56734 (671474), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Одновременно усиливалась личная зависимость крестьянских масс от феодала. Гетманские универсалы предусматривали суровые наказания для тех, кто самовольно покидал свои жилища. Феодалы получили право бить нагайкой, заковывать в кандалы, сажать в тюрьмы своих подданных. Продолжали уменьшаться площади крестьянских земель. В некоторых полках Левобережной Украины количество безземельных крестьянских дворов достигло 40 процентов. Увеличилось число так называемых подсоседков — то есть крестьян, которые частично или полностью лишались своей земли и переходили жить в усадьбу более зажиточных односельчан. Они часто попадали в хозяйственную зависимость от них.
Отношение царского правительства к казацкому сословию было противоречивым. С одной стороны, оно стремилось сохранить казачество как дармовую военную силу, с другой — не оказывало особенных препятствий к обезземеливанию казацких хозяйств и потери ими тягловой силы. Это приводило к тому, что среди казачества все больше углублялось социальное расслоение. Рядовых казаков принуждали платить большие налоги старшине, а также содержать местную и царскую администрацию, церковь, стражу, военных музыкантов и др. Вместе с этим выделялась группа богатых казаков — «выборных», которые несли лишь военную службу.
Тяжелым бременем на плечи народных масс легли общегосударственные повинности. Крестьяне и казацкая беднота даже в период летних и осенних полевых работ вынуждены были предоставлять телеги для перевозки грузов, ремонтировать дороги, переправы, мосты, крепостные стены.
2.5 Административное устройство Левобережья, Слобожанщины и Запорожья
В первой половине XVIII в. Левобережная и Слободская Украина сохраняла административное устройство, сложившееся ранее — деление на полки и сотни. Существовало казацкое войско, действовали судебная система, городское управление. Однако в составе централизованного государства, каким была Россия, эти особенности теряли свое значение. Постепенно вводились общегосударственные органы управления. В зависимости от обстоятельств то разрешались, то снова запрещались выборы гетмана. В течение 1722—1727 гг. все дела, связанные с Левобережьем, решал новый орган — Малороссийская коллегия. Спустя некоторое время (1734) управление Украиной перешло в руки так называемого «Правления гетманского уряда», в составе представителей казацкой старшины и русских чиновников. На Слобожанщине также ограничивалась местная система управления. Здесь была проведена реформа, в результате которой позиции самодержавия существенно укрепились.
Некоторые изменения произошли и на Запорожье. В 1709 г. царское правительство Петра I, всегда рассматривавшее Сечь как центр антифеодальной борьбы, и побаиваясь, что запорожцы перейдут на сторону гетмана И. Мазепы, приказало войскам разрушить сечевые укрепления. Перед угрозой репрессий часть казаков вынуждена была перейти на территорию Крымского ханства, где испытывала огромные лишения. И только в 1734 г. царское правительство разрешило им возвратиться на родину и основать так называемую Новую Сечь. Территория Запорожья начала делиться на особые военно-административные единицы — паланки. Всеми делами здесь заправляла старшинская верхушка — кошевой и куренной атаманы, полковники и есаулы. Однако крепостного права на Запорожской Сечи не существовало. Поэтому сюда, несмотря на постоянную опасность, продолжали бежать крестьяне из других украинских земель.
2.6 Правобережье и западноукраинские земли под иноземным гнетом
Во втором десятилетии XVIII в. шляхетская Польша сумела установить свою власть на всей территории Правобережной Украины. Здесь возобновили свою деятельность воеводские органы управления и королевские суды. Магнаты и шляхта снова стали полными властителями края. Укрепив свои позиции на Правобережье, феодалы усилили эксплуатацию народных масс. Уже к середине XVIII в. барщина достигла крайних пределов. Магнаты принуждали бесправных крепостных выходить на работу даже в воскресенье. Летом изнурительная работа на барских полях продолжалась по 13—15 часов в сутки. Кроме того, крестьяне платили множество налогов деньгами и натурой, содержали шляхетское войско. Они теряли свои земельные наделы, которые насильственно присоединялись к барским полям, лишались скота, тягловой силы и т. д. В отдельных дворах на Волыни количество бестягловых и однотягловых в 50-х годах составило около 70 процентов от общего количества всех крестьян. В таком же положении находились крепостные на Подолии, в некоторых уездах Киевщины. На правобережном Поднепровье социальное угнетение было несколько меньшим, что объясняется острой классовой борьбой, происходившей в этом районе, близостью его к границе. Но и здесь постепенно начали создаваться поместья и насаждаться барщина. Чрезвычайно пагубно на крестьянские хозяйства влияли магнатские междоусобицы и войны. Настоящим злом для крепостного было право аренды, предусматривавшее передачу собственником за определенную сумму денег того или иного села другому лицу. Стремясь получить наибольшие прибыли, арендаторы доводили крестьян до полного разорения.
Еще в худшем положении находились народные массы на западноукраинских землях. Там возникли крупные земельные владения феодалов с десятками городов, сотнями сел и местечек. Крестьяне влачили жалкое существование. Современник, посетив Северную Буковину, писал: «Села полуразрушены... население всюду очень бедное».
Иноземное господство тормозило хозяйственное развитие правобережных и западноукраинских земель. Около 80 процентов городов находились в частной собственности магнатов и шляхты. Рассматривая их исключительно как источник обогащения, феодалы грабили городских ремесленников и торговцев, понуждали их отбывать барщину. Только большие города (Каменец-Подольский и Львов) пользовались правом самоуправления.
Но иноземным феодалам не удалось разорвать связей правобережных и западноукраинских земель с Российским государством. Охватывая самые различные сферы жизни обоих братских народов, эти связи стали важной предпосылкой для их будущего объединения.
3. Антифеодальная борьба народных масс
3.1 Антифеодальные движения на Левобережье, Слобожанщине и Запорожье
Крестьяне и рядовые казаки Левобережья, Слобожанщины и Запорожья в ответ на усиление феодального гнета поднимались на борьбу. Они отказывались платить обременительные налоги, подавали жалобы старшинской администрации на своих угнетателей. Крестьяне предпринимали массовые побеги и переселения на Запорожье, в Поднепровье, на Дон. Распространенной формой антифеодальной борьбы стало так называемое «искание казачества». Десятки тысяч крестьян, постепенно терявших свои земли, рабочий скот и превращавшихся в крепостных, стремились доказать принадлежность к казацкому сословию. Они посылали в местные и центральные органы власти письма и просьбы, направляли своих представителей в полковые канцелярии и даже в Сенат.
Доведенные до отчаяния грабежами старшинской верхушки, крестьянско-казацкие массы часто восставали. В 1702 г. крупное выступление крестьян и казаков произошло на Переяславщине. Жители села Воронково и окрестных сел разгромили усадьбы феодалов и ростовщиков, изгнали управляющих старшинских поместий. Но силами верных царизму войск восстание было подавлено.
Борьба народных масс Украины усилилась под влиянием крупного восстания начала XVIII в. в России, во главе с Кондратием Вулавиным, который неоднократно бывал на Сечи. В сформированные им повстанческие отряды вступали запорожцы-беженцы с Левобережной и Слободской Украины. В восьми из десяти полков Левобережья восстали крестьяне и казаки. Антифеодальные выступления с новой силой возобновились в 20—40-х годах XVIII в.
Во второй четверти XVIII в. началась многолетняя борьба крестьян сел Фоевичи и Чолхов Стародубского полка. Возмущенные отказом местных властей удовлетворить их просьбу причислить к казацкому сословию, крестьяне в 1748 г. восстали. Вооруженные колами, вилами, косами, они выступили против карательной команды, введенной в село. В этом же году восстали против местного феодала жители села Кулаги. Они захватили имение и отказались исполнять феодальные повинности. Лишь через два года восстание кулажцев было подавлено. Но вскоре борьба жителей этих сел разгорелась с новой силой.
Неспокойно было на Запорожье, где в 1749 г. произошло крупное выступление казацкой бедноты. Во время общей войсковой рады она арестовала ряд старшин, на окраинах Сечи разгромила дома собственников ремесленных мастерских и кабаки. Но в скором времени это восстание было подавлено.
3.2 Освободительное восстание 1702—1704 гг. на Правобережье
Острая антифеодальная борьба продолжалась на землях Правобережной Украины. Народные массы не примирились со своим угнетенным положением. Особенно крупное восстание крестьян и казаков вспыхнуло в 1702 г. Руководимые знающим и опытным предводителем Семеном Палием и его ближайшими соратниками Самусем, Захаром Искрой, Андреем Абазином, восставшие разгромили польско-шляхетские войска на Киевщине, Подолии и Волыни. Были взяты такие крупные города-крепости, как Белая Церковь, Ушица, Могилев и другие. Обеспокоенное грозным размахом восстания, королевское правительство быстро собрало войско. Вторгшись на Подолию, каратели уничтожили многих крестьян, разрушили десятки сел и местечек.
Но их попытки подавить народное выступление оказались тщетными. В 1704 г. восстание возобновилось с новой силой. Крестьянско-казацкое самоуправление было введено в ряде районов Подолии и Брацлавщины. Восставшим Правобережья оказывали помощь запорожцы, казачество Левобережья, выходцы из Молдавии, Белоруссии, Валахии.
Расправу над восставшим народом готовила не только шляхта, но и гетман Левобережной Украины И. Мазепа. Особенную ненависть у гетмана вызывал С. Палий, пользовавшийся широкой популярностью среди народа. Пламенный сторонник русско-украинского единства, фастовский полковник вел непримиримую борьбу против шляхты, стремился освободить все Правобережье из-под власти Речи Посполитой. Гетман оговаривал перед Петром I С. Палия, стремился вызвать у царя недоверие к полковнику. И это ему удалось сделать. В июле 1704 г. руководитель восставшего народа по приказу Мазепы был арестован. Одновременно карательные войска захватили основные опорные пункты восставших, арестовали и уничтожили сотни крестьян и казаков.
Почти год С. Палий томился в казематах Батуринской тюрьмы. Только в 1705 г. он согласно царскому указу был сослан в Сибирь. Несколько лет народный герой находился в далеком Тобольске. Освободили его лишь тогда, когда стало известно об измене Мазепы. Престарелого, но сильного духом полковника принял сам Петр I. Во время Полтавской битвы С. Палий находился среди казаков, вдохновляя их личным примером на героические подвиги.
3.3 Гайдамацкое и опришковское движение. Олекса Довбуш
Усиление барщины, феодальных и национально-религиозных угнетений вызвало волну восстаний на Правобережной Украине. В начале XVIII в. здесь возникла новая форма антифеодальной и народно-освободительной борьбы, известной в истории под названием гайдамацкого движения (слово «гайдамак» происходит от турецкого «гайде», означающего «гнать», «преследовать»). Гайдамаки действовали небольшими, но очень подвижными отрядами. Повстанческие отряды пополнялись крестьянами, казаками, городской беднотой. В борьбе против феодального гнета объединились представители разных народов — украинцы, русские, белорусы, молдаване, поляки.
Первое крупное гайдамацкое восстание вспыхнуло на Правобережной Украине в 1734 г. Самый крупный гайдамацкий отряд возглавил сотник Верлан. Повстанцы овладели Винницей и другими городами. На призыв Верлана начали подыматься все новые и новые народные мстители. На Брацлавщине действовали отряды Матвея Гривы, Григория Медведя, Мартына Моторного. В пламени пожаров горели имения феодалов, документы королевских судов, воеводских и уездных канцелярий. Только при помощи введенных на Правобережье царских войск польская шляхта смогла подавить это народное выступление. На протяжении 30—40-х годов XVIII в. в Черном, Лебединском и других лесах неоднократно формировались новые отряды повстанцев, которые только им известными тропами уходили на Правобережье. Крупное восстание вспыхнуло весной 1750 г. С него началась новая волна освободительного движения. В то время десятки отрядов, возглавляемых смелыми и находчивыми предводителями Марком Мамаем, Мартыном Теслей, Иваном Подолякой и многими другими, действовали во многих районах Правобережья. Перепуганная польская шляхта оставила свои владения на Брацлавщине и Киевщине, Волыни и Подолии. Гайдамацкие отряды часто осуществляли успешные нападения даже на такие хорошо укрепленные города-крепости, как Винница, Володарка, Умань и другие. Под влиянием этих событий на борьбу поднимались народные массы в других районах Украины, а также в Белоруссии и Молдавии. Но и на этот раз господствующие классы шляхетской Польши и царской России в крови потопили восстание.
На западноукраинских землях продолжалась борьба отрядов опришков. В горных ущельях и лесных дебрях Карпат народные мстители имели свои станы. Отсюда они небольшими группами нападали на угнетателей — шляхту, арендаторов, ростовщиков. Опришков поддерживал весь трудовой народ. Крестьяне оказывали помощь повстанцам продовольствием и прятали их от преследования, ремесленники изготовляли и ремонтировали им оружие. Самого высокого накала движение опришков достигло под руководством Олексы Довбуша. Он родился в селе Печенежине (ныне Коломыйский район Ивано-Франковской области) в семье бедного крестьянина. С детства он познал нищету, бесправие, несправедливость. Вместе с верными побратимами Олекса становится на путь борьбы против эксплуататоров. Возглавляемый им отряд громил панские усадьбы, расправлялся с сельскими мироедами. Опорным пунктом опришков стала гора Стиг. Отсюда народные месники осуществляли стремительные рейды на Дрогобыч, Солотвин, Рогатин, Надворную и другие города. Об исключительной храбрости народного героя, его находчивости создавались легенды. Олекса Довбуш погиб в 1745 г. от пули наемника, соблазнившегося деньгами, которые ему обещала шляхта. Несмотря на смерть народного вожака, движение опришков продолжалось. Повстанческие отряды возглавили его верные соратники.
Разобщенность и несогласованность действий, отсутствие четкой программы обусловили поражение многих восстаний времен феодализма. Но их значение очень велико. Они вынуждали господствующие классы маневрировать, идти на отдельные уступки. Освободительная борьба трудящихся масс приближала время окончательного воссоединения всех украинских земель в составе Российского государства.
Список литературы
-
Сергиенко Г.Я., Смолия В.А. «История Украинской ССР: 8-9 класса» - К., 1989
-
Сергиенко Г.Я. «Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса» - К., 1987
-
Власов В.Ф. «История 8 класса» - К., 2002
-
Телихов Б.В. «Развитие Украины» – М., 1987
-
Сарбей В.Г. «СССР в истории Украины» – Х., 1999