15207 (686483), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Вывод: раньше у нас были колхозы миллионеры и были бы до сих пор, благодаря аграрной политики тех времен, но правительство России решили пойти по пути развитых стран и повернулись на запад, копируя у них и приспосабливая под себя, поэтому на данный момент, о существовании таких колхозов можно узнать лишь из истории, так как в России западная модель не прижилась.
4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ЗЕМЕЛЬ ОТ ДЕГРАДАЦИИ
В нашей стране накоплен богатый научный и производственный опыт защиты земель от деградации и повышения их продуктивности в условиях централизованной и плановой системы управления агропромышленным комплексом, бесплатного землепользования, монополии государственной собственности на землю с преобладанием крупных сельскохозяйственных предприятий.
В процессе социально-экономических преобразований в стране создана новая экономическая система, основанная на рыночных отношениях: введено многообразие форм собственности и платность землепользования; на основе бывших колхозов и совхозов созданы АО, КФХ, СПК, ООО; земля приобрела статус недвижимости и включена в оборот. В ходе реформ сокращены объемы работ по мелиорации земель и защите почв от эрозии, ослаблено внимание сохранению и повышению плодородия почв. В результате этого происходит деградация земель: эрозия и засоление почв, подтопление, переувлажнение, заболачивание, зарастание сельскохозяйственных угодий лесом и кустарником, снижение продуктивности естественных кормовых угодий. Продолжается интенсивное загрязнение земель промышленностью, автомобильным и железнодорожным транспортом, неорганизованными бытовыми и промышленными отходами. Все это приводит к сокращению площади сельскохозяйственных угодий, снижению плодородия почв, урожайности возделываемых сельскохозяйственных культур и снижению качества продукции.
В этих условиях совершенствование организационно-экономического механизма защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации имеет исключительно большое научное и практическое значение. Значительный опыт по защите пашни от деградации накоплен в Республике Башкортостан.
Термин «деградация» происходит (от латинского слова degradation), буквально означающего «снижение». В Большой Советской Энциклопедии деградация определяется как «движение назад, постепенное ухудшение, упадок, снижение качества».
В разработанной Роскомземом и Минприроды РФ «Методике определения размеров ущерба от деградации почв и земель» выделены следующие основные типы и виды деградации почв и земель:
-
эрозия почв (водная и ветровая);
-
технологическая (нарушение земель, физическая деградация и агроистощение);
-
засоление почв (собственно засоление и осолонцевание); заболачивание.
Более половины (51,3%) всего земельного фонда Республики Башкортостан занимают сельскохозяйственные угодья, а в составе земель сельскохозяйственного назначения – 86,7%.
Экономическая роль продуктивных сельскохозяйственных угодий в обеспечении населения продовольствием неуклонно возрастает. В то же время площади сельскохозяйственных угодий и их продуктивность постоянно сокращается. Поэтому организационно-экономический механизм защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации должен включать и меры по защите их от негативных воздействий и необоснованных изъятий. Так, при использовании сельскохозяйственных угодий вдоль автомобильных дорог не учитывают, что негативному влиянию тяжелыми металлами выхлопных газов подвергается полоса шириной в 200 метров по обе стороны дорожного полотна. Кроме того, собственники инженерных сетей и коммуникаций (линии электропередач, трубопроводы и газопроводы) вообще не компенсируют убытки сельскохозяйственных предприятий за создание неудобств в процессе использования их земель.
Экономической основой механизма защиты земель от деградации является оценка их продуктивности на основе доброкачественных материалов почвенного обследования и мониторинга земель. Программа осуществления государственного мониторинга земель на 2003-2010 годы утверждена Госкомземом РБ от 7 июля 2003 года № 43.
Организационной основой защиты сельскохозяйственных угодий от деградации являются долгосрочные программы, схемы и проекты землеустройства.
В частности, по Республике Башкортостан в разные годы были разработаны Генеральная схема использования земельных ресурсов, Генеральная схема противоэрозионных мероприятий, Генеральная схема развития мелиорации земель, Комплексная программа повышения плодородия почв, схемы использования земель в водоохранных зонах рек и водоемов, схемы и проекты землеустройства по всем сельскохозяйственным предприятиям республики. Анализ этих документов показал, что они были разработаны применительно к условиям централизованного планирования крупных сельскохозяйственных предприятий при монополии государственной собственности на землю. В условиях перехода к земельно-рыночным отношениям, при многообразии форм хозяйствования и прав на землю они нуждаются в совершенствовании. В диссертации обоснована необходимость этих работ и способы их совершенствования.
Залогом эффективного использования земель является наличие доброкачественной информации о состоянии и использовании земель. Такая информация формируется в результате проведения аэрофотогеодезических и картографических изысканий, почвенно-геоботанических обследований, инвентаризации земель, землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель.
Основу экономического механизма защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации в современных условиях составляют экономическое стимулирование и экономическая ответственность за нарушения установленных режимов охраны и использования земель.
Экономическое стимулирование охраны земель включает:
-
возмещение затрат собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков на освоение и улучшение малопродуктивных и деградированных земель;
-
обязательное возмещение ущерба за загрязнение земли, утрату плодородия почв, других ее полезных качеств, за выведение земель из сельскохозяйственного оборота;
-
предоставление льгот по налоговым и арендным платежам, а также финансовой и кредитной поддержки собственникам, владельцам и землепользователям на инвестиции в сохранение и повышение плодородия почв.
Экономическая ответственность за нарушение установленных режимов охраны и использования земель включает:
-
наложение штрафных санкций за использование земли не по назначению, снижение почвенного плодородия, развитие эрозионных процессов, нарушение земельного законодательства;
-
компенсацию убытков и упущенной выгоды смежным владельцам, землепользователям и арендаторам;
-
пени за несвоевременное внесение платы за землю.
В Республике Башкортостан с 1996 года проводится большая целенаправленная и планомерная работа по выявлению и залужению деградированных земель и переводу её в сенокосы и пастбища. Залужение деградированных земель снижает развитие эрозии почв, потерю гумуса и питательных веществ почвы, улучшает структуру земельных угодий и тем самым способствует повышению урожайности возделываемых культур, снижению затрат на их возделывание, улучшению кормовой базы хозяйств и повышению эффективности всего производства. В то же время сокращение посевных площадей приводит к сокращению валового сбора сельскохозяйственных культур и отражается на уровне обеспечения населения продуктами питания.
Вывод: Экономическая роль продуктивных сельскохозяйственных угодий в обеспечении населения продовольствием неуклонно возрастает. В то же время площади сельскохозяйственных угодий и их продуктивность постоянно сокращается, но благодаря моделированию экономического механизма земель от деградации, при своевременном вмешательстве этого можно избежать.
5. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ И ЕЁ ПРОВЕДЕНИЕ
Основной целью земельной реформы в постсоветской России было разгосударствление земли, создание условий для возникновения рынка земли и субъектов этого рынка, владеющих землей на правах частной собственности. Для легализации такого необходимого элемента рыночной экономики, как гражданский оборот земель, потребовалось более 10 лет дискуссий, расколовших общество и законодателей. Особенно ожесточенные дебаты между сторонниками и противниками коммерциализации земли велись по вопросу о землях сельскохозяйственного назначения.
Известно, что в советский период союзное государство обладало монополией собственности на землю, возникшей в результате ее национализации и закрепленной в Конституции СССР: «В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса». Первая попытка изменить эти положения была предпринята в конце 1980-х годов в рамках реформирования социалистической системы. Закон «О собственности в СССР» и Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, вступившие в силу в 1990 году, ликвидировали монополию союзного государства, вводя множественность субъектов права (публичных) и многообразие форм собственности на землю. И хотя разработчикам Основ не удалось легализовать понятие частной собственности, в результате политического компромисса был введен институт пожизненного наследуемого владения землей, являвшийся по сути завуалированной формой ограниченного права частной собственности.
Официальный старт денационализации земли и земельной реформы в Российской Федерации был дан 1 января 1991 года, когда вступили в силу Законы РСФСР «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Вместе с новым Земельным кодексом, принятым в 1991 году, и законом «О плате за землю» они создали правовую базу для возникновения различных форм земельной собственности: государственной, муниципальной, частной.
На этом начальном этапе реформы основной задачей правительства было перераспределение земельного фонда в пользу граждан и создание нового типа сельскохозяйственных производителей — индивидуальных фермерских хозяйств. Однако, вопреки ожиданиям, массового исхода крестьян из коллективных хозяйств не произошло. Те, кто решился вести индивидуальное хозяйство, столкнулись с немалыми трудностями: часто им выделялись не самые качественные или неудобно расположенные земельные участки, не было кредитов, не хватало техники. Начинающие фермеры испытывали противодействие и негативное отношение не только со стороны колхозных и местных властей, но и самих колхозников. Со временем государственная поддержка фермеров практически сошла на нет, многие из вновь созданных индивидуальных хозяйств разорялись и банкротились. Основной рост фермерства наблюдался в период с 1992 по 1994 год, когда число хозяйств возросло с 49 до 270 тысяч, а в 1996 году оно достигло своего «пика»: 279,1 тысячи фермерских хозяйств, располагающих 12 001 гектаром сельхозугодий. Затем это число стало сокращаться при некотором возрастании общей площади земельных наделов.
С целью ускорения аграрных преобразований в 1991 году был издан указ президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и ряд постановлений правительства по реорганизации колхозов и совхозов, обязывавших последние в установленные сроки принять решение о преобразовании в новые формы хозяйствования (АО, товарищества на вере, кооперативы и т. д.) либо о сохранении прежней. За 1992–1994 годы большинство предприятий аграрного сектора прошли перерегистрацию с изменением организационно-правового статуса, однако во многих случаях происходила лишь формальная «смена вывески», не затрагивающая основ внутриколхозных отношений. В основу приватизации сельскохозяйственных земель и иной собственности коллективных хозяйств был положен принцип социально справедливого уравнительного распределения, в рамках которого предусматривалась передача на безвозмездной основе в собственность членам трудовых коллективов, а также работникам социальной сферы села и пенсионерам усредненных земельных долей и имущественных паев. В результате этих преобразований собственниками земельных долей стали около 12 миллионов бывших колхозников и работников совхозов, однако это право собственности долгое время оставалось виртуальным — в натуре земельные доли не выделялись, не было ясности и в вопросе о том, как крестьяне могут реально ими распорядиться.
К середине 1995 года многие субъекты РФ из политических или иных соображений задерживали (а некоторые и вовсе не начинали) выдачу свидетельств на земельные доли. При этом местными законодателями нередко вводились дополнительные ограничения на сделки с землей. К 1995 году свидетельства на земельные доли получили около 70 процентов собственников; к 2000 году, по данным Госкомзема России, — 91,2 процента, из которых около 2/3 распорядились правами на свои земельные доли.
В июле 2002 года был принят внесенный правительством компромиссный вариант закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который носил «рамочный» характер и наделял широкими властными полномочиями по созданию рынка земли субъекты Федерации. Предполагалось, что законодательные собрания регионов примут соответствующие законы и определят сроки их введения исходя из своих природно-климатических, культурных, социально-экономических особенностей.
Вывод: в связи с разгосударствлением земли, создание условий для возникновения рынка земли и субъектов этого рынка, владеющих землей на правах частной собственности, планировалось резкий взрыв Ф