93258 (681284), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Спинномозговая жидкость при полиневрите имеет нормальный состав. При полирадикулоневрите она почти всегда изменена. Изменения носят характер белково-клеточной диссоциации с повышением белка и являются довольно стойкими. Они представляют собой единственный убедительный признак, устанавливающий распространение процесса на корешковую часть нервов. Изредка в ликворе обнаруживается умеренный плеоцитоз (6—30 клеток в 1 мм9), что является указанием на отек оболочек или на распространение воспаления на оболочки (менингорадикулит).
Диагноз. Полиневрит не представляет больших затруднений. Трудности возникают, когда имеются значительные отклонения от классического типа и при абортивных формах полиневрита. В таких случаях П. приходится дифференцировать с начальными фазами полиомиелита, с хроническим полиомиелитом взрослых, заболеваниями мышц (см. Миозит), невралытыми формами мышечных атрофии, с гипертрофическим невритом Дежерина—Сотта. Не всегда легок и этиологический диагноз болезни. Характер инфекции и интоксикации (экзогенной) легко определим, когда полиневрит развивается вскоре после них или в течение инфекции. В тех случаях, когда причина болезни оказывается неясной, правильный путь к ее определению помогают найти тщательное изучение всего жизненного анамнеза больного, заболеваний, перенесенных им в прошлом и недавно (инфекционных), и характера их лечения; подробное обследование внутренних органов, особенно печени и желудочно-кишечного тракта, носоглотки, половых органов; ознакомление с условиями жизни и работы, питанием больного.
Лечение в первую очередь должно быть направлено на ликвидацию той инфекции или интоксикации, которые послужили поводом к развитию полиневрита. Характер его определяется родом инфекции. Для выведения токсинов из организма применяют вливания глюкозы, физиологического раствора, обильное питье, потогонные средства, индифферентные теплые ванны или световые ванны. Характер течения реакции организма на инфекцию определяет методы лечения: при вяло текущей реакции желательно применение тонизирующих средств: инъекций стрихнина, неспецифической вакцинотерапии; при бурных и аллергических реакциях необходимо применение десенсибилизирующих средств: вливания хлористого кальция, инъекции димедрола (1% —2—5 мл или внутрь по 0,05 г 2 раза в день), аминазина (2,5% — 1—2 мл) и успокаивающие средства—бромиды, снотворные. С самого начала болезни необходимо применение витаминов В, и С: В, в виде внутримышечных инъекций (5% раствора — 1—2 мл, № 30), витамин С можно вливать в вену вместе с глюкозой. В качестве симптоматических средств для ослабления болей, кроме различного рода анальгетических средств, можно рекомендовать внутривенные вливания новокаина (1—2% в количестве 5—10 мл); в качестве же болеутоляющих находят применение также физиопроцедуры: положительный полюс гальванического тока, ультрафиолетовое облучение, диатермия. Для лечения двигательных расстройств — массаж, гимнастика, электропроцедуры: 4-камерные ванны, ионофорез с введением фосфора, кальция, йода. Для предотвращения контрактур и неудобных для больного фиксаций в суставах конечностей последним придают наиболее выгодное положение путем накладывания лонгет, шин, растяжения мышц наложением мешков с песком, эластических бинтов. При значительных мышечных атрофиях с успехом применяют инъекции экстракта алоэ, аденозинтрифосфорной кислоты. В периоде восстановления и для лечения остаточных явлений полезны мацестинские ванны, грязи; внутрь дают фосфаты (глицерофосфаты, фосфрен), лецитин, липоцеребрин. Из курортов рекомендуют Мацесту, Пятигорск, рапные и грязевые ванны (Саки, Одесса). При возникновении стойких контрактур в конечностях приходится прибегать к оперативному вмешательству.