118558 (713584), страница 3
Текст из файла (страница 3)
С самого начала ПСОДОР явился как бы буфером между Думой и западниками в министерствах, с одной стороны, и Государем (Двором, Госсоветом, правыми министерствами, Сенатом и Синодом) с другой. Каждый съезд ПСОДОР являлся важной вехой в ходе самодержавного управления страной. Ни один сколько-нибудь значительный политический вопрос не решался в Думе без предварительного обсуждения в ПСОДОРе.
Современники одно время называли Постоянный совет объединенных дворянских обществ всемогущим. Он стал координационным центром для консервативных политических организаций и движений национальной и державно-патриотической направленности. Депутаты ПСОДОРа неизменно возглавляли правое крыло в Госсовете (в котором существовала квота для депутатов от дворянских обществ) и Государственной Думе. Кроме того, очень многие политические, общественные и благотворительные организации того времени по персональному составу участников и руководства вполне могли бы считаться неформальными "дочерними организациями" Постоянного Совета.
26 июля 1914г. состоялся Всероссийский съезд губернских предводителей дворянства, который предложил губернским чрезвычайным собраниям обсудить на местах вопросы: об объединении всех дворянских обществ для создания общероссийской организации помощи раненым, избрании с этой целью представителей с широкими полномочиями от каждой дворянской организации на Всероссийский съезд, создание общей кассы.
Придерживаясь самых правых и правоцентристских воззрений, Совет просуществовал в качестве реальной политической силы вплоть до 1917 года, тогда как всесословные движения черносотенцев потеряли свой вес ещё до начала первой мировой войны. Его руководители направляли деятельность правых депутатов IV Государственной Думы, противостоя активности пресловутого Прогрессивного блока, то есть реально сопротивлялись натиску либералов.
Конституционно-демократическая партия - партия народной свободы. Ядром партии кадетов стали две полулегальные организации: Союз земцев-конституционалистов и Союз Освобождения. Обе организации появились в 1903 г. "Союз земцев-конституционалистов" был создан либеральными земскими деятелями для подготовки согласованных выступлений сторонников конституции на земских съездах.
Группа либеральной интеллигенции "Союз освобождения", состояла преимущественно из земских деятелей с целью агитации в пользу конституционного порядка, против самодержавия.
В 1904-1905 гг. движение разрослось на съездах земских и городских деятелей, как партия оформилось на учредительном съезде 12-18 октября 1905 года. С января 1906 г. имела второе название - партия народной свободы. Лидеры: П.Н. Милюков, В.Д. Набоков, А.И. Шикгарев, П.Д. Долгоруков, М.М. Винавер, В.И. Вернадский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.Н. Львов, В.А. Маклаков и др.
Конституционно-демократическая партия задумывалась как легальная организация. Фактически кадеты совершенно открыто и беспрепятственно вели политическую деятельность - созывали съезды и конференции, принимали резолюции, устраивали публичные собрания, печатали в газетах списки своих кандидатов. Но формально кадеты являлись такой же нелегальной партий, как эсеры или большевики.
Высшим органом партии являлся съезд, который избирал Центральный комитет, состоявший из двух отделов: Петербургского и Московского. Состав ЦК систематически обновлялся.
Численность партии кадетов колебалась в зависимости от времени. Расцвет партии приходился на революционные периоды. По подсчетам исследователя истории кадетов В.В. Шелохаева, общая численность партии в 1905-1907 гг. колебалась в пределах 50-60 тыс. человек. В 1908-1909 г. действовало не более 75 губернских и уездных кадетских комитетов (все сельские комитеты распались), а численность партии не превышала 25-30 тыс. человек. В последующий период численность партии неуклонно сокращалась. В 1912-1914 гг. кадетские комитеты имелись в 51 губернском и уездном городе, а общая численность партии составляла не более 10 тыс. человек. После победы Февральской революции 1917 г. быстрыми темпами начался процесс возрождения местных кадетских комитетов. В марте-апреле 1917 г. в стране уже действовало более 380 кадетских организаций, а общая численность партии опять выросла до 70 тыс. человек.
Социальный состав партии кадетов не являлся чем-то неизменным и застывшим. В период революции 1905-1907 гг. в местных партийных организациях было достаточно много мелких торговцев, приказчиков, ремесленников, даже рабочих и крестьян. После поражения революции почти все они отхлынули от партии народной свободы. В 1907-1917 гг. в партии преобладали представители средних городских слоев. После Февральской революции социальный состав кадетов, с одной стороны, демократизировался за счет массового прилива новых людей, а с другой стороны, вобрал в себя бывших членов консервативных партий, сошедших с политической сцены - октябристов, прогрессистов, даже некоторых черносотенцев.
На выборах в Государственную думу партия пользовалась большим успехом в широких кругах интеллигенции и буржуазии. В Думе первого и второго созывов играла руководящую роль. Партия отвергала революционные способы борьбы с правительством, признавая лишь "конституционные" способы борьбы, в рамках существующих основных законов.
В I Думе было 179 депутатов от к. - д. партии. Председателем Думы стал член ЦК С.А. Муромцев, кадетами были также все его заместители и председатели 22 думских комиссий. После роспуска Думы через 2,5 месяца её работы, кадеты сперва участвовали в собрании депутатов в Выборге и в выработке известного "Выборгского воззвания", но вскоре отказались от требований Выборгского воззвания и пошли на выборы во II Думу под очень умеренными лозунгами.
Во II Думе они получили 98 депутатских мандатов (председателем опять был выбран член ЦК, Ф.А. Головин).
В III Думу кадеты провели только 54 депутата, а в следующую (и последнюю) - 59.
Играли решающую роль в последней Думе, в организациях Земского и городского союзов, в Военно-промышленных комитетах. Поддерживали политику правительства в 1-й мировой войне. Инициаторы создания оппозиционного Прогрессивного блока (1915). Выступали под патриотическими, но радикально антиправительственными лозунгами. Известна знаменитая думская речь Милюкова с обвинениями в адрес правительства и двора ("Что это - глупость или измена?").
Преобладали в первом составе Временного правительства, Милюков стал министром иностранных дел. Находясь во власти, к. - д. быстро сдвигались вправо, отходя даже от своих программных принципов. Между ними и меньшевистско-эсеровским блоком происходили конфликты по вопросам внешней политики (уход Милюкова из правительства в апреле), по национальному вопросу (июль), внутренней политике. В общем кадеты были противниками советов рабочих и солдатских депутатов, требовали усиления дисциплины в армии, решительной борьбы с большевиками. Кадеты были близки к высшему командному составу армии (Алексеев и др.).
Летом 1917 года сделали ставку на военную диктатуру и участвовали в организации попытки военного переворота Л.Г. Корнилова, после провала которой были удалены из Временного правительства.
После Октябрьской революции повели вооруженную борьбу как внутри страны, так и на фронтах против Советской власти, за что и были объявлены Советской властью вне закона как враги народа, подвергались преследованиям, расстрелам и пр. В России к. - д. были связаны с разными антибольшевистскими начинаниями (Правый центр, национальный центр, союз возрождения, добровольческая армия), составляли основное ядро белых правительств.
В начале 1920-х партия к. - д. играла большую роль в эмиграции, где ряд программных и тактических вопросов несколько отвел друг от друга различные течения в партии. Правые к. - д. (П. Струве, В. Набоков), составляющие большинство, в своих выступлениях сблизились с монархистами. Левые к. - д. (республиканцы), возглавляемые П.Н. Милюковым, искали опору в крестьянстве, что привело их к сближению с эсерами. Из к. - д. в эмиграции вышла часть так называемых "сменовеховцев", стоящих за признание Советской власти.
Главные пункты программы (на 1913 год)
равенство всех российских граждан без различия пола, религии и национальности;
свобода совести, слова, печати, собраний, союзов;
неприкосновенность личности и жилищ;
свобода культурного самоопределения национальностей;
конституция с ответственным перед народными представителями министерством (парламентский строй);
всеобщее избирательное право по семичленной формуле;
местное самоуправление на основе всеобщего избирательного права, распространяющееся на всю область местного самоуправления;
независимый суд;
реформа податей для облегчения беднейших классов населения;
бесплатная передача крестьянам земель государственных, удельных, кабинетских и монастырских;
принудительный выкуп в их пользу части земель частновладельческих "по справедливой оценке";
право стачек;
законодательная охрана труда;
8-часовой рабочий день, "где его введение возможно";
всеобщее бесплатное и обязательное начальное образование.
культурное самоопределение всех наций и народностей (религия, язык, традиции)
полная автономия Финляндии и Польши.
Союз 17 октября. (октябристы), принявший это название в честь царского Манифеста 17 октября 1905 г., который, как считали октябристы, знаменовал собой вступление России на путь конституционной монархии. Организационное оформление партии началось в октябре 1905 г., а завершилось на I ее съезде, состоявшемся 8 - 12 февраля 1906 г. в Москве.
Партия придерживалась позиции умеренно консервативного либерализма. Ее социальную основу составляли крупная финансовая и торгово-промышленная буржуазия, часть помещиков и деловой интеллигенции. Это была партия крупного капитала - верхов торгово-промышленной буржуазии и помещиков-предпринимателей. Возглавил ее крупный московский домовладелец и промышленник Александр Иванович Гучков, "прирожденный политик", высокообразованный блестящий оратор и публицист.
Среди членов партии - видные земские деятели - граф П.А. Гейден, М.А. Стахович, князь Н.С. Волконский, столичные профессора, адвокаты, деятели науки и культуры - Л.Н. Бенуа, В.И. Герье, Ф.Н. Плевако, В.И. Сергеевич; издатели и журналисты - Н.Н. Перцов, А.А. Столыпин, Б.А. Суворин; представители торгово-промышленного мира и банковских кругов - Н.С. Авдаков, Э.Л. Нобель, Братья В.П. и П.П. Рябушинские; ювелир К.Г. Фаберже.
В целом по своей социальной природе Союз 17 октября был партией служилого дворянства (еще не полностью порвавшего, однако, с традиционными дворянскими занятиями) и крупной, частично “одворяненной" торгово-промышленной и финансовой буржуазии.
В Москве и Петербурге существовали отделения Центрального комитета партии. Помимо ЦК в обеих столицах были созданы городские советы "Союза 17 Октября", которые направляли деятельность районных партийных организаций. Всего в 1905 - 1907 гг. существовала 260 отделов партии, возникшие в основном в период выборов в I Думу. Всего в период 1905-1907 гг. "Союз 17 октября" насчитывал более 30 тыс. членов.
Географически подавляющее большинство местных отделов Союза 17 октября возникло в земских губерниях Европейской России с относительно развитым дворянским землевладением. В губерниях же неземских и особенно на национальных окраинах империи число октябристских организаций было невелико. Немногим больше было и количество октябристских отделов, созданных в сельской местности, - всего порядка 30. Кроме собственных организаций Союза 17 октября в ряде городов возникли немногочисленные студенческие фракции октябристов, а также их немецкие группы. Наконец, в 1905-1906 гг. к партии на автономных началах присоединились 23 политические организации, родственные ей в программно-тактическом отношении.
Разработка программы Союза 17 октября прошла несколько этапов. Первый из них относится к ноябрю 1905 г., когда были изданы упомянутый и весьма общий ее первый вариант, а затем и программное воззвание, подписанное 33 членами ЦК партии первого состава.
Второй период охватывает 1906 и первую половину 1907 г., когда на I съезде Союза 17 октября (февраль 1906 г) программа была принята в значительно расширенном и доработанном виде, а на II съезде (май 1907 г) - подвергнута некоторой редакционной обработке.
Наконец, третий период включает в себя работу двух партийных конференций (в октябре 1907 и ноябре 1913 г), а также III съезда Союза 17 октября (октябрь 1909 г). Особенностью этого периода было то, что программные положения в это время конкретизировались и дорабатывались с прицелом на их внесение в Думу в качестве законопроектов.