96015 (685106), страница 4
Текст из файла (страница 4)
В силу замедленного развития процесса акционирования и неразвитости фондовых рынков в арабских странах уровень рыночной капитализации в рассматриваемом регионе, по данным на середину 1998 г., не превышал 157 млрд. долл., причем одна треть этого объема приходилась на Саудовскую Аравию. В среднем, стоимость обращающихся акций и других подобных ценных бумаг по отношению к ВВП составляла 40% против 80% у других государств с переходной экономикой.
В большинстве арабских стран действуют ограничения на интернационализацию их национальных валют. Например, иностранцы-нерезиденты не имеют права получать заемные средства на рынке местной валюты. На фондовых рынках рассматриваемого региона не осуществлялись «короткие» продажи ценных бумаг (т.е. продажи в расчете на снижение стоимости этих активов без их наличия у продавца) и заключение сделок с частичной оплатой, т.е. обязательна оплата инвесторами полной стоимости купленных акций для получения права собственности на них. Опционный и фьючерсный рынки для торговли акциями в регионе фактически отсутствуют. В конце 1998 г. на Кувейтской фондовой бирже стали проводиться фьючерсные операции, но в крайне ограниченных масштабах. Они реализуются через «Kuwait Investment Authority Fund», который охватывает 12 из 80 зарегистрированных на бирже компаний.
Все перечисленные обстоятельства не способствуют мобилизации внутренних финансовых ресурсов, а также притоку в арабские страны портфельных инвестиций из-за рубежа. Портфельные фонды, поступившие в эти государства в 1997 г. и 1998 г. оценивались в 2,5 млрд. долл. (18% всего притока иностранного капитала) и 0,5 млрд. долл. (6%) соответственно. Решение проблемы более широкого привлечения иностранных инвестиций, особенно в реальный сектор, видится в дальнейшем развитии и последовательной либерализации финансовых рынков арабских стран, реорганизации их государственных финансовых систем с одновременным повышением роли рыночных рычагов и механизмов (налогов, тарифов, процентных ставок и т.п.), в новых инициативах по улучшению инвестиционного климата.
По мнению многих западных и арабских аналитиков, подобная политика должна быть дополнена структурными изменениями, включающими преодоление бюрократических препон и внедрение строгого мониторинга банковской системы. С целью поощрения более широкого участия частного капитала в экономическом развитии необходимо создать адекватную нормативную базу, внедрить прозрачную финансовую отчетность корпоративных структур, банков и правительства. Регион также нуждается в более значительных прямых и портфельных инвестициях, укреплении ликвидности фондовых рынков путем приватизации и создания инструментов для мобилизации внутренних сбережений.
Создание адекватных институциональных систем в арабских странах является существенным элементом, дополняющим макроэкономическое регулирование и структурные реформы. Ведь частные инвестиции нуждаются в экономической среде, в которой хозяйственные структуры рыночноориентированы, а их деятельность прозрачна, предсказуема и поддерживается со стороны государства. Отсутствие необходимой институциональной и законодательной базы инвестирования ведет к недостаточной прозрачности регулирующих систем, что, в свою очередь, трансформируется в более высокие риски и издержки, связанные с коммерческой деятельностью. В этой области у арабских стран существует множество нерешенных проблем, им предстоит создать и укрепить институты, отвечающие за обеспечение прав собственности, радикально пересмотреть законодательные и регулирующие системы с целью поощрения конкуренции, сокращения раздробленности рынков и ограничения местных олигополий.
Важно подчеркнуть, что поскольку глобализация представляет собой объективный процесс, главная проблема для арабских, как и для других развивающихся государств, заключается в осознании реалий неизбежных перемен и проведении соответствующей экономической политики, учитывающей необходимость минимизации социальных издержек, смягчения напряженности, возникающей в широких слоях общества, в частности, путем создания жизнеспособных систем социальной защиты и принятия мер, направленных на развитие трудовых ресурсов. Согласно данным ЮНЕСКО, число учащихся начальных и средних школ в арабских странах заметно выросло в 1970–1980-е годы, однако в последующий период прогресс замедлился. Более того, число учащихся средних школ сократилось в конце 1990-х годов на 25%. Только 11% граждан арабских стран в возрасте от 18 до 23 лет учатся в высших учебных заведениях по сравнению с 76% в США. Все еще высок уровень неграмотности, особенно среди женщин. Несмотря на относительно высокие расходы на образование в арабском регионе, его качество ухудшается. Система обучения в рассматриваемых государствах отличается, в частности, слабой ориентированностью на удовлетворение потребностей рынка. Например, в Саудовской Аравии она имеет существенный крен в сторону изучения теологии.
Еще одной не менее, а, возможно, наиболее важной тенденцией современного развития стран региона является проблема смены власти на Арабском Востоке. Начиная с середины 1990-х годов, в регионе ускорились процессы смены правящих элит и прихода к власти молодого поколения арабских лидеров. Однако механизм смены власти в Арабском мире остается во многом традиционным и плохо соответствует задачам нового времени. Данное обстоятельство не только чревато возможностью возникновения новых серьезных внутренних кризисов в арабских странах и тормозит процессы демократических преобразований в них, но и существенно затрудняет разрешение прежних конфликтных ситуаций, прежде всего арабо-израильского конфликта.
Действительно, одной из главных проблем, с которой сталкиваются сегодня арабские политические системы, является не столько их возможная нестабильность, сколько незыблемость существующих веками государственных устоев. Арабские лидеры как группа значительно старше руководителей других стран мира. Многие из них находятся на своих постах десятилетиями. Это и президенты Египта Х. Мубарак, Йемена А. Салех, саудовский монарх Фахд, лидер Ливийской Джамахирии М. Каддафи. Это же касается и многих руководителей ключевых министерств и ведомств арабских стран.
К числу проблем арабского мира следует отнести то, что арабский мир переживает кризис в области обеспечения своей национальной безопасности. В ряде государств положение характеризуется нестабильностью, низким уровнем экономического развития, усилением политической, экономической, социальной, военной и финансовой зависимости. Помимо «внутренних» проблем арабской безопасности, существует и внешняя угроза, которую, по мнению автора несут сионистские, американские планы, направленные на ослабление арабского мира, установление в нем своего господства, обеспечение доступа к его природным ресурсам, препятствие его успешному развитию, подавление стремления к сохранению национальной самобытности арабской нации.
Дадим характеристику различных сторон пограничных, региональных, экономических, идеологических конфликтов:
1. Арабо-израильский конфликт представляет собой длительную, изнурительную национально-социальную борьбу в защиту достоинства и будущего арабского народа, включая проблему земель, культуры, идеологии, борьбы против колониализма. Это, несомненно, основной конфликт в регионе.
2. Межарабские конфликты возникают по различным вопросам и направлениям. Они характеризуются гибкостью, скоротечностью их возникновения и исчезновения. Система не знает союзов, которые не были бы подвержены изменениям. Это один из источников динамичности системы. В этой связи автор раскрывает основные черты конфликтов между арабскими странами:
– Идеологические и политические разногласия – это противоречия по различным аспектам социальных отношений, по вопросам внешней политики по вопросам арабского единства (в степени серьезности подхода к достижению единства), по вопросам отношений с Израилем (подходы к решению конфликта).
– Территориальные разногласия. Например, между Саудовской Аравией, Оманом и Абу Даби; между Кувейтом и Ираком, между Саудовской Аравией и Йеменом, между Египтом и Суданом, Алжиром и Марокко.
3. Конфликты арабских стран с неарабскими – это конфликты между одним или рядом стран арабской системы с неарабской стороной, в основном из-за границ. (Конфликты между Сомали и Эфиопией из-за Огадена; между Ираком и Ираном из-за Шатт эль-Араб; между ОАЭ и Ираном из-за островов Танаб аль-Кубра, Танаб аль-Сутра и Аби Муса; между Сирией и Турцией из-за Александретты).
В последние годы острой становится проблема водных ресурсов в арабском мире.
Объем водных ресурсов в арабском мире составляет около 371,8 млрд. м. Из них используется 208,8 млрд. м, 3,6% используется в качестве питьевой воды; 3,7% – в промышленности, остальная часть – в сельском хозяйстве; доля водных ресурсов арабских стран различна: на страны Машрика приходится 40,9%, на страны Магриба – 23%; на государства бассейна реки Нил – 31%, на Аравийский полуостров -4,6%. Поверхностные воды составляют основную часть водных ресурсов арабских стран.
Политика Израиля по данному вопросу не приемлема для арабов. Она противоречит всем международным нормами по вопросам использования водных ресурсов. Израильская стратегия базируется на принципе, который крайне опасен как для арабских водных ресурсов, так и для национальной безопасности арабских стран в целом. Этот принцип заключается в том, что «вода – это стратегический источник, который должен находиться под военным контролем».
Таким образом, способность арабских стран получить потенциальные выигрыши от глобализации будет напрямую зависеть, прежде всего, от качества их внутренней политики. Этот фактор действительно является решающим для ускорения не только интеграции в мировое экономическое пространство, но и экономического роста. С другой стороны, глобальное сообщество также может предпринимать шаги, которые способствовали бы облегчению подобной интеграции, в частности, путем присоединения к торговым соглашениям, стимулирующим экспорт из арабских стран и внутрирегиональную торговлю, поощрения передачи технологий, предоставления финансовой поддержки. Успешная интеграция арабских стран в глобальную экономику могла бы помочь рассматриваемым странам в достижении таких приоритетных социально-экономических целей, как снижение безработицы и повышение уровня жизни широких слоев населения.
2. Специфика и проблемы интеграционных процессов в арабском мире
2.1 Формы интеграции в арабском мире
Арабский мир способен стать реальной силой только при условии внутренней интеграции. Для этого у него есть определенные предпосылки. Арабский мир един территориально, он мононационален (90 процентов жителей арабских стран составляют арабы), объединен общим языком, историей и культурой, общими задачами в поддержании оборонного потенциала. К активизации интеграционных процессов арабские страны подталкивает специализация международной торговли и продолжающаяся зависимость от западных стран.
Арабская интеграция имеет свою историю. Перемены, происходившие в арабских государствах на протяжении XX в. существенно отразились на различных сферах жизни арабов, включая идейно-политическую. Это выразилось в возникновении и эволюции целого ряда концепций и доктрин светского типа, из которых наиболее влиятельной и распространенной стал арабский национализм (панарабизм), основанный на представлении об арабах как о единой нации.
В проанглийском окружении короля Фейсала I в Ираке, а также в дворцовых элитах Египта и Иордании (в период 1920–1940-х гг., о котором идет речь, – Трансиордании) выдвигались планы объединения арабов «сверху» в рамках так называемого «Благодатного полумесяца» и «Великой Сирии», тогда как в «низах» происходил процесс создания партий националистического типа, как например, партии арабского социалистического возрождения БААС, ставившей конечной целью своей деятельности полное освобождение арабов и объединение разрозненных частей арабской родины в едином государстве.
Ни один из планов объединения «сверху» из-за целого ряда факторов как субъективного, так и объективного характера не был реализован. Определенным исключением явилась лишь Арабская лига (современное название – Лига Арабских Государств), которая стала лишь координационным органом, а не инструментом интеграции, как это планировалось при ее создании.
Лига арабских государств – общеполитическое объединение, целью деятельности которого является укрепление сотрудничества между арабскими странами. Лига Арабских Государств создана в 1945 г. на конференции арабских государств в Каире. Ее Пакт (устав) был подписан 22.03.45 г. и вступил в силу 10.05.45.
В настоящее время в состав Лиги входят 22 государства: Египет, Судан, Сомали, Джибути, Коморские острова, Ирак, Иордания, Сирия, Ливан, Палестина (ПНА), Алжир, Ливия, Тунис, Марокко, Мавритания, Йемен, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Оман, ОАЭ.
Постоянным местопребыванием штаб-квартиры ЛАГ является Каир. Деятельность Лиги строится на основе ее Устава, вступившего в силу 11 мая 1945 г. Высшим руководящим органом организации является Совет ЛАГ, созываемый дважды в год (в марте и сентябре) на уровне министров иностранных дел. Генеральный секретарь ЛАГ избирается Советом на 5 лет. С мая 2001 г. этот пост занимает бывший министр иностранных дел Египта Амр Муса.
Лига имеет свои представительства или информационные бюро во Франции, Англии, ФРГ, Испании, Австрии, Италии, Бельгии, Швейцарии, Греции, Канаде, США, Бразилии, Аргентине, Мексике, Японии, Китае, Индии, Кении, Сенегале, Эфиопии, а также представительство в России.
С целью разрешения актуальных проблем, затрагивающих интересы арабских стран, в рамках ЛАГ образуются специальные комитеты («Комитет 8-ми» по положению на оккупированных Израилем территориях, «Комитет 3-х» по Ливану, «Комитет 3-х» по ближневосточному урегулированию, «Комитет 7-ми» по Ливии, «Комитет по Иерусалиму», «Комитет 7-ми» по Ираку и т.д.).
Государства-члены Лиги одновременно являются членами специализированных агентств при ЛАГ, таких, как Арабская организация промышленного развития и добывающих отраслей экономики. Арабская организация сельскохозяйственного развития. Арабская организация по атомной энергии. Арабская организация труда. Арабский почтовый союз, Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ) и др.















