский конгресс, проходивший с 28 по 31 января 1ё972 года в Иерусалиме, был квалифицирован израильской и мировой сионистской прессой как сессия «международного еврейского парламента» 61. На повестке дня конгресса стояли два основных вопроса:
-
иммиграция в Израиль в 70-е годы,
2) борьба за «советское еврейство» 62.
В процессе дискуссии вокруг этих вопросов был выдвинут ряд положений, вносящих некоторые новые нюансы в идеологическую концепцию современного сионизма и имеющих политическое значение, например, было заявлено63:
а) сионистское движение представляет собой не просто организацию, а фактор большей значимости; оно выступает с новой силой как «движущий фактор» в жизни евреев диаспоры, как и в самом Израиле;
б) между иудаизмом и понятием «еврейская национальность» нет разницы;
В плане политической практики конгресс принял две резолюции, которые гласят: «Права еврейского народа на Страну Израиль неоспоримы»; «В течении шестидневной войны агрессоры были отброшены, земля наших предков была освобождена. Иерусалим освобожден и воссоединен» 64. В этой связи прозвучало заявление заместителя премьер-министра Израиля И. Аллона, что все достигнутое сионизмом – это лишь «предмостная позиция» 65.
Несмотря на подобный оптимистичный настрой правящих кругов Израиля и руководителей сионистских организаций ситуация и на данный момент остаётся «предмостной». Безусловно сионизму удалось достичь небывалово- возродить спустя 2000 лет национальное еврейское государство, с другой стороны, не достигнута главная цель- переселение большинства евреев в Эрец-Исраэль, ведь в диаспоре всё ещё остаётся более значительная часть народа (американское реформистское движение более ста лет назад выдвинуло лозунг:»Америка- наш Сион»). Самые главные достижения сионистов во 2-й половине ХХ века это- организация массовой алии с территорий бывшего СССР, а также обеспечение потребностей молодого государства. Однако кризис идеологии сионизма – на данный момент признаётся многими специалистами в этой области, в частности израильскими и американскими66. Но жизнь идей имеет свою логику развития, и после своего «упадка» идея не умирает- исчезает в никуда, а видоизменяется, в ней переставляются акценты, возможно, меняются формы. Таким образом можно сделать некоторые выводы по деятельности сионистов, эволюции организационных моментов и доктрины сионизма во 2-й половине ХХ века.
Статус сионистской организации после образования государства был заключён в правовые рамки.















