60391 (673699), страница 2
Текст из файла (страница 2)
С появлением профессиональных воинов и постоянного войска значительно улучшилась их боевая выучка. В конце XVI—начале XVII в. в некоторых армиях появились уставы, благодаря чему боевая подготовка войск начала строиться на основе единых взглядов.
До XV в. армии еще не имели централизованного снабжения материальными средствами. Государство обеспечивало войска только некоторыми видами оружия и боеприпасами. Продовольствие и фураж, а часто и холодное оружие феодалы приобретали самостоятельно. Феодалы и их вассалы должны были являться на службу к королю со своим оружием и снаряжением, лошадью и запасом продовольствия и фуража. В Западной Европе каждый наемник покупал продовольствие и фураж у маркитантов, которые следовали за войсками со своими обозами. Если же продовольствия и фуража не хватало, то наемники занимались грабежом. Не была еще организована и санитарная служба, поэтому умерших от ран и болезней чаще было больше, чем убитых в сражениях.
В русском войске существовала комбинированная система снабжения; часть продовольствия и фуража воины брали с собой, а основные запасы следовали с полковыми и армейскими обозами. Централизованное снабжение войск на Западе впервые осуществил шведский король Густав-Адольф. В районе действий армии он стал создавать склады (магазины), из которых материальные средства доставляли в войска. Иногда перед походом закладывались базы снабжения. Введение централизованной системы снабжения повышало боевые возможности армий, их боеспособность.
Однако в целом за этот период существенных изменений в формах и способах ведения вооруженной борьбы не произошло, поскольку численность войск хотя и возросла, но незначительно, а его подвижность практически .оставалась прежней. Поэтому, как и в период феодальной раздробленности, стратегические усилия в ходе войн в основном направлялись на овладение крепостями. Правда, с появлением более усовершенствованной артиллерии, а также с зарождением приемов инженерной атаки овладение крепостями требовало значительно меньше времени, так как вместо осады можно было применять и штурм. Поучительным примером подобных действий является штурм Казани русскими войсками в 1552 г. Раньше для овладения крепостью с 35-тысячным гарнизоном, какой была Казань, на осаду было бы затрачено несколько месяцев, а то и более года. Теперь же благодаря применению более совершенной артиллерии, минно-взрывных средств, ручного огнестрельного оружия для овладения городом потребовалось всего лишь 40 дней.
На последнем этапе феодализма наиболее существенные перемены произошли в тактике. Массовое применение огнестрельного оружия привело к дальнейшему расчленению боевого порядка, который теперь не только состоял из построенной пехоты и конницы, но и включал артиллерию.
С появлением ручного огнестрельного оружия пехота стала играть решающую роль в сражении. Она стала главным родом войск. Состоявшая из пикинеров и мушкетеров (стрельцов), пехота строилась для боя в колонны (баталии) по 8—10 тыс. человек. Основу каждой колонны составляли пикинеры, как главная ударная сила. Мушкетеры, построенные в несколько шеренг, окаймляли баталию со всех сторон. Отряды конницы, также построенные в колонны, размещались в промежутках между баталиями. Артиллерия ставилась перед боевым порядком пехоты и конницы, в промежутках между баталиями, а также на флангах боевого порядка. Артиллерия и мушкетеры своим огнем завязывали сражение; решающее же значение имел удар сплоченных масс пехоты и конницы.
По мере роста количества огнестрельного оружия глубина боевого порядка уменьшалась, а фронт развертывания войск увеличивался. Таким образом обеспечивалось участие в бою максимального числа ружей. Расширение фронта развертывания боевых порядков и уменьшение их глубины вели к линейной тактике.
К началу XVII в, в связи с увеличением количества и улучшением качества ручного огнестрельного оружия мушкетеры (стрельцы) повсеместно превратились из вспомогательной части войск в основную силу н постепенно вытеснили пикинеров. Это окончательно привело армии европейских государств к линейной тактике.
Русскими войсками впервые линейная тактика была применена в сражении при Добрыничах в 1605 г. с войсками Лжедмитрия 1. В этом сражении русский полководец князь Мстиславский построил пехоту, вооруженную пищалями, в центре боевого порядка в линию по 4—б шеренг. Конницу расположил на флангах. Орудия заняли позиции впереди пехоты н на левом фланге. Наступление начали войска Лжедмитрия I. Русская пехота и артиллерия встретили противника огнем. При этом пехота вела огонь залпами. Противник потерял до 6 тыс. убитыми, наступление было сорвано. Решающим фактором, определившим успех русской армии в этом сражении, явился огонь пехоты из ручных пищалей и из орудий и новая линейная тактика.
На западе линейную тактику впервые применила нидерландская армия в сражении при Ньюпорте (1600 г.), а окончательно она сложилась в ходе Тридцатилетней войны (1618—1648 гг.). В наиболее полной форме линейная тактика была использована шведской армией в сражении при Брейтенфельде (1631 г,).
Дальнейшее развитие огнестрельного оружия оказало влияние и на тактику морского боя: на смену тарану и абордажному бою пришли огневой бой и линейная тактика действий кораблей.
Изменение средств и способов вооруженной борьбы в эпоху феодализма нашло свое отражение в военно-теоретических трудах. Основным результатом развития военно-теоретической мысли явилось создание первых военных уставов, в которых отражалось единство взглядов по вопросам вооружения, организации и ведения боевых действий. Первыми военными уставами феодальных армий были военный устав гуситов, разработанный под руководством Яна Жижки в 1421 г., и устав сторожевой и пограничной службы М, И. Воротынского, введенный в русской армии в 1571 г.
2. Вооруженные Силы Руси и России и их участие в войнах XIII-XVII веков
По другому пути шло комплектование армии на Руси, интересы обороны от иноземного нашествия привели к тому, что образование государства произошло раньше, чем в его недрах зародился капиталистический способ производства.
Состав вооруженных сил русских земель после их завоевания монголами в целом оставался традиционным вплоть до окончания эпохи феодальной раздробленности, но в нем происходили важные изменения в соотношении составных частей и их качества. В первую очередь продолжали усиливаться феодальные элементы войска, составлявшие княжеские дворы.
С гибелью весьма значительной части прежней военной аристократии княжеские дворы приобрели большую однородность. Произошло становление “двора” как корпорации различных категорий служилых феодалов. В нее включаются и бояре. Происходит количественный и качественный рост института вотчины. В этот период появляются “великие бояре”, имеющие у себя на службе собственных бояр. Бояре, в свою очередь, наделяют феодальными правами некоторых своих слуг, в том числе и из боевых холопов, создавая тем самым основу для появления в будущем низшего слоя профессиональных воинов — так называемых “детей боярских”, в который выпадали и потомки размножившихся боярских родов, не получавшие достаточного наследства.
В то же время идет быстрый процесс увеличения числа уделов, сопровождающийся раздроблением и измельчанием “дворов”, приведший уже в XIV в. к появлению “служилых князей”, входящих в состав двора, а в следующем столетии измельчавшие “княжата”, не отличающиеся по своему военному потенциалу, имущественному положению и реальному статусу от многих великокняжеских бояр, стали распространенным явлением.
Во второй половине XIII в. старые категории воинов младшей дружины окончательно уступают место новым терминам: “дворяне”, “слуги вольные”, “слуги дворские”, “слуги под дворским” или просто “слуги”(чаще всего). Изменение терминологии определенно свидетельствует об изменениях в социально-экономических отношениях. В условиях тотального ограбления страны и гигантского оттока серебра в Орду главной формой оплаты за службу должна была стать раздача бенефициев — прав на получение оброков с групп сельского населения, а затем и населенных земель в условное держание. В результате, не позднее первой половины XIV в. в большой степени заново сложился постоянно увеличивающийся слой - сословие лично свободных военных слуг — наследственных профессионалов, обязанных военной службой князю на постоянных условиях (“по отцу”) — за право получения натуральной ренты с конкретных обрабатываемых земель или крестьянских общин. Кроме того, все указанные категории феодалов в качестве вспомогательной военной силы по-прежнему использовали послужильцев разных степеней зависимости.
Заботясь об увеличении своего войска князья старались создать условия для возможного “отъезда” к ним на службу как “княжат” и бояр с их отрядами, так и дворян. Междукняжеские договоры — ”докончания” того времени обязательно включают формулу вошедшую в поговорку: “а слугам вольным между нами воля” (т. е. право сменить сюзерена).
Уже со второй половины XIII в. на русской службе появляются выходцы из Литвы. В XIV в. в составе великокняжеского двора, а также в Новгороде периодически находятся дворы служилых князей Гедиминовичей. Позднее, в конце рассматриваемого периода, на московскую службу начинают переходить и ордынские “царевичи”с отрядами своих мурз, уланов и казаков.
При сохранении ополчения на всем протяжении данного периода его роль, в связи с общим упадком городов на большей части русского северо-востока, снижением политического влияния и обнищанием городского населения заметно уменьшилась, а профессиональные качества снижались.
На общерусском фоне особняком выделяются своеобразные состав и организация войска Галицко-Волынской Руси второй половины XIII в. Ведя ожесточенную борьбу за сохранение независимости от Золотой Орды и одновременно отражая нападения венгерского короля с юго-запада, а также ятвягов и литовцев с севера, в условиях массовых измен галицкого боярства, Даниил Романович Галицкий нашел опору в среде горожан и крестьян. Практически лишившись большей части галичских «оружников», перешедших на сторону короля, он сделал ставку на создание крупных контингентов средневооруженных (за счет казны) конников-«снузников» в кожаных «коярах» и «ярыках» монгольского типа — своеобразный аналог «сержантерии» французских королей. Более того, Даниилом были созданы части пеших стрелков-арбалетчиков способные не только взаимодействовать с конницей, и вести самостоятельные действия, но и решать исход боя.
Столь значительные преобразования в военном деле, приведшие, к тому же, к качественным изменениям — превращению пехоты в решающую силу на поле боя (за полвека до битвы при Куртрэ!) вполне правомерно назвать военной реформой...
С усилением Московского княжества во второй половине XIV в. значительно улучшилась организация вооруженных сил и на северо-востоке Руси, что выразилось как в появлении единого командования общерусского войска, так и в начале проведения общерусских мобилизаций в случае большой войны и зарождении связанных с этим военно-учетных мероприятий. Ко времени Дмитрия Ивановича следует относить введение разрядных книг, с подробными росписями полков и воевод, благодаря которым можно точно представить себе районы мобилизации и участников похода. Первая такая роспись относится ко времени Тверского похода 1375 г. Затем — 1380 г., 1385 г. и далее. В ней перечислены уже не князья-вассалы, как это было до сих пор, и, в ряде случаев, позднее, а нечто подобное военным округам выставляющим определенной численности мобконтингент.
Рода войск. В полном соответствии с происходившими социально-экономическими процессами в данный период продолжала возрастать роль конницы. К тому же на ее развитие мощное влияние оказывал основной противник — он же и сюзерен, заставивший русских князей участвовать в своих походах, что к концу периода все больше начинало сказываться и на подборе конского состава, и на типах используемого вооружения, способе посадки и управления конем и т. п.
Говоря о том, что конница в русских землях поделенных между Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским развивалась главным образом на феодальной основе, признавая, что ополченческий элемент кавалерии в данное время резко уменьшился, нельзя умолчать о том, что в буферной зоне между Русью и ордынскими кочевьями, на верхнем и среднем Дону (так называемый «Червленый Яр»), в запустевших районах старой рязанской, северской и переяславской границ, а также в Поросье, на смешанной славяно-тюркской основе, из остатков прежнего населения, а также бродников, черных клобуков, крещеных половцев и беглецов из Руси, уходивших «...на Дон, в молодечество» в это время начинает складываться казачество. Не будучи под юрисдикцией русских князей вольные общины казаков находились в ведении русской Митрополии и участвовали в Куликовской битве. С распадом Золотой Орды казаки, тяготевшие к Руси в силу своей конфессиональной принадлежности, вышли из подчинения чингизидов и стали союзниками христианских княжеств, в первую очередь Литовского и Рязанского.
Пехота, игравшая весьма значительную роль в середине XIII в., в дальнейшем постепенно теряет свое значение в большинстве русских земель. Почти повсеместно она превращается в подсобный род войск, использовавшийся для охраны и обороны укреплений, десантных операций, осадных и иных инженерных работ и т. п. Свое прежнее значение пехота сохранила лишь в Новгороде, Пскове, а также в Вятке. В этих «республиках» имелись и крупные речные (озерная во Пскове) флотилии. Речные суда военного назначения имелись и в распоряжении великих князей Тверского, Нижегородского, Московского (во Владимире).
Одной из ярких особенностей данного периода русской военной истории стало появление артиллерии. Впервые гром орудийных выстрелов (без ущерба для себя) воины суздальско-нижегородско-московской рати услышали в 1376 г. под стенами г. Болгары (Казань). Спустя шесть лет москвичи уже сами стреляли со стен Кремля из «тюфяков» (от тюркского «туфенг» — ружье) по ордынцам хана Тохтамыша. При этом еще использовали и прежние метательные машины. Еще через семь лет факт завоза «армат», т. е. орудий типа пушек, «из Немец» зафиксировала Тверская летопись. С тех пор и тверичи «уразумели», как из них стрелять.
В дальнейшем, в пору временного ослабления Москвы, Тверь опередила ее в развитии артиллерии. Именно орудия тверского союзника в ходе последней феодальной войны принудили (впервые в отечественной военной истории) капитулировать крепости Зубцов (1465 г.) и Углич (1466 г.) поддерживавшие Дмитрия Шемяку в его борьбе с Василием Темным. В 1469 г. уже московская артиллерия заставила сдаться Галич-Мерьский — столицу шемякина удела.
В XIV в. в землях северо-восточной Руси возобновляется строительство каменных оборонительных сооружений. Возводится московский Кремль, делается попытка строительства кремля и в Нижнем Новгороде.