58217 (672443), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Началась вторая чеченская кампания и, как результат, новый массовый исход из республики гражданского населения. Численность вынужденных переселенцев, нашедших прибежище, в основном, в Ингушетии, достигла 200 тысяч человек.
Военные действия изменили внутриполитическую ситуацию в Чечне. Перед угрозой поражения лидеры вооруженных группировок объединились, прекратив междоусобную борьбу. С другой стороны, сохранилось жесткое противостояние между ваххабитами и сторонниками традиционного ислама. Многие полевые командиры и религиозные авторитеты готовы замириться с Россией ради искоренения ваххабизма. Но главная особенность нынешней ситуации – это практически полное отсутствие поддержки незаконных вооруженных формирований населением.
2.5 Последствия конфликта
Самым тяжелым последствием войны стала массовая гибель людей, прежде всего, мирных граждан. В Чечне, по официальным данным, потери среди мирного населения составили: около 3 тыс. убитыми и свыше 4,5 тыс. ранеными. К последствиям войны следует отнести и нравственно-психологические раны, которые еще долго будут заживать как в чеченском, так и в российском обществе.
Материальные потери были велики. Многие села пострадали в результате бомбардировок, разрушена столица - Грозный. Бездействовала промышленность. Сильно пострадало сельское хозяйство. Большинство населения не имело постоянной работы. Чечню покинули наиболее образованные, трудоспособные, квалифицированные граждане - то есть та часть народа, которая представляет потенциал нации и воплощает ее надежду на будущее.
Характеризуя нынешнюю ситуацию в ЧР, важно отметить, что основные силы сепаратистов в Чечне разгромлены. Боевики не имеют ни сил, ни средств вести крупномасштабные боевые действия и перешли к тактике диверсионной войны и террора. Война в Чечне, в нынешней ее форме, стала своеобразным промыслом, бизнесом на человеческой крови.
Кредит доверия чеченцев к национал-радикалам полностью исчерпан. Они больше не желают быть подопытными кроликами для экспериментов международного терроризма, а хотят, как любая цивилизованная нация, иметь власть, обслуживающую нужды общества в рамках делегированных ей народом полномочий. Чеченцы могут и хотят почувствовать себя полноправными гражданами России, занять подобающее им место в едином федеративном правовом государстве – Российской Федерации.
Запад, на который продолжают делать ставку чеченские сепаратисты, должен осознать, что ресурсы внутреннего развития Чечни, связанного с политическим процессом, основанном на идеологии этнонационализма, исчерпаны. Чеченский народ в своем подавляющем большинстве отвергает идеологию ваххабизма и власть клептократии. Альтернативу вооруженному сепаратизму может предложить только та часть чеченского общества, которая хочет жить в России и с Россией. А Запад в отношении Чечни демонстрирует политику двойных стандартов. Чеченских беженцев страны Запада не принимают, гуманитарная помощь поступает в ограниченных размерах, зато боевики и их лидеры получают мощную материальную и моральную поддержку. Однако любому непредвзятому человеку ясно, что, только очистив Чечню от террористов и наемников, восстановив конституционный порядок, можно начать процесс возрождения и консолидации чеченской нации. Решающую роль в этом призваны сыграть сами чеченцы. Главное - начать процесс созидания, восстановления разрушенной экономики, социальной сферы и культуры и тем самым сделать войну невыгодной. Федеральные власти должны повернуться лицом к проблемам и нуждам беженцев, мирного населения Чечни.
Вывод
Национальный вопрос остается одним из важнейших и болезненных вопросов современной многонациональной России. В Чечне продолжается партизанская война, периодически происходят террористические акты, кавказские диаспоры зачастую занимаются нелегальным или криминальным бизнесом. Из-за этого люди с темной кожей, плохо говорящие по-русски и довольно богатые воспринимаются в центральной части России славянским населением как захватчики, враги и бандиты. В крупных городах нашей страны после распада СССР начали функционировать националистические организации, однако они не проводят никакой определенной политики, а только громят рынки и избивают лиц неславянской внешности, которые в большинстве случаев ни в чем не виновны. Практически ни одной многонациональной стране мира не удалось полностью решить данный вопрос. В США на протяжении 200 лет пытаются наладить отношения между белыми и афро-американцами; во Франции в 2005 году произошли массовые беспорядки, в которых приняло участие почти все арабское население страны; в России до сих пор не урегулирован чеченский конфликт, и вопрос нелегальных иммигрантов также остается открытым.
Библиография
-
Л.М. Дробижева «Социальные проблемы международных отношений в постсоветской России», М. Центр общечеловеческих ценностей
-
А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков «История России с начала XIX века до начала XXI века» (стр. 845 - 847), издательство «Астрель», 2003 год
-
Н.М. Никулин «Курс современной политической истории России», часть 2 (стр. 293 – 298) издательство «МГИМО-Университет», 2006 год