58886 (672841), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Изорнику в ПСГ посвящены три группы статей 42 – 45, 75 – 76, 84 – 87 и две отдельные статьи 51 и 63.
Ст. 42 знакомит нас с изорником и кочетником ( «А которой государь захочет отрод дати своему изорнику … или кочетнику …»). Они живут не на своей земле, а в селе государя. Основное условие хозяйственной деятельности изорника – предоставление ему земли государем. Таким образом, изорник – это пахарь.
Согласно той же статье, изорник (кочетник) уходит с села не в любое время по своему желанию, а только раз в году и по окончании сельскохозяйственного года при соблюдении процедуры отрока – платежа по расчету.
Ст. 42 рассматривает конфликт изорника и государя в связи с отроком. В результате проигрыша процесса об отроке «государь не доискался четверти или огородной части». Запереться «отрока государева» - значит отказаться от платежей по расчету, сделанному государем. Ответчиком в данном случае выступает изорник, поэтому ему и « правда дать», т. е. очистить себя крестоцелованием или возложить тяжесть этого действия на государя.
Отрок, как особый акт сопровождается обязательными платежами изорника, не входящими в состав обычного оброка.
Ст. 45 говорит о взыскании с изорника покруты – либо денег, либо семян. Уход с села без уплаты покруты не делает изорника полностью свободным человеком.
В ст. 76 рассматривается ситуация бегства изорника с села, характеризующая подневольное положение работника на селе у государя. Наиболее вероятная причина его бегства - невозможность или нежелание выплатить полученную ссуду. От платежей бежит, как правило, именно не состоятельный, не удачливый изорник.
Согласно ст. 84 претензии государя по покруте подлежат обязательносу и первоочередному удовлетворению из « живота изрнича» и в случае, если изорник « по умереть у государя на сели». Таким образом, покрута – это ссуда особого рода, она связана с отношениями поземельной зависимости.
Глава 5 «Судопроизводство в Псковской судной грамоте»
5.1 Псковское вече – судебный и законодательный орган
Уже в заглавии «Псковской Судной грамоты» сказано, что она принята «всем Псковом на вечи», т.е. вече принимало и утверждало важнейшие документы города. За посадниками признавалось право выдвижения инициативы в принятии документа, а вече вносило в них изменения либо вычеркивало неугодные строки. Длительный период времени вече выполняло и судебные функции.
Статья 2 ПСГ ограничивает судебные функции веча - отменяет суд на вече и переносит его к князю на сени. Перед нами важная судебная реформа.
Вечевой закон не знает никакой имущественной и социальной разницы, он устанавливает общий принцип: «изличив казнити по его вине».
Ограничение судебных функций веча было направлено против пережитков древней демократии. Социальная сущность реформы состоит в ослаблении влияния рядовых псковичей – участников веча и усиление влияния « феодальной верхушки».
5.2 Суд княжой
В ПФР не было наследственного княжения, а следовательно, и сильной княжеской власти; князя приглашали на княжение по решению вече.
Во- первых княжьему суду принадлежали уголовные дела, во- вторых разбор исков о земельном владении и о беглых крестьянах. Князь получает судебные штрафы.
Особо подчеркивается то, что князь судит у него «на сенех» и за каждое судебное решение полагалась плата.
Псковский суд был закрыт для публики. Производилось письменное делопроизводство и процесс носил обвинительный характер. Князь судил во главе судебной коллегии, которая названа в грамоте «господой». Коллегия состояла из князя двух посадников и сотских.
Грамота говорит и о княжом человеке, который едет на пригород в качестве судьи на судебное следствие, он же пишет судебные документы. За пользование услугами писца взималась плата.
Еще одно лицо княжеского аппарата – вирник – сборщик уголовных штрафов. На важность функций этого человека указывает « закон вирный», содержащийся в «Русской Правде». В то же время, в ПСГ почти не говорится о вирнике ввиду того, что все сборы идут князю и «господе». А с этой позиции вирник малозначителен.
5.3 Посадник
Исполнительная власть в Псковской и Вечевой республике принадлежала посадникам. Как правило, посадников выбирали « из бояр». С 1420 г. избирались два посадника, эта должность была сменяема, но он мог через некоторое время вновь занять ее. Посадник входит в возглавляемую князем «господу» и присягает « судить» право по крестному целованию, а
судом не мститься, а правого не погубити, а виноватого не пожаловати».
В случае избрания нового посадника старый посадник должен был закончить рассмотрение всех начатых им дел, а новый посадник не мог, по статье в ПСГ, изменять вынесенные старым посадником решения.
Между князем и посадником делились штрафы, получаемые от суда: « а княжа продажа 19 денег, да четыре деньги князю и посаднику».
Постепенно роль посадников снижалась и они превращались в чиновников – исполнителей поручений веча.
5.4 Сотские
Наряду с князем и посадником в состав судебной коллегии («господы») входили сотские. Место сотских - после посадника перед псковичами. Вместе с посадником сотские являются представителями Господина Пскова.
С одной стороны, в суде сотские занимали высокое положение, но с другой стороны, «псковичи заботились о том, чтобы несколько человек принимали участие в одном и том же деле в самых важных делах суда требовалось непременное участие и князя, и посадника, и сотских». В этом состоит особенность общественного устройства Псковской земли.
5.5 Церковный суд
Духовенство было неподсудно светскому суду. Псковская церковь подчинялась новгородскому архиепископу, который приезжал раз в три года, собирая налоги.
Статья 1 ПСГ закрепляет положение о церковном суде: «наместнику княжа суда не судити», т. е. дела, сторонами в которых выступали поп, дьяк, монах, монахиня подсудны только суду наместника новгородского архиепископа, но никак не светскому суду.
Но если в судебном споре одной стороной выступало мирское лицо, а другой – лицо, подсудное церкви, то в этом случае по ст. 109 ПСГ, князь и посадник разбирают дело вместе с церковным наместником Пскова.
Заключение
«Псковская Судная грамота» сложилась в эпоху бурного развития феодальных отношений на Псковщине. Но нормы, представленные в ней, имеют значение не только для данного региона. Грамота являет собой новый этап в развитии представлений о видах преступлений и наказаний, классификации преступлений по степени тяжести и развитии судопроизводства (это касается церковного и светского суда), о составе судебной коллегии.
Вечевая городская община во времена ПСГ еще не полностью изжила себя, но нарастает феодальное расслоение среди населения – появляются новые формы судопроизводства.
Достоинство ПСГ в том, что она улавливает и уходящее прошлое, и грядущее будущее. Кодекс развивающегося феодального права, развитой системы уголовного суда – грамота – отражает этап, предшествующий складыванию Русского централизованного государства.
Список использованных источников и литературы
Источники:
-
«Псковская Судная грамота», составленная на вече в 1467 году. Издана по списку хранящемуся в библиотеке князя Михаила Семеновича Воронцова.» Одесса, 1847 г.
-
Василев И.И., Кирпичников Н.В. «Псковская Судная грамота», 1397 – 1467 гг.» « Псковское археологическое общество», Псков, 1896 г.
-
Алексеев Ю.Г. «Псковская Судная грамота». Текст. Комментарий. Исследование.» Центр «Возрождение», Псков, 1997 г.
Исследования
-
«История города Пскова и Псковской земли». «Синодальная типография на Никольской улице», М., 1867 г.
-
Кафенгауз Б.Б. «Древний Псков. Очерки по истории феодальной республики.» « Наука», М., 1969 г.
-
Иванов С.А. и др. « Псков. Очерки истории.» « Лениздат», Л., 1971 г.
-
Алексеев Ю.Г. «Псковская Судная грамота» и ее время». « Наука», Л., 1980 г.
-
Ильичев Л. Ф. И др. « Философский энциклопедический словарь». « Советская энциклопедия», М., 1983 г.
-
Карамзин Н.М. « История государства Российского.» Том У. «Ростовское книжное издательство», Ростов – на – Дону, 1989 г.
-
Солженицын А.И. «Архипелаг ГУЛАГ». «Инком», НВ, М., 1991 г.
-
Евреинов Н. «История телесных наказаний в России», «Прогресс ЛТД», Харьков, 1994 г.
-
Титов Ю. П. и др. « История государства и права России». М., 1996 г.
-
Лукин П. «Не пытай меня, грозный царь!» История пыток на Руси. // «Аргументы и факты», 1997, № 7.
-
Наумов А.В. «Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций.» « БЕК», М., 1997 г.
-
Лабутина И. К. «Псковская Судная грамота» и Российская правовая традиция.» Труды межрегиональной научной конференции, посвященной 600- летнему юбилею «Псковской Судной грамоты». Центр «Возрождение», Псков, 1997 г.
-
Исаев И.А. «История государства и права России». «Юристъ», М., 1999 г.













