59927 (673427), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Рис. 5. Осада венецианцами турецкой крепости Сопоро на острове Корфу в 1570 г. Гравюра. Около 1572 г.
С другой стороны, этот процесс облегчался дроблением тимаров, что вынуждало тимариотов увеличивать налоговое бремя, что, свою очередь, вызывало рост недовольства среди крестьянства. Присвоить тимариотские земли в первую очередь стремились представители придворной верхушки, чтобы меньше зависеть от смены султанского настроения. Одновременно в числе держателей тимаров появляется все больше представителей торгово-ростовщического капитала, которые стремились подкупом получить места в госаппарате. Их появление в среде феодалов позволяет сделать вывод о растущем воздействии торгово-ростовщических кругов на аграрные отношения в Турции.
Концентрация земель в руках правящей верхушки была не единственной причиной распада военно-ленной системы. Не меньшее значение имела "нерентабельность" тимара в глазах его владельца. Средний доход тимариота обеспечивал весьма низкий прожиточный минимум. Поэтому была столь важна военная добыча, которая увеличивала его доход втрое, и ее сокращение нанесло значительный ущерб мелким и средним феодалам.
Вторым ударом стало значительное падение стоимости денежной единицы Османской империи акче (в 2-2,5 раза по официальному курсу и в 4 раза на "черном рынке"). Это было связано с "революцией" Цен в Европе, вызванной наплывом дешевого серебра из Америки. В то время как цены на рынке и государственные налоги выросли, размеры финансовых поступлений сипахи с их держаний остались на прежнем уровне. В итоге доля тимариотов в общем объеме феодальной ренты, получаемой с крестьян, нсо сократилась. Например, если в начале XVI века в их пользу шло до 50 - 70% сборов с сельского населения, то к концу века доля тимариотов сократилась до 20 - 25%. В итоге военные расходы, которые несли на себе сипахи, перестали окупаться сборами с тимаров, и феодалы стали все более терять интерес к своим владениям. Боевой дух и желание воевать неуклонно падали, из 10 тимариотов лишь 1 являлся под знамена санджакбея.
Распад военно-ленной системы был ускорен тем обстоятельством, что, начиная со второй половины XVI века, империя не сделала никаких территориальных приобретений. Опасность этого процесса для центральных властей была не только в том, что он повлек за собой резкое уменьшение численности феодального ополчения, бывшего основой войска но и своими социальными последствиями. Недовольные тимариоты, пострадавшие от произвола крупных феодалов и от действия центральных властей, нередко примыкали к бунтовщикам, усиливая нараставшие сепаратистские стремления.
Одним из первых показателей начавшегося упадка стали финансовые затруднения государства. Оказалось, что прежние источники доходов не покрывали растущие потребности казны на содержание армии и огромного военно-административного аппарата.
Османское правительство старалось выправить создавшееся положение путем уменьшения серебряного содержания акче, а затем и ухудшением серебра. Однако употребление испорченной монеты привело к окончательному разладу государственных финансов и вызвало напряжение внутриполитической обстановки.
Выход из кризиса турецкие феодалы видели в усилении эксплуатации крестьянских масс.1-1° этому же пути пошло и государство. В конце XVI - начале XVII века резко возросли размеры податей и были введены новые налоги. Особенно страдал немусульманское население. К началу XVII века подушевая подать (джизья) увеличилась в 5-5,5 раза (с 20-25 акче до 140), а сборщики налогов на местах взимали по 400-500 акче. Еще быстрее росли налоги, относившиеся к категории "чрезвычайных". Они вводились государством в зависимости от конкретных, главным образом военных, нужд, поэтому их размеры не были точно установлены.
Вместе с усилением налогового гнета правительство стало в широких размерах практиковать сдачу земель государства на откуп права сбора налогов. Расширение деятельности откупщиков, быстро превратившихся в подлинных хозяев целых районов страны, означало усиление хищнической эксплуатации зависимого населения.
Во второй половине XVI века тимариоты проявили тенденцию к замене натурального ашара денежным оброком ("кесим"). Увеличение удельного веса денежной ренты имело тяжелые последствия для сельского хозяйства. Обычно замена продуктовой и отработочной ренты на денежную происходит при высоком уровне товарного производства, в Османской ж империи она была обусловлена возросшей потребностью феодалов в деньгах. Поэтому подобный переход не мог стимулировать развитие производительных сил в сельском хозяйстве и лишь усиливал разорение крестьянства. Для уплаты необходимой суммы налогов крестьяне были вынуждены продавать не только излишки, но и значительную часть необходимого продукта. Райят вынужден был прибегать к услугам ростовщиков. Это явление приобрело огромный размах охватив основную часть крестьянства кабальными системами. Характерным явлением стали массовые бега крестьян из деревень, покинутые селения и необработанные поля. Нередки были голодные годы, особенно в отсталых районах Анатолии.
Во второй половине XVI века правящая верхушка Османской империи продолжала осуществлять агрессивную внешнюю политику. Однако новые войны не принесли успехов. В 1571 году турки потерпели сокрушительное поражение в морской битве при Лепанто. В грандиозном морском сражении соединенный флот католических государств Европы (в основном Венеции и Испании) разбил османский флот, потопив или захватив 224 из 277 кораблей. Миф о непобедимости Османской империи был развеян.
Союзники не смогли воспользоваться плодами победы, и это позволило Турции к 1572 году восстановить свою военную силу на море. В 1573 году она смогла захватить принадлежавший Венеции Кипр, а в 1574 году окончательно вытеснить из Туниса испанцев. Неудача астраханского похода 1569 года, потребовавшая значительных затрат, поражение при Лепанто свидетельствовало о начавшемся военном ослаблении империи. В конце XVI - XVII веке османские войска еще не раз одерживали победы-В 1578 году была начата война с державой Сефевидов. В результате Стамбульского договора 1590 года к Турции отошли Тебриз, Ширван, часть Луристана, Западная Грузия и некоторые другие районы Кавказа. Однако эти области находились под властью Турции только в течение 20 лет.
Крестьянские восстания в конце XVI - начале XVII века
Рост цен, усиление налогового гнета, произвол насилие представителей господствующего класса вызвали растущее недовольство народных низов. Они вылились в мощные антиправительственные восстания. Начиная с 1588 года Анатолия становится ареной многочисленных выступлений в различных районах. С 1595 года она оказалась охваченной серией восстаний, объединенных в мощное крестьянское движение, которое получило в турецких источниках название "джелялийской смуты".
Положение в анатолийских провинциях значительно осложнялось военными действиями на турецко-иранской границе, которые шли с 70-х годов. В годы войны на плечи крестьян легли дополнительные "чрезвычайные" повинности, связанные с обеспечением действующей армии провиантом и снаряжением. Войска забирали последнее, что оставалось У деревенских жителей. Поэтому не вызывает удивления, что основную массу восставших составляли разорившиеся и безземельные крестьяне.
Ко второй половине XVI века османские города были не в состоянии поглотить все высвобожденное сельское население. Это объяснялось экономической развитостью города, процветанием ручного труда и кустарного производства, незначительностью спроса. Некоторая часть сельской молодежи заполнила медресе, влилась в ряды янычар. Спецификой турецких городов XVI - XVII веков стал резкий рост городского люмпена. Для решения проблемы "лишни людей" правительство попыталось привлечь их к участию в военных походах в рядах стрельцов-тюфенкчи. Однако со временем отряды левендов превратились в мощную силу, угрожавшую внутриосманскому спокойствию. Часть левендов расходилась по военным свитам мелких и крупных феодалов, часть же превращалась в разбойников.
Действия отрядов левендов переплетались с крестьянскими выступлениями и волнениями среди учащихся медресе и городского плебса. Руководителями восстаний, как правило, были сипахи, которые использовали народные выступления, чтобы вернуть силой отобранные у них земли. Принимали участие в антиправительственных выступлениях и отдельные провинциальные наместники-сепаратисты.
Особенно острая ситуация сложилась в 1596 году, когда недовольство действиями султанских властей охватило значительную часть Малой Азии, Северный Ирак и Сирию. Толчком к открытому выступлению послужила ревизия сипахийского ополчения, когда около 30 тыс. тимариотов были обвинены в дезертирстве во время войны с Австрией и лишены своих ленов. Братья Кара Языджи и Дели Хасан использовали антифеодальные настроения крестьянства, которое протестовало против налогов, взяточничества и произвола чиновников и откупщиков. Отряды повстанцев установили свой контроль за Восточной Анатолией. Кара Языджи стал во главе 20 - 30-тысячной армии, начал рассылать свои указы, назначать на административные и духовные должности своих сторонников, самостоятельно собирать налоги на содержание своего войска. В 1600 году он объявил себя султаном и отказался повиноваться стамбульскому двору. Многие представители местной знати примкнули к нему, надеясь сохранить таким образом свои посты и имущество.
В 1602 году после смерти Кара Языджи руководство перешло к Дели Хасану, который объединился с другими повстанческими властями. Войско овладело Токатом и осадило Кайсери. Султанские власти пошли на переговоры с сипахи, и низшие и средние их слои перешли на сторону султана. Это значительно дезорганизовало восставших, тем более, что сам Дели Хасан в обмен на обещание сделать его пашой Боснии сложил оружие и прекратил борьбу. Воспользовавшись этим, султанские войска сумели в 1605 году разгромить "джеляли". Дели Хасан был казнен.
Рис. 6. Короткий кинжал. Турция.
Несмотря на жестокие репрессии, народное движение в Анатолии не было подавлено окончательно, т чти во всех районах Малой Азии действовали отряды повстанцев, насчитывавших от нескольких десятков человек до нескольких тысяч. Наиболее опасным для правительства было восстание во главе с Календероглу. Он начал действовать еще в 1592 году во главе небольшой группы из 80 человек, а в 1607 году, когда он захватил Бурсу, в отрядах насчитывалось 30 тыс. человек. Сторонники Календероглу контролировали большую территорию от Анкары до побережья Эгейского и Мраморного морей. Лишь в 1608 году опытному военачальнику Куюджу Мурад-паше удалось нанести поражение восставшим. Календероглу вместе с остатками своих войск вынужден был уйти в Иран.
После разгрома восстания Мурад-паше понадобилось еще около двух лет, чтобы ликвидировать повстанческое движение в Анатолии. Жестокие карательные экспедиции не щадили никого. По разным данным, за три года действий войск Мурад-паши было казнено от 65 до 100 тыс. человек.
Напуганная огромным размахом выступлений "джеляли", правящая верхушка была вынуждена пойти на некоторые уступки. В октябре 1608 года султан издает специальный фирман, так называемый "Адалетнаме" или "Указ справедливости", нем султанское правительство обращало внимание местных властей на чрезвычайно тяжелое пологие райя и требовало смягчения феодального гнета и произвола ростовщиков.















