2270 (684753), страница 7
Текст из файла (страница 7)
| Продолжение таблицы 2.1 | 5 | давления в связи с "особым" статусом на рынке.
|
| 4 | нальных интересов эмитентов и инвесторов.
не уполномоченные инвесторы. На рынке отсутствует институт уполномоченных дилеров, маркет-мейкеров. | |
| 3 |
| |
| 2 | всей совокупности организаций. Входящих в холдинг. Эта совокупность организаций охватывает в своей работе различные стороны функционирования фондового рынка. А также покупка и продажа ценных бумаг в интересах других лиц, согласно законодательству Германии, является банковской операцией. Поэтому только банки имеют возможность осуществлять эти операции | |
| 1 | Могут быть только физические лица | |
| А |
2.2.1 Рынки и инструменты
Исследования различных рынков, организованных биржами- членами Федерации, показывают, что их активность концентрируется преимущественно на традиционных продуктах - акциях и облигациях. Неудивительно, что 98 % бирж формируют рынки акций (за исключение ем, например, Чикагской биржи опционов -Chicago Board Option Exchange - CBOE), 82 % - также рынки облигаций. Следовательно, доходы фондовых бирж складываются преимущественно за счет эксплуатации типичных биржевых продуктов - акций и облигаций.
Р
ынки производных инструментов - дериватов - пока еще недостаточно представлены в Федерации, особенно если учесть колоссальное развитие в мире торговли фьючерсами и опционами с середины 80-х. Среди бирж-членов Федерации 48 % организуют рынки опционов и 30 % - рынки фьючерсов (рисунок 2.1). Эти цифры, однако, отражают различные организационные формы:
Рисунок 2.1 - Вилы инструментов, торгуемых на биржах - членах FIBV
фактически в некоторых странах рынки дериватов управляются компаниями (биржами), не зависимыми от фондовых бирж, такими, как LIFFE в Великобритании или до недавнего времени МАТIF SА во Франции, в то время как SOFFEX в Швейцарии или DТВ в Германии интегрированы в фондовые биржи и их данные включены в статистику Федерации.
Доля рынков дериватов среди бирж-членов в последнее время существенно растет. Это, по мнению ряда экспертов, вызвано следующими факторами: во-первых, отдельные биржи "поглотили" существующие рынки дериватов и поставили их под свое управление, чтобы снизить стоимость эксплуатации рынков и успешнее конкурировать с другими биржами (Германия и Швейцария). Во-вторых, некоторые фондовые биржи (в Азии и Южной Америке) недавно создали рынки дериватов, чтобы диверсифицировать свои продукты и соответствовать растущим требованиям инвесторов для хеджирования.
Анализируя региональную структуру рынков срочных инструментов среди членов Федерации,, следует отметить, что 75 % североамериканских бирж (самый высокий показатель) создали рынки опционов в своих "стенах" против 37,5 % в Европе (самый низкий показатель). Неудивительно, что рынки срочных дериватов наиболее раз виты в Северной Америке, где культура производных получила боль шее распространение среди инвесторов, чем в других регионах. По мнению специалистов FIBV, в Европе эта доля вряд ли будет динамично расти в ближайшие годы, поскольку интеграция рынков введение единой европейской валюты (евро) приведут к сокращению количества рынков дериватов (по крайней мере валютных производственных). Следует отметить, что 60 % южноамериканских бирж-членов Федерации развивают рынки опционов и фьючерсов, в целом показатель по Южной Америке превышает средние показатели FIBV.
2.2.2 Тенденции совершенствования организационно-правовой формы бирж
Большая часть фондовых бирж-членов Федерации зарегистрирована в качестве компаний (70 %), ассоциаций (16 %) и других структур (14 %). В другие структуры на Европейском континенте включаются фондовые биржи, которые находятся в собственности государства или регулируются специальными правовыми актами (17 %), в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) - биржи различных организационно-правовых форм (25 %). В Южной Америке большинство фондовых бирж зарегистрированы не как компании, а как ассоциации (60 %), что превышает показатели других регионов и среднестатистические показатели Федерации (рисунок 2.2).
Р
исунок 2.2 - Организационно-правовая структура бирж - членов FIBV (в %)
Анализ данной статистики позволяет выявить интересный тренд, который характерен для фондовых бирж во всем мире в части собственности. В последнее время, как свидетельствуют факты, ряд фондовых бирж изменил свою организационно-правовую форму, чтобы укрепить внутреннюю архитектуру для успешной конкуренции с другими международными рынками. Наблюдается тенденция перехода от форм ассоциаций и организаций, регулируемых специальными правовыми актами, к компаниям акционерного типа, в результате чего их членская (акционерная) база стала более открытой и многообразной. В качестве примеров можно привести Австралийскую фондовую биржу, Амстердамскую фондовую биржу, биржи Италии, Стокгольмскую фондовую биржу. Похоже, что число фондовых бирж, перерегистрированных в качестве компаний, в ближайшие годы будет возрастать не только в Европе, но и в Азии, а также в Южной Америке.
Во всех странах фондовые рынки сталкиваются с новыми испытаниями, в частности, такими, как усиление конкуренции со стороны других рынков, включая частные торговые системы и Интернет. Это внешнее давление вынуждает фондовые биржи адаптировать свою внутреннюю структуру к меняющимся воздействиям. Ус псх адаптации все больше и больше зависит от структуры самих бирж. Кроме того, для большей адаптации и постоянного развития технологии и модернизации рынков необходимы масштабные инвестиционные программы, что требует существенных новых капиталовложений. Для привлечения нового капитала некоторые фондовые биржи решили принять статус регулируемых специальными правовыми актами и открыть доступ для более широкого круга инвесторов в качестве своих совладельцев, а не только для профессиональных участников финансового рынка.
Изменение организационно-правовой формы отвечает также целям расширения структуры органов управления фондовой биржи путем допуска сторонних собственников в качестве "оппонентов" "внутренних собственников", которые представлены членами-совладельцами биржи. Сторонний совладелец (партнер, акционер) будет иметь большие мотивы для инвестирования в фондовую биржу, чем внутренний совладелец. Результаты последних исследований органов биржевого управления показывают, что участие в них других организаций (помимо членов-совладельцев биржи) позволяет сделать управление более эффективным. Это особенно важно в условиях жесткой конкурентной среды.
Таким образом, необходимость поиска нового капитала и создания эффективного биржевого контроля объясняет в значительной мере динамику деятельности ряда бирж в направлении преобразования своего статуса и инкорпорирования.
2.2.3 Структура собственности бирж - членов Федерации
Среднестатистическая фондовая биржа-член Федерации в 1996 г. имела 432 члена-совладельца (брокеры, брокеры-дилеры и др.). За этой цифрой скрывается существенная дифференциация по регионам и странам. В Северной Америке, например, канадские биржи насчитывают в среднем около 80 членов, в то время как в США - 2773, а фондовая биржа МА50АО, объединяющая 5553 члена-совладельца, является самой большой торговой системой среди бирж-членов. Федерации в Южной Америке биржи включают в среднем по 58 членов-совладельцев.
Биржи Азиатско-Тихоокеанского региона насчитывают в среднем 182 члена, Гонконгская фондовая биржа имеет в регионе наибольшее число членов-совладельцев (929), а Сингапурская фондовая биржа - наименьшее (33). В Европе среднее количество членов-совладельцев биржи находится на уровне 62. Это объясняется превалированием небольших бирж на континенте. В то же время интересно. отметить, что даже самые большие европейские биржи, такие, как Лондонская фондовая биржа (300 членов) или Парижская (62), имеют более ограниченное количество членов-совладельцев, чем биржи США
Число членов-совладельцев биржи частично отражает степень концентрации биржевого капитала. В США капитал биржи распылен среди большего количества членов-совладельцев, чем в Азии, Европе или Латинской Америке. В этой связи для членов-совладельцев фондовых бирж в США характерна меньшая степень участия в собственности (капитале, имуществе) фондовой биржи как в абсолютных, так и в относительных значениях по сравнению с другими регионами. Данный факт подтверждается при анализе среднего размера капитала, инвестированного членом-совладельцем биржи. В Азиатско-тихоокеанском регионе, Южной Америке и Европе каждый из них соответственно владеет приблизительно 2,7 млн. долл., 2,7 млн. и 1,1 млн. долл., вложенных в активы биржи, в то время как в Северной Америке - всего около 0,3 млн. долл. Причиной, которая может объяснить отмеченное столь существенное различие, является аспект "места на бирже". На биржах США индивидуальные члены-совладельцы или фирмы должны приобретать "место на бирже", которое позволяет им вести бизнес. Обычно цена "места на бирже" весьма высока и зависит от ряда факторов, таких, как обороты торгов, ликвидность и т. д. Цена "места на бирже" может достигать сумм в несколько миллионов долларов. На биржах за пределами США понятия "место на бирже", как правило, не существует.
Большая часть фондовых бирж-членов Федерации принадлежит их членам-совладельцам (75 %). Но есть различия по континентам. Так, в Америке (Северной и Южной) и в некотором приближении в Азиатско-тихоокеанском регионе фондовые биржи принадлежат исключительно членам-совладельцам. В Европе биржевое членство носит более открытый характер: здесь членами-совладельцами являются только 54 % биржевых участников по сравнению со 100 % в Северной и Южной Америке и 92 % - в Азии. В то время как акционеры владеют 11 %, компании-эмитенты, торгующиеся на биржах, - 8, другие собственники - 27 % (рис. 3). Относительно невысокая доля членов-совладельцев в собственности европейских фондовых бирж объясняется тем, что 17 % бирж этого региона все еще имеют статус, регулируемый специальными правовыми актами, и следовательно, их владельцами, а иногда и единственным владельцем выступает государство в лице министерства финансов, казначейства и т.
Рисунок 2.3 - Структура владельцев фондовых бирж
2.2.4 Политика распределения доходов •
Большая часть бирж-членов Федерации (64 %) - неприбыльные организации. Практически пропорция неприбыльных бирж одинакова во всех регионах и составляет чуть более 60 % (рис. 4). Под прибыльными или бесприбыльными биржами в данном случае подразумевается, что биржа выплачивает или не выплачивает владельцам доходы от своей деятельности в той или иной форме. Высокий процент неприбыльных бирж во всем мире, кажется, начинает вступать в противоречие с организационно-правовой формой и структурой собственности бирж, описанных выше, и свидетельствует о том, что фондовые биржи становятся все более ориентированными на бизнес. Поскольку большая часть фондовых бирж - это компании и их владельцы, то есть частные корпорации и члены-совладельцы, можно предположить, что прибыль также выступает одной из целей бизнеса на рынке ценных бумаг. Не являются ли в этих условиях владельцы фондовых бирж филантропами, если они не получают дивидендов от биржи?
Рисунок 2.4 - Прибыльные и неприбыльные биржи















