143008 (691526), страница 3
Текст из файла (страница 3)
3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных нами объектов социальной работы. Социальные работники – это особая группа, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами. По некоторым данным, в мире насчитывается около 500 тыс. профессиональных социальных работников. Много дипломированных специалистов появилось в последние годы в России. Недипломированных, но профессионально занимающихся социальной работой специалистов значительно больше, особенно в тех странах (в том числе и в России), в которых относительно недавно введена новая профессия – «социальный работник». Точных данных о том, сколько людей занимаются социальной работой на общественных началах, нет, но их число велико (принято считать, что один социальный работник обслуживает 10-15 человек).
4. Преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.
5. Исследователи социальной работы: научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики. В России практически уже создано несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др. Их представители, разрабатывая проблематику социальной работы, уделяют особое значение отдельным ее направлениям [11, 27].
Социальная работа существует и реализуется в обществе на профессиональном и непрофессиональном уровнях. В России, принимая во внимание экономическое, политическое и социально-психологическое состояние общества, важной задачей является соединение всех форм и направлений как профессиональной, так и непрофессиональной социальной работы в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям в интересах людей. Современное гражданское общество можно представить в виде трех неотъемлемых составляющих, которые позволяют выделить основные институты, функционирующие в нем:
– государственный: органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственных предприятий и организаций, действующих в любой сфере деятельности, в том числе социальной, основанных на государственной и смешанной формах собственности, с преобладающей долей государственного участия;
– коммерческий (бизнес-сектор): неправительственная прибыльная организация;
– «третий сектор», который называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим), филантропическим или, как называют эти организации в странах Запада, — «не для прибыли» (not for proft) [7, 23].
К непрофессиональному уровню социальной работы относятся различные виды добровольной помощи и взаимоподдержки, которые являются частью жизни отдельных людей и социальной практики в целом. Участие в социально ценной волонтерской (добровольческой) деятельности само по себе способно вызвать позитивные изменения в личности. В последние несколько лет в Российской Федерации, как и во многих странах мира, наблюдается рост интереса к добровольчеству на общественном и государственном уровнях.
Потенциал добровольчества и неправительственных организаций все больше востребуется во многих сферах общественной жизни, таких как образование, здравоохранение, спорт, культура, обустройство и развитие территорий, реализация городских целевых программ, защита прав и интересов граждан; в решении проблем детей и молодежи, социально уязвимых групп населения, занятости, урегулировании социальных, национальных и иных конфликтов, при стихийных бедствиях и др. [3, 52].
Добровольчество становится все более популярным среди молодого поколения, являясь эффективным способом получения новых знаний, развития навыков активной общественной жизни, проведения общественно полезного досуга. Обозначаются тенденции к развитию корпоративного добровольчества (добровольное участие сотрудников кампаний в решении проблем местных сообществ). В обществе (в основном в организациях некоммерческого сектора) возрастает социальная значимость и признается экономическая эффективность добровольческой деятельности.
Добровольческая деятельность – это деятельность, приносящая пользу обществу, осуществляемая людьми на общественных (добровольных) началах индивидуально или коллективно на основе свободного и осознанного выбора. В рекомендациях и резолюциях ООН термины «добровольчество», «на добровольных началах» и «добровольческая деятельность» рассматриваются как «широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, осуществляемые добровольно на благо общества» [26, 30].
В современной России понятие «добровольцы» определено в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», как «граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благо получателя, в частности, в интересах благотворительной организации» [6, 35].
Принимая во внимание экономическое, политическое и социально-психологическое состояние общества в России, важной задачей является соединение субъектов всех уровней в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям в интересах людей. Однако в настоящее время в России добровольческая деятельность не имеет достойной государственной поддержки, развивается хаотично, слабо освещается в средствах массовой информации, но в последнее время активно создаются и развиваются многочисленные социальные движения, фонды, организации, в том числе большое количество детских и молодежных общественных объединений.
Переосмысление сущности и фундаментального значения добровольчества в жизни общества в экономически развитых странах мира происходило примерно 20 лет назад. Вклад добровольцев, не только в социальное, но и в экономическое развитие, рассматривается одним из важнейших факторов устойчивого развития общества. Международный опыт показал, что чем раньше в истории любой страны государство начнет инвестировать в развитие общественных ресурсов через поддержку добровольчества, тем быстрей общество сможет раскрыть свой потенциал и тем быстрее страна начнет набирать темпы социально экономических реформ. К числу основных мер по созданию благоприятной среды для добровольчества, рекомендуемых ООН, относятся: формирование государственной политики поддержки добровольчества; создание и функционирование системы добровольческих центров [3, 53].
Импульсом для современного этапа развития добровольческого движения в России послужили демократические преобразования в стране, которые привели к активизации добровольных гражданских инициатив, новым формам самоорганизации граждан и формированию нового для России некоммерческого «третьего» сектора. Экономическая оценка добровольческой деятельности не может сравниться с истинной ценностью вклада, произведенного добровольцами, его измерение служит важнейшим инструментом, позволяющим определить и представить обществу огромную ценность добровольчества.
В настоящее время существуют два основных типа добровольческой деятельности: управляемая и неуправляемая. Как правило, неуправляемая добровольческая деятельность представляет собой спонтанную помощь друзей и соседей: присмотр за детьми, оказание мелких услуг, использование каких-либо вещей, взятых у соседей, помощь во время стихийных бедствий, катастроф. Управляемая деятельность добровольцев как правило, осуществляется через некоммерческие, государственные или частные организации, считается более организованной и регулярной [26, 31].
К организованным формам добровольчества можно отнести многообразные виды гражданской активности, направленные на социальные, экологические, экономические, культурные изменения через деятельность добровольцев в неправительственных организациях; органах государственной власти и местного самоуправления (консультации, лоббирование законодательства, общественные советы, реализация совместных проектах, др.); в организациях взаимопомощи, создающихся для решения общих проблем (например, инвалидов, жилищных, одиноких матерей, др.); избирательных кампаниях; в школьной и студенческой жизни, включая общественно-полезный досуг, творческая деятельность молодежи, др.
Во многих странах спонтанное или неуправляемое добровольчество является доминирующей формой проявления добровольческой деятельности. Организованное добровольчество – это спланированный, мобильный и управляемый процесс, осуществляемый профессионально подготовленными людьми, работающими на оплачиваемой основе, а также добровольцами. В основном организованные формы добровольчества существуют в странах с высоко развитой экономикой [3, 54].
В связи с этим, субъектами социальной работы являются те, кто оказывает помощь, поддержку, осуществляет защиту. В качестве субъектов социальной работы выступают люди, учреждения, организации (благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца; это и общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров), социальные институты, призванные решать и решающие те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной работы. Существующие в настоящее время субъекты социальной работы имеют разную степень включенности в практику социальной работы, так высокая степень включенности характерна для государственного сектора; средняя – у негосударственного и коммерческого сектора.
3. Характер субъектно-объектных отношений в социальной работе
Говоря о объекте и субъекте социальной работы следует иметь в виду тот факт, что данная деятельность носит субъектно-объектный характер, так как главным объектом и одновременно субъектом социальной работы является человек [18, 76].
Не всегда человек может быть субъектом, а объектом выступает постоянно. Это связано с разными этапами его возрастного развития: ребенок, юноша (девушка), взрослый человек, пожилой человек. Ясно, что на первом и последнем этапах он выступает прежде всего в качестве объекта социальной работы, хотя в определенной ситуации и на разных этапах старости он может также быть субъектом (воспитателем, помощником, организатором, советчиком и т.д.).
Дети в старшем возрасте также могут выполнить роль субъекта (члена каких-либо организаций, помогающих старшим людям и маленьким детям, организатора спортивных, оздоровительных и других мероприятий и т.д.). У молодого и взрослого человека шансы стать объектом или субъектом социальной работы примерно равны. Однако именно во взрослом состоянии, как правило, люди могут выполнить роль субъекта в социальной сфере, что предопределяется их зрелостью, получением образования, соответствующей профессии, специальности, участием в трудовой и общественной деятельности [17, 87].
Каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сферу жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семье могут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), – т. е. каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите.
В то же время надо иметь в виду, что человек является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое (физиологическое и психическое) и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопроникновении. Именно эти стороны (компоненты качества) человека обусловливают его положение и в качестве объекта, и в качестве субъекта. Так, больной (с неизлечимыми и трудноизлечимыми болезнями), перенесший психологический шок, есть объект социальной работы. В то же время, имея знания и овладевая умениями, человек этот может выступать и субъектом. Не говоря уже о специалистах (врачах, психиатрах и т.д.).
Человек есть существо и природное (биологическое), и производящее, политическое (социальное), и разумное, культурнoe, нравственное (духовное). Он аккумулирует в себе весь комплекс общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Он есть дитя человеческой истории, результат развития общественного исторического процесса [19, 96].
Одновременно он и творец этого общества, объект и субъект общественных отношений. Связь между человеком и обществом носит коррелятивный характер. Это такая взаимозависимость, которая не «растворяет» их относительную самостоятельность. Общество производит человека как человека — человек производит общество. Общество со своими экономическими политическими отношениями, культурными формами не есть некое самодовлеющее целое, независимое от человека и его деятельности Оно само выступает как человек в его общественных связях и отношениях, т. е. совокупность отношений и форм практической деятельности людей.